Петров пост: очередная четверть в школе любви
Две недели Петровского поста позади, но ежегодные «страсти» по поводу его «нужности-ненужности» никуда не делись. Фразу, что нужны только зимний Рождественский пост и весенний Великий, а остальные без надобности, довольно часто можно не только в интернете прочесть, но и услышать на приходах.
Не удивительно, когда кривятся и протестуют те, для кого храм Божий лишь «преданье старины глубокой» и «дань традиции». Известны и сомнения сторонников новых и новых послаблений: они ропщут и в Великий пост, что уж говорить о посте апостольском, когда через неделю после Троицы напоминаешь о Петровом посте...
Но это некоторое число людей с особыми взглядами. Мне же хочется ответить на вопросы простых, не погруженных в полемику прихожан, которые жалуются на тяжесть этого летнего воздержания в пище и развлечениях. И на мой взгляд, делают это зря.
Дорогие! А что, собственно, вас смущает?
Раскройте любое печатное издание или включите телевизор, тут же наткнетесь на советы о похудении, о том, как избавиться от лишних килограммов и рекомендации о пищевом рационе для поправки здоровья. Вы же так любите эти статьи почитывать и передачи смотреть! Где же логика?
Разве мы охаем и ахаем (о тяжелой жизни, искушениях и неприятностях) от недоедания? Чаще как раз наоборот! У большинства наших прихожан медицинские карточки в поликлиниках напоминают приключенческие произведения (по грехам и здоровье) объемом в «Войну и мир».
Так чего же на пост пенять?
Мы, кстати, не задаемся вопросами, когда после любого светского праздника (к которому стремились, готовились и денежки собирали) обязательно следуют дни большого труда, как физического, так и умственного. А разве это не резонно отнести и к церковным великим праздникам?
Давайте вспомним: со Светлого Христова Воскресенья мы были практически в повседневном духовном празднике и в послаблениях телесных. Разве не пора и честь знать? Не пора в себя заглянуть?
Помните перифраз шекспировского «Гамлета» у Высоцкого «Я повернул глаза зрачками в душу, а там сплошные пятна черноты»? И для того чтобы суметь глянуть, пост обязателен. Иначе пятна не видны будут...
Красота, Богом данная, только лишь тогда полноценна, когда свою меру знает. Так давайте соблюдать эту меру, привыкать не только наслаждаться покоем и отдыхом, но и подниматься вовремя на духовный труд. Чтобы не заплыть жиром и не облениться.
А лениться в любви нам никак невозможно. Каждый православный знает, что наша вера — это круговорот любви в природе. Но любовь не бывает без сострадания и жертвенности, без труда и понуждения себя — как в телесном, так и в духовном плане. Так давайте же не избегать возможности получить новые уроки в этой школе любви, которую для нашего спасения открывает церковное Предание! Давайте после каникул посидим за «партами» еще одну учебную «четверть».
В канонах нашей Матери-Церкви четко записано, что после Недели всех святых до апостольских торжеств - пост предписан. Это сделано не просто так, не по человеческой прихоти, а для нашей пользы. И главное здесь то, что без внутренней сосредоточенности, анализа своей личностной троичности (тело, дух, мысли) никак невозможно по-настоящему откликнуться на призыв Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).
А летним дням, отпускам и дачам Петровское воздержание никак не мешает. Старину вспомните. И сенокос, и работы по хозяйству, и уборка овощей с фруктами, и пост! Все вмещалось.
И не надобно бояться и стесняться своего вежливого отказа от приглашения на очередное веселье тела, как и нет ничего плохого в объяснении, почему в эти дни вы не налегаете на скоромное. Боитесь «вдруг чего люди скажут»? Пусть скажут. Не бойтесь: даже если при всех подтрунят - не беда, а вот уважать сильнее будут. Если, конечно, кроме поста телесного не забудете о любви к ближним. Без которой любой наш аскетический подвиг теряет смысл.
Петров пост - зачем?
Петров пост и кратким, и длинным бывает. Все от времени Пасхи зависит. Если Светлое Христово Воскресенье к лету поближе, то и пост короче, а вот если Пасха Христова в весне ранней обретается, то апостольский аскетизм для нас и больше месяца может длиться. Но каким бы временным промежутком Петров пост ни определялся — все едино много недоуменных вопросов возникает, даже у тех, кого мы воцерковленными людьми называем. И главные из них следующие: Зачем нужен Петров пост? В чем разница между нами до и после него?
И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего?
Логически кажется верно, но почему же «Петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением приумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения.
Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут.
В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.
— Странно, — подумалось, — может, случилось что?
Слава Богу, с семейством было все в порядке, просто они все в саду вишню рвали. Урожай в тот год хороший был, ветки просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков», так в селе скворцов зовут, страстных любителей полакомиться зреющей вишней, не гоняли. На всех хватало.
Услышал я голоса из сада, понял, что никакой беды не произошло и решил помочь семейству. Хозяйка, Никандровна, мне на пояс широкий плат повязала, да так, чтобы впереди он как сумка был, в которую ягоды надобно складывать. Ведро ведь за собой таскать неудобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху, без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией, да еще и с ведром или банкой не то что неловко, но и опасно, как для меня, так и для вишни.
Взобрался я на дерево к пучкам вишневым, собираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни в таких же садах прошли...
Назад в будущее, то бишь в настоящее, разговор вернул. Муж Никандровны взрослого сына уму-разуму учил:
— Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты три жмени всего — и на вареники не хватит.
Сын в ответ на отцовские замечания резко срывал плоды, да хмуро под нос что-то бурчал. Разобрал я лишь то, что жалуется парень на ночь короткую. Не выспался он.
— Когда же тебе спать, — резюмировал отец, — С клуба и гулянки своей уже засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем... Вишь, сколько ее Господь благословил.
Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не потому, что сына распекал. Дело молодое, понятно все, сам таким был. Оттого на сердце слова легли, что в них вся сущность необходимости поста раскрывалась. Если дело делать собрался, то развлечения в сторонке оставить надобно и приготовиться к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, что Он такой урожай дал.
А разве не вмещает в себе пост Петровский все эти условия?
В стороне праздничные Пасхальные и Троицкие дни, впереди труды, чтобы до следующего урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определяются: «Без Бога ни до порога».
У апостолов в те времена когда они Духа Святого получили, та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной
— Воскресение Христа, праздник утверждения — Вознесение Господне и праздник рождения Святой Церкви — Пятидесятницу с радостью и ликованием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).
Для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот по этой-то причине и установлен неизменный обычай (сегодня это уставное правило)
— после святых и радостных дней проходить поприще поста.
Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку без ограничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся.