Особенности нашего Успенского поста
Почему нашего? Ведь пост всеправославный? По одной простой, но страшной причине: у нас война. Самая настоящая, братоубийственная с элементами потусторонних вмешательств чисто материального происхождения. Поэтому и пост у нас особенный.
В воскресенье, на Смоленскую, после крестного общегородского хода подошла ко мне наша давняя прихожанка и говорит:
- Никогда я, батюшка, так поста Успенского не ждала. Все раньше думала, что пост этот не очень обязательный, да и никому толком не объяснишь, почему перед Успением, а не после того, как преставилась Богородица, поститься надобно.
- А сейчас почему так ждете?
- Как почему, - удивилась женщина, - Помолятся все, и войну Бог приберет...
А может, и права раба Божия? Приберет зло Господь, умирит противостоящих, вразумит руководящих, усмирит науськивающих. Дай-то Бог такое счастье.
Вот только как объяснить всем, а не только в горемычной Украине живущим, что пост этот так же Великим может стать и всепобеждающим, если он для каждого настоящим постом будет, а не временем очередного воздержания от пищи скоромной да гуляний телесных. Тем паче, что к Кому, как не к Богородице при каждой беде и радости обращаемся и только Ее заступничества ждем.
В крестный ход в воскресенье минувшее мы прошли практически через весь наш епархиальный полупустой и в тревожном ожидании замерший городок. Много было у меня за четверть века священнического служения крестных шествий, но это особенное.
В городе, где нынче даже детский смех в редкость, где практически отсутствует связь, а полки магазинов блестят железной белизной отсутствия товаров, где каждый таскает с собой емкость, чтобы при случае набрать чистой воды - полный храм молящихся и искренность молитвы в глазах.
Прирастал крестный ход в своем пути от кафедрального собора к старейшему городскому Свято-Никольскому храму все новыми участниками, а проезжающие мимо маршрутки, автомобили и автобусы не гудели возмущенно сигналами, как частенько бывало ранее, а останавливались... Выходили пассажиры и водители, крестясь и кланяясь.
Неужто необходимо лишь только такое страшное потрясение, чтобы вспомнил народ крещеный и православный, что мир во зле лежит, и человеческими усилиями это зло не преодолеть?
Я не могу объяснить, разъяснить и растолковать, почему Господь попустил это братоубийство, поймем со временем, но мне сегодня абсолютно ясно, что если протянем руку с надеждой только на Бога, как сделал это апостол Петр, усомнившийся в вере и утопающий в волнах морских, то помощь будет, нужна лишь вера.
Всего две недели Успенского поста. Четырнадцать дней. С великим праздником Преображения!
Он многое может решить, многое предопределить, если будет сочетание нашего внутреннего и внешнего «Я», когда вера, молитва, воздержание и умение простить станут насущной необходимостью.
Это нелегко. Это колоссально трудно. Но возможно.
Наш крестный ход шел по центральной улице епархиального города, асфальт которой напоминает гребенку от прошедшей по ней военной техники. И мы это военное зло ногами своими попирали, потому что в это время ум, душа и мысли были в молитве.
Попрали смерть. Как и положено. Уничтожаем зло. Как и заповедано.
Сегодня именно в этом смысл нашего Успенского поста.
Август 2014
Не имамы иныя надежды, или обычные истории о помощи Божией Матери
Рождество Богородицы, день Ее рождения, этот праздник, как писал святой Андрей Критский, есть «начало праздников: он служит дверью к благодати и истине».
Много сказано проповедей, немало написано торжественных од, богословских статей, рассказов и песнопений, восхваляющих Рождество Богородицы, но все же главной его составляющей является отношение наших прихожан к Заступнице рода христианского. Недаром главные Богородичные праздники имеют именно народное определение - Пречистая.
Несколько примеров о любви к Божьей Матери, доверии к Ее молитвам и скорой помощи вспоминаются. Вот они.
***
- Не могу, батюшка, зуб третий день покоя не дает, - жалуется на вечерней службе у исповедального аналоя наш прихожанин.
- В больницу тяжело сходить? Вон она, рядышком, - отрезаю я и добавляю стандартное: - Здоровье - дар Божий, его беречь надобно.
Стоматологическая поликлиника от нашего храма - рукой подать, метров двести, и по нынешним дорогим временам особой очереди там не наблюдается. Сам советую, хотя понимаю и знаю, что такое страх зубного.
Наутро, перед литургией, вбегает приходской страдалец в храм, берет несколько свечей - и к подсвечнику рядом с «Скоропослушницей»:
- Матушка родненькая, Пресвятая Богородица, дай силы и смелости...
Свечи установил и шустро побежал по аллейной дорожке в сторону больницы зубодробительной.
Обедню отслужили, к кресту прихожане подходят, с клироса читают благодарственные молитвы после причащения. Аккурат к словам «Пресвятая Владычице Богородице, свете помраченный моея души, надеждо, покрове, прибежище, утешение, радование мое, благодарю Тя...» заявляется наш страстотерпец дня нынешнего, с еще болезненным, но уже радостным обличьем. Целует крест и заявляет:
- Если бы не Богородица, да я бы ни в жизнь туда бы не пошел...
***
На одном из соседних приходов служит старенький священник отец Сергий. На службу, по делам приходским или на престольные дни в соседние храмы он ездит на такой же старенькой, видавшей все и прошедшей уже везде, где только можно и нельзя, машине «Нива». Машина часто ломается, новую купить доходы не позволяют, поэтому, собираясь даже в недалекий путь, отец Сергий, обходит, как он говорит, «мой поповоз» вокруг и с четырех сторон осеняет «Ниву» крестным знамением. Для большей уверенности в благополучном завершении предстоящего
путешествия и для собственного спокойствия с батюшкой, куда бы он ни ехал, всегда находится матушка.
- Она у меня за спиной сидит и молитвы бубнит, так и добираемся благополучно, - заявляет отец Сергий.
Матушка же утверждает, что без нее нелегкая (я так и не понял, кто это «нелегкая») батюшку вечно не туда завозит и с ним или машиной обязательно что-то случается.
Последний раз священническая «Нива» проходила техосмотр в начале текущего века, поэтому встреча с работниками ГАИ для отца Сергия всегда нежелательна. Нет, местные стражи дорожного порядка к священнику благосклонны и даже улыбаются, но вот чужие, не из нашего района...
В один из престольных дней приехал отец Сергий к нам на приход. Возвращались мы после службы, обеда и поздравлений в город к вечеру. На подъезде к путепроводу, где практически и начинаются городские кварталы, начали нам встречные машины фарами подмигивать. Мол, берегись, батя, стоят там стражи дороги.
Заволновался отец Сергий. Заерзал беспокойно. А матушка ему сзади:
- Читай кондак Богородице!
- Какой? - спрашивает священник.
- Смоленской! - тут же заявляет батюшкина молитвенница и добавляет: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся...».
- Надо не кондак, а тропарь читать, - ответствует священник и басом возглашает: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем...».
- Нет, кондак требуется, - не соглашается матушка.
Общем, когда подъехали к действительно остановившему нас милиционеру в машине громогласно, антифонно и одновременно исполнялись кондак вкупе с тропарем.
Страж дорожного правопорядка даже документы не востребовал, махнул своим жезлом - езжайте!
Когда отъехали, увидел я в зеркальце заднего вида, что стоит наш гаишник, как вкопанный, и левой рукой крестится.
Дискуссии на тему, что больше помогло - кондак или тропарь, не произошло, матушка лишь сказала:
- Помогла Владычица!
А батюшка добавил:
- Всегда помогает!
***
В храм зашел незнакомец. Долго стоял в уголке. Слушал. Рассматривал окружающее и окружающих. Скептически улыбался, благосклонно усмехался и с всезнающим видом ухмылялся. Было четко заметно: готовит каверзный вопрос.
Так и случилось.
- Вот скажите, отец святой, чего это вы поете «Пресвятая Богородица, спаси нас»? Ведь только Христос спасает!
Я начал искать подходящие слова и определения, но тут вмешалась тетя Нюра, дежурная наша по храму.
- Ты, дорогуша, в детстве, когда за тобой гусак гонялся и ущипнуть хотел, за бабкину юбку прятался?
Незнакомец остолбенел. Помолчал и выдал:
- Было дело, прятался.
- Вот так и мы за Заступницу прячемся и от Нее помощи ждем, знаем, что Она всегда Бога уговорит, а у нас сил мало. Как и у тебя против гуся их не хватало...
Незнакомец как-то сник, пафоса поубавилось, распрощался, даже поклонился и ушел.
Я же пораженный этим апологетическим изыском к теть Нюре с вопросом:
- Анна, вы откуда знаете, что он от гуся прятался за бабушкой?
Тетя Нюра тут же ответствовала:
- Богородица подсказала, - а затем, улыбнувшись, добавила, - Так это же Колька, мальчишкой к нам в село приезжал. К соседке моей, бабке своей, Царство ей небесное. Просто он меня не узнал, а я его, рыжего, хорошо помню!
РАССКАЗЫ
Слепой
Первый раз Сашка просыпался от гула сепаратора и тихого разговора бабушкиных соседок. Они всегда по утрам собирались и молоко на сливки да «обрат» перегоняли. Что такое «обрат», Сашка знал точно, так как самолично его пробовал, и он ему не понравился. Было даже непонятно, как это теленок с таким удовольствием его пьет, а выпив, начинает ведро бодать, требуя добавки.
Если «до ветру» бежать было не нужно, Сашка снова засыпал и вновь просыпался лишь тогда, когда скрипела калитка, расположенная как раз около окна, где стояла Сашкина кровать. Она вообще-то утром часто скрипела, но не будила до тех пор, пока через калитку не шел ОН.
Сашка еще до скрипа слышал постукивание палочки по сухой утоптанной дорожке, затем палка стучала по самой калитке, та с особенным пугающим звуком открывалась. Сердце у Сашки замирало, но он все равно, сделав в накинутом на голову одеяле маленькую дырочку, приподнимался и осторожно выглядывал в окно у изголовья кровати.
Высокая фигура Слепого уже была видна только со спины, но Сашка все же боялся, что он возьмет и свернет к двери их хаты, а не пойдет, как обычно, через сад. Слепой не сворачивал, стук удалялся, страх уменьшался, а осмелевший Сашка шел в переднюю комнату, где на столе под темной иконой всегда стоял глиняный кувшин утреннего молока, большая кружка и отрезанная горбушка бабушкиного домашнего хлеба.
Бабушки с утра в хате никогда не было, она ходила «управляться по хозяйству». Хозяйство заключалось в большом огороде с кукурузой, картошкой, кабачками, подсолнухом и прочими овощами, которые надобно было заготавливать на зиму. В хозяйство еще входила всякая живность, из которой Сашка уважительно относился лишь к корове и ее теленку. Гусей с индюками он не любил. Гуси вечно шипели и пытались ущипнуть его за ногу, а индюки, с грозным шорохом распустив хвост, клокотали что-то по-своему, всем видом показывая, что они Сашку за своего не признают.
- Ба, - как-то вечером спросил Сашка, - а Слепой правда страшный?
- Чего он страшный, онучек? Ему просто Бог глаза не открыл. Но он по-своему все видит и все про всех знает, - ответила бабушка.
Сашка такого объяснения понять никак не мог. Во-первых, было непонятно, почему Бог всем глаза открыл, а Слепому нет, а во-вторых, как это можно видеть с закрытыми глазами и все про всех знать? Сашка даже пытался сам с закрытыми глазами ходить, постукивая перед собой бабушкиной палкой. Как ни стучал, все равно через порог споткнулся и больно набил коленку.
Почти каждое лето приезжал в деревню Сашка. Для бабушки он рос быстро, для себя - не сильно заметно, а вот деревенский Слепой
в своих серых брюках и таком же сером пиджаке, казалось, ничем не менялся. Как всегда, в одно и то же время по утрам все так же скрипела калитка, и раздавался знакомый стук его палочки.
Сашка уже знал, что зовут его дядя Коля, но как ни старался, почти никогда первым поздороваться со Слепым у него не получалось. Только соберется сказать «Здрасьте, дядь Коль», а Слепой уже говорит:
- Здравствуй, Саша.
И как он узнавал, что мимо Сашки проходит?
Чудеса.
Впрочем, его деревенские друзья-мальчишки рассказывали, что когда они на речку или на курган пойдут, то их матери всегда у Слепого спрашивали:
- Николай, ты не знаешь, где мой запропастился?
И тот всегда отвечал где, с кем и куда чадо искомое убежало.
Прошли годы. После окончания школы Сашка собрался поступать в университет, да вот только силенок не хватило. По конкурсу не прошел. Огорчаться было некогда, так как вскоре вызвали в военкомат и вручили две бумажки с большими печатями. Первая - о призыве в армию, а вторая для прохождения медицинской комиссии, чтобы определить в какие войска неудачника-абитуриента направить. Когда со сроками призыва определились, поехал Сашка к бабушке в деревню попрощаться.
В те времена от армии не прятались, горя в двухгодичной службе не видели, даже поздравляли будущего солдата с тем, что он настоящим мужчиной станет.
Бабушка же была грустной. Она часто присаживалась на древний табурет под иконой, перебирала сухонькими руками неизменный и всегда надеваемый фартук и все повторяла:
- Ох, не дождусь, наверное, я тебя, онучек.
В тот день к вечеру, когда Сашка приехал, он услышал знакомый стук палки. Дверь в хату отворилась, и вошел Слепой. Дядь Коля был все такой же, может быть, лишь чуточку погрузнел. Все так же вверх смотрели его невидящие глаза, и по-прежнему на лице его была та же неизменная улыбка, любящая всех и вся.
- Ну, здравствуй, Саша! - обратился Слепой к будущему солдату, одновременно определив своим деревянным поводырем, где находится еще один свободный табурет.
Дядь Коля присел и, еще не дождавшись ответа, продолжил:
- Я тут тебе для армии очень полезную вещь принес.
Сашка точно знал, что бабушка еще никому не успела рассказать о том, что ее внука в армию забирают, да и он сам никого из старых знакомых не встречал и о своей будущности не распространялся.
- Дядь Коль, а ты как узнал, что я здесь и в армию меня забирают? - не удержался от вопроса Сашка.
- Ну, что ты приехал, я услышал по шагам твоим, да и калитку ты так же открываешь, как и лет десять назад, а вот что в армию забирают, - тут Слепой задумался, - наверное, Бог подсказал.
У Сашки в те годы отношения с Богом были сложные. Он для него был интересен, но вот чтобы верить и как нынче говорят - исповедовать, такого не было. Вернее, когда Сашка на икону смотрел, то Бог становился реальностью, а без внешнего напоминания Он как-то в стороне находился.
- И как же он тебе подсказал? - не удержался от вопроса Сашка.
Дядь Коля от ответа не ушел и отговоркой не отделался, а как бы из своей слепой темноты на Сашку посмотрел и ответил:
- У Бога свой язык. Он через сердце говорит.
И затем, как бы понимая, что Сашка тут же задаст еще один вопрос по этому поводу, быстро добавил:
- Так я же тебе вот что принес для армии.
И Слепой вытащил из внутреннего кармана своего серого пиджака маленькую, наклеенную на тонкую дощечку, иконку с изображением какого-то святого с мечом и в кольчуге.
- Это кто? - спросил Сашка.
Слепой удивился.
- Неужто не знаешь? Святой это твой - Александр Невский.
- Коль, так отберут же в армии, скажут не положено, - вмешалась в разговор бабушка.
- Не отберут. Знаю, - уверенно сказал Слепой.
Так и произошло.
Не отобрали, хотя покушений на образ святого было множество. И командир взвода в учебной части на Украине, и командир подразделения в Казахстане, да и сам замполит части пытались икону забрать. Не вышло.
Так и осталась иконка у Сашки.
Прошло много лет. Очень много.
Ушла в мир иной, не дождавшись внука из армии, бабушка, а несколько лет назад похоронил Сашка отца. На годовщину смерти приехал уже поседевший Сашка домой к матери, а та попросила съездить в деревню, где родился отец, привезти на его могилку земли с Родины.
Поехал Сашка.
Бабушкиной хаты уже не было. Постарел сад. Заросли бурьяном тропинки детства.
Дом же слепого дяди Коли так и стоял на том же месте. Сашка решился зайти, хотя и понимал, что вряд ли найдет там того, кого знал с тех по человеческим меркам древних лет.
Приоткрыл калитку.
На скамейке у покосившегося от времени флигеля сидел в сереньком пиджаке старенький, седой Слепой...
Сашка долго не мог даже слово сказать. И лишь проглотив сжавший горло комок, пару раз вздохнув, произнес:
- Здравствуй, дядь Коль!
Слепой повернулся к Сашке. Глаза его, как и тогда, в далеком далеко, смотрели вверх. Слепой некоторое время молчал, как бы задумавшись, а затем на его лице появилась все та же добрая улыбка.
- Ваня (так звали Сашкиного отца) уже помер, значит, это ты, Саша?
Поповское
Недавно захожу в свой бывший сельский храм.
В притворе бабуля хнычущую внучку лет 6-7 ругает, мол, «щэ трошки» подождать не можешь. Внушение заканчивается огорченным взмахом руки и сердечной констатацией-вопрошением: «Шо за дурний пiп тебе хрестив?!»
— Что случилось? — вопрошаю.
Бабуля подняла глаза, тут же сложила руки лодочкой под благословение и затараторила:
— Та вот шдняла, привела, а оно на мiстi не стоiть и до дому просится.
Все ясно. Причащаться внучку впервые притащила, а та от непонимания, необычности и многолюдия испугалась. Стандартная ситуация.
Уже когда с бабулей объяснились, спросил я у нее:
— А когда вы ребенка окрестили?
— Як родилося, так и охрестили. Туточки.
— Ну и слава Богу, — подумал я, а потом посчитал годики. И вышло, что «дурний пiп» очень даже хороший мой знакомый.
Вот и думаю, рассказать ему... или как?
Иду снова и снова искать местную смоковницу.
Они и у нас растут. Многочисленно.
Провинциальные тайны войны
Военные тайны. Они существуют, хотя их не желают замечать.
Они происходят явно, но о них не рассказывают для всех.
Они насколько оригинальны, настолько и страшны.
Их будут скрывать всегда, даже тогда, когда о днях нынешней гражданской войны будут говорить только в прошедшем времени и бессмысленное, политиками спровоцированное противостояние, прекратится. Придут дни, когда смолкнут орудия, и тут же обязательно появятся фамилии бравых генералов-победителей, а несколько десятков отутюженных глянцевых героев, вкупе с военными стратегами новой формации будут давать интервью, рассказывая о собственных подвигах, смелости и отваге.
Но наряду с горем ни в чем не повинного народа обязательно останутся страницы событий, не заполненные вниманием. То, о чем не говорят, что прячут, что умалчивают или отмахиваются, как не о бывшем...
Проще всего искать виноватого, легче всего винить ближнего, как и беспроигрышно заниматься аналитическими раскладками, усевшись пред мигающим монитором компьютера. Тут тебе и стратегия, и тактика, и мурлыкающий рядом кот с ароматным запахом кофе из любимой чашки.
События складываются из мгновений, из частных разговоров, из конкретных маленьких дел, с того, что подумал, что решил, что сотворил именно в эту минуту. Минутки станут часами и сутками, разговоры превратятся в решения, а частички разнообразных дел обретут форму целенаправленно выполненной задачи.
Каждое из событий - сумма частностей, из которых некоторые не оглашаются, скрываются и имеют гриф: «Хоть бы никто не узнал!»
Вот о них, то бишь о «военных тайнах» и поговорим.
Батюшка и батя
В храме по вечерам тихо. Горит лишь одна лампадка у распятия, а в левом углу, где стоит поминальный стол, как всегда скребется церковная мышь, которую отец Федор, после долгих попыток ее извести, признал приходской тварью и приказал «не чипать». Так было всегда.
Последние четыре года батюшка каждый вечер объезжал на своей инвалидной коляске храм, прикладывался к иконам, наизусть вычитывая молитвы на сон грядущий. Дело в том, что он - почетный настоятель прихода, а службу правит и церковным хозяйством занимается уже молодой священник, воспитанник отца Федора. Годы служения у почетного настоятеля не простые были, многое пришлось за веру и верность претерпеть. На здоровье сказались времена, когда священника за человека не считали, издевались да преследовали. Хотя и сегодня правая рука у отца Федора былую силу и крепость помнит, а вот левая вкупе с ногой работать и ходить отказали.
Горевал священник изначально, что литургию служить полноценно не может, да прихожане успокоили своей нескончаемой чередой к исповеди да посоветоваться.
Все было бы к завершению жизненного пути отца Федора благополучно, размеренно и знакомо, да вот беда - война нагрянула. Устроил лукавый пляску в крае шахтерском, да не просто искушениями жизненными, а снарядами, бомбами, ракетами, блокпостами и рьяным озлоблением друг на друга.
Никогда, даже в мыслях, батюшка не допускал, что возможно такое горе, а оно пришло. Сокрушался изначально священник: «Как же так: в войну родился и в войну помирать придется?», а затем смирился, понял, что и этот крест перенести надобно. Не искал отец Федор виноватых, молился лишь об умиротворении, да чтобы Бог вразумил и тех, и этих.
Даже когда снаряды над храмом курсировать начали, когда сыпались стекла с окон соседних хат и домов, когда минометная мина взорвалась в церковном дворе, ранив церковного сторожа, и в его большом селе остались только сидящие по подвалам старики и старухи, священник о мире Бога просил, да о погибших молитвы возносил.
Вот и сегодня до обеда грохотало недалече, в стороне большой автотрассы. Затем стихло. Батюшка изначально даже приободрился немного, да вскоре понял, что не к добру эта тишина, когда с улицы ни звука. Даже собаки голоса не подавали и храмовая дверь за полдня так ни разу и не скрипнула.
— Господи, вот так к концу дней своих и узнаешь, что такое «зловещая тишина» и «давящая пустота», — подумал отец Федор, перекрестился да и поехал к себе келью, которая рядом с храмом в бывшей сторожке располагалась.
Не удалось священнику добраться до своего маленького домика. Гость помешал. Да еще какой! Таких на приходе отродясь не бывало.
Прямо у церковных ворот, прогрохотав гусеницами, подняв облако пыли, остановился военный бронетранспортер с двумя белыми полосками на броне.
— Украинская армия, - произнес про себя отец Федор, развернул коляску и покатил навстречу вылезавшему из военной черепахи офицеру. То, что это именно офицер, священник не сомневался, хотя на новых формах рассмотреть звездочки на погонах издали невозможно. Властность и начальственность сразу видна, да и немалые годы армейские себя выдают и манерой, и взглядом. Даже говорить ничего не надобно...
— И зачем же ты, воин, прикатил к храму на этой бесовской телеге? - начал с вопроса отец Федор и продолжил, — или свечку поставить, или молебен отслужить? Так в храм с оружием никак нельзя.
Офицер подошел к коляске священника и по-военному представился:
— Подполковник Сидорчук, — а затем сложил руки лодочкой, пригнул голову и добавил, — благословите, батюшка.
Отец Федор, сменив суровость взгляда на более ему присущий, осенил подполковника крестным знамением, но вопросы задавать продолжил:
— Так чего на ночь глядя прикатил? Какая нужда?
— Так просьба у меня, батюшка, — смиренно ответил офицер, — очень серьезная просьба. Помощь ваша необходима.
— Тогда пошли в келью - ответил священник, — или в храме поговорим?
— В храме тяжко будет об этом говорить, пойдемте к вам, — ответил подполковник.
— В келью, так в келью. И чайку попьем, к разговору он всегда надобен.
Пока отец Федор готовил чай, подполковник рассказывал.
— Я, отче, командую батальоном, причем батальоном срочников. Пацаны одни, по 18-19 годков каждому. Не хочу сказать, что не обучены солдатики, но опыт боевой у них на нуле, да и жизни они еще не видели. Нам же приказано к границе выходить, а на пути три села, где ваши «сепары» стоят и, насколько мне известно, пропускать нас они не собираются.
— Ты мне вот что скажи, — прервал офицера священник, — зачем вы вообще сюда пришли? Кто вас звал?
— У меня приказ, отче, я военный человек, присягу принимал, и приказ должен выполнять.
— А если тот, кто приказы отдает, не в своем уме? - не унимался священник, - Если им лукавый правит? Это надо же свои своих убивать пришли...
— Батюшка, — взмолился офицер, — давайте хоть с вами не будем политиков обсуждать. Тут иное, сегодняшнее и страшное намечается.
Помогите! Политики уже натворили, пацанов спасать надобно. Ведь ваши сорокалетние мужики перещелкают их, как курчат. Они ведь местные. Каждый кустик знают и все овражки им знакомы, да и мотивация...
— Это так, — подумав, согласился священник, — И чем же я помочь могу? Молитвой? Так молитвой приказ сатанинский вряд ли остановлю, тем паче исполнители уже начали его исполнять.
Подполковник встал из-за стола, повернулся к иконам, перекрестился, и, смотря в глаза отцу Федору, попросил:
— Отче, Христа ради, съездите сегодня к командиру местных военных, поговорите с ними. Пусть мое предложение обсудят.
— Какое предложение? - не понял священник.
— Вот карта, я здесь все обозначил. Мы повоюем пару дней, но в разные стороны, а потом... А затем я найду способ увести батальон с этого района. Это уже мои проблемы.
Отец Федор долго молчал. Думал, насколько искренен его нынешний посетитель, но сердце подсказывало: честный человек пред ним. Но все же...
— Пойдем-ка служивый в храм, помолимся и решим, - подвел итог разговору священник.
После молитвы позвонил батюшка своему молодому преемнику, и поехали они в соседнее село к командиру местного ополчения...
***
Два дня грохотало в полях, балках и посадках. Военные лупили во всю мощь по юго- востоку, а «сепары» по северо-западу. Кроме расплодившихся этим военным летом зайцев, фазанов и кабанов никто не пострадал.
А подполковник слово сдержал. Увел своих молоденьких солдат на третий день...
Страус-сепаратист
Село, как, впрочем, и окрестные поселения, по балочке растянулось. Точно посередине его рассекает трасса к областному центру. Можно разогнать машину километра за три до первых сельских хат и строений и катиться с горки до самого центра с магазином, памятником, клубом, школой и церковью. Дальше небольшая речушка, поросшая лозой с ивняком, и вновь вверх, на новый бугор.
Половина села в огородах да в «колхозе» (сколько ни меняй форму собственности, а все едино название) трудилась, хлеб насущный зарабатывая, другая же половина на недалекую шахту ездила, уголек рубать. Наглядный пример смычки крестьянства и рабочего класса.
Мирное село, безобидное, но со всеми полагающимися и привычными деревенскими особенностями, то есть в обязательном порядке есть авторитет, официальной властью не наделенный, но все по полочкам расставляющий и примиряющий; в наличии местный юродивый, которого все гонят, но почему-то кормят и одевают; в любой год имеется умеющий лечить «травник», а также творящая заговоры и снимающая сглазы «ведьма», которую даже недавно построенная церковь из обихода не вывела. В общем, все как положено и из века в век расставлено.
Как известно и исторически доказано, все беды к нам с запада приходят, начиная от коммунизма, нравственной грязи, называемой «демократическими ценностями» и заканчивая колорадским жуком. Вот и война эта, неожиданная и никому не нужная, оттуда же притопала.
Не верили изначально сельчане, что такое вообще возможно. Даже когда загрохотало вдали и земля начала под ногами подрагивать, а ночью стало видно зарево горящих полей, гнали они от себя мысль, что и на их подворья придет разорение и смерть. И лишь когда украинский самолет «по-хозяйски» в клочья разнес сельскую подстанцию, оставив пять окрестных сел без света, поняли, что беда близка.
Потянулись вереницы пожилых людей в дальние от дороги хутора, а молодежь с маленькими детьми, погрузив в легковые машины самый необходимый скарб - в Россию. В селе осталась пара сотен жителей, решивших «как Бог даст, так и будет».
Еще за день до того, как противоположные бугры заняли ополченцы и украинская армия, оставшиеся сельчане проснулись от рева коров, блеянья коз и гусино-утиного клокотанья. Да и не мудрено, кормить и доить их надобно, ведь в безопасный тыл худобу вкупе с пернатыми не забрали. Просто открыли сараи и птичники: гуляй не хочу. Птица приспособилась быстро, июль на дворе. В огородах все спеет, зеленеет и произрастает. Утки с гусями к местному ставку подались, да там и поселились, а вот коровы с козами...
Бедные сердобольные старушки, село свое покидать отказавшиеся, целый день с «молочной» скамеечкой по подворьям ходили, коз и коров доили, а вечером, когда вместе собрались, не могли решить, куда эту прорву молока девать.
Собаки, дворняги местные, с цепи спущенные, сначала погрызлись между собой немного, а потом лучшее занятие нашли. Дело в том, что украинский «литак», трансформаторную будку уничтоживший и отчитавшийся, что разгромил бронетанковую колонну российско-сепаратистских войск, стрелять, видимо, прицельно не умел, поэтому попутно уничтожил местный крольчатник сельского фермера. Кролики, оглохшие от разрывов, нежданно обрели неизвестную им свободу и, не зная, что с ней делать, жались к дымящимся остаткам собственного жилья, не понимая, что любимое ими сено и капуста растут рядышком и в большом количестве.
Стадный рефлекс, как всегда, везде и для всех, стал для представителей данного отряда грызущих гибельным. Их заметили и учуяли собаки. Кроличье сафари продолжалось даже тогда, когда военные украинцы вступили в боевое соприкосновение с военными ополченцами. Ни автоматные очереди, ни минометные разрывы, ни пакеты «градов» истребления кроличьего поголовья не прекратили.
На третий день после исхода основного населения над селом загрохотало. Окопавшиеся на противоположных буграх военные нещадно обстреливали друг друга из всего оружия, которое было у них в наличии, а так как «зброя» данная, что у одной, что у другой стороны была образца хрущевских семилеток, то артиллерийские снаряды летели, как попало и куда попало, а пулеметы, как у незабвенного Попандопуло, «в своих пуляли».
От непрекращающихся целыми днями обстрелов, разрывов и свиста летящих над селом в обе стороны снарядов и ракет шевелилась под ногами земля, вздрагивали деревья, загорелись уже поспевшие поля с ячменем и пшеницей.
В первый, да и второй вечер огненного противостояния, когда залпы немного утихали, пробирались под заборами и плетнями оставшиеся в селе старики друг к другу.
— Семен, ты живой там? - кричит старушка в сторону соседского погреба и боится, что не услышит ответа, потому что рядом с подвалом, где был сенник и стояла скамейка, зияет большая земляная дыра от прилетевшего неизвестно откуда снаряда.
— Живой, Фрося, живой, — слышится в ответ.
— Ой, слава тебе, Господи, — крестится старушка.
И так по всему селу. Зовут друг друга, заглядывают по окнам, боясь не услышать и не увидеть. И хоть понимают, что лучше в разных подвалах и погребах лихо это смертельное пережидать, чтобы не всех снарядом или ракетой накрыло, но самому или самой еще страшней, еще горестней. Вот и сформировались в селе несколько «подвальных», как нынче дед Семен говорит — «подпольных группировок». Как только загрохочет с любой стороны, так и семенят старики к ближайшему подвалу, где вместе лихо переживают.
— Страшно было? - спрашиваю у нашей прихожанки, которая еще немецкую войну помнит.
— Да как же не страшно, батюшка? Как и в ту войну, германскую, боязно. Смертушка и так не радостна, а когда безвременная, да свои в своих стреляют, ох как страшно. Сидим в погребе, друг к дружке прижмемся и все молимся да рассуждаем, как же так Бог попустил нам горе такое?
— Ну и почему попустил? — не удерживаюсь от вопроса.
— Как почему, ясно тут все, не слушали мы Его, - отвечает старушка, - Сначала народ один разделили, а теперь дальше пучочками делят и переламывают, а дальше стебельки останутся, их просто согнут и будут не Богу кланяться, а тем, кто богами себя считают.
Но это уже позже разговоры разговаривали, да дни грохочущие смертью вспоминали, а сельское прошедшее лето, которое теперь последующие поколения не иначе, как военным называть будут, еще одним событием прославилось.
Дело в том, что аккурат перед приходом «освободителей», которых жители не иначе, как «каратели» величают, приобрел местный фермер трех страусов, которых и поселил рядом с крольчатником. На кой ляд они были нужны, до дня нынешнего не понятно, но как рассуждают сельчане, купил он их лишь для того, чтобы пред друзьями своими похвастаться. Не перевелись ведь в селах наших оригиналы: тот свиней вьетнамских растит, другой петухов заморских коллекционирует, ну и третий решил свою особенность и оригинальность изобразить, страусиную ферму основать.
Страусов отродясь никто в селе не видел, ведь завезли их незадолго до того, как со стороны, откуда жалкие пенсии и зарплаты к нам приходили, пушки на гусеницах приехали, да машины с трубами, из которых пакетами смерть грохочет, пожаловали.
Первая артиллерийская пристрелка «освободителей» окончательно уничтожила не только остатки крольчатника и бывшую ферму вкупе с ремонтными мастерскими, но зацепила и несколько подворий. Досталось и страусиному жилью, в щепки сарай и высокую изгородь разнесло. Самый младший страус сложил свою африканскую голову на земле донбасской, а два его собрата остались целы и, естественно, очутившись на воле, пошли знакомиться с окружающей действительностью, чем и спасли оставшуюся часть кроличьего поголовья.
С визгом разбегались от этой невидали собаки, тревожно отпрыгивали в стороны козы и свиньи вкупе с телятами. Да и как не испугаться, если на тебя страшилище роста великого, с глазами, как блюдца, с шеей неестественной, лапами костлявыми, да еще и местами в перьях, стремглав несется?
Когда «освободителей» не солоно хлебавши ополченцы прогнали, предварительно отобрав у них практически все, что стреляло и на гусеницах ездило, поделилась со мной старушка рассказом. Тихонько рассказала, чтобы никто не слышал, боялась, наверное, что не поверят ей, или скажут, что с глузду бабка съехала.
— Батюшка, а ты знаешь, я ведь беса бачила.
— Когда? — спрашиваю.
— Да когда нас убивать пришли.
— Может, показалось вам?
— Да нет, батюшечка. Точно бачила. С погреба вылезаю, как стрелять прекратили, а он стоит и на меня смотрит.
— Кто?
— Так бес же, отче! Здоровый, шея длинная, облезлый весь, очи черные, а вместо рта клюв с зубами, а вместо ног лапы страшнючие, как у онука в книжке дракон...
Объяснять старушке, что это страус был, мне как-то не с руки стало, а она продолжает:
— Может, грех на мне какой большой? Так я, кажись, уже обо всех рассказала. Теперь страх на мне великий, чем же я так Бога прогневала, что Он ко мне беса попустил?
Бабушку я успокоил, да и наверное, сельчане ей уже объяснили, что это за бесяка был на дракона похожий.
А страусы куда-то ушли. Видели их ополченцы, как они по балке перемещались, а вот куда делись - неизвестно.
Может быть, в Африку к себе убежали, - туда, где войны нет?
Забор
Надежда красила забор. Старенькие серые покрытые трещинами-морщинами деревянные рейки преображались под зеленой краской и как будто молодели...
Всегда находились дела домашние. Казалось бы - управься утром с