Вступительные комментарии д-ра Доуи
«В Христианской Вселенской церкви я собираюсь по букве и по Духу соблюсти устройство, существовавшее в церкви Нового Завета. По благодати Божьей я хочу подготовить семьдесят учеников, которые, полностью осознавая цель своей миссии и пройдя вначале подготовку в Сионе, отправятся по двое во все уголки этого города и будут совершать свою работу от дома к дому. Я буду координировать работу диаконов, диаконис и пресвитеров, а также пасторов, учителей и проповедников. Я собираюсь осуществлять это дело в соответствии с истинами Нового Завета, рукополагая на эти служения людей, которых призвал Бог и которым Он дал соответствующие способности. Я буду проводит!» эту работу очень тщательно и последовательно как в воскресных школах, так и в обычных школах, где люди будут учиться не только букве Божьего слова, но и Его Духу; они получат всестороннее христианское образование — от детского сада до колледжа — и будут с салюта начала готовиться к выполнению Божьего дела во всех уголках этого города.
Мы будем широко распространять книги, газеты, брошюры и трактаты на всех языках, на которых только говорят люди в нашем городе, пока каждый человек в Чикаго не получит как минимум одно печатное издание.
В основополагающих вопросах мы требуем единства. В вопросах же, не столь принципиальных, мы даем полную свободу, и в решении каждого из них должны подходить к людям с любовью.
Собрание объявляется открытым и будет проходить в форме свободной дискуссии на тему, изложенную в моем обращении от 22 января. Не стесняйтесь задавать любые вопросы, которые Господь положит вам на сердце.
Преп. г-н ДЖОУНС: Позвольте Вас спросить, не существовало ли в первоапостольской церкви служений, которые, подобно апостольскому, остаются поныне в силе, и есть ли такие служения, которые были бы ограничены временем, — как, например, служение пророка? Может ли в современной Церкви существовать такое служение, которое даст человеку способность предсказывать события будущего, как это делал апостол Павел, а также получать вдохновение свыше?
Д-р ДОУИ: Замечание д-ра Джоунса неверно. Служение пророка в Церкви является постоянным — таким же, как служение апостола или учителя. В Первом послании к Коринфянал112:28 ясно говорится: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Не существует никаких ограничений относительно продолжительности действия этих должностей: апостольской, пророческой или учительской. Слово «поставил», по-гречески «ЭТЕТО», означает «внедрил» как постоянную часть или постоянную организацию. Что же касается предположения нашего брата относительно временной природы пророческого служения в Церкви, я бы сказал, что оно неверно, и пророческое служение оставалось в Церкви после воскресения Христа.
Существовало большое количество пророков и пророчиц. В книге Деяния Апостолов 21:10,11 говорится о пророке Агаве. У евангелиста Филиппа (Деяния 21:8,9) было четыре дочери, которые пророчествовали.
Я не вижу никаких причин, чтобы дар пророчества был забран у людей, и верю в его существование. Служение пророка многое объединяло в себе. Пророк мог выполнять другие служения — например, быть учителем, — а каждый апостол был также и пророком. Власть апостола была такой же пророческой, как и апостольской, и в той же мере она была учительской, как и апостольской. 2h"o служение включает в себя все возможные дары, и того, на ком был «знак апостольства», Бот использовал в каждом из даров, о которых идет речь в двенадцатой главе Первого послания к Коринфянам. Если вы исключаете пророчество из числа девяти духовных даров, вы отвергаете один из важнейших принципов учения Божьего слова, а именно: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Римлянам 11:29). Если вы признаете, как вам и следует сделать, что дар пророчества — это непреложный дар Церкви, тогда служение пророка должно существовать.
Преп. г-н ДЖОУНС: Нет никаких вопросов относительно получения пророческого вдохновения...
Д-р ДОУИ: Теперь по поводу вопроса о вдохновении. Несомненно, пророческое вдохновение продолжает посещать людей. Но оно должно полностью соответствовать Божьему слову в его каноническом изложении. Я уверен, что каждый день, когда я, или любой другой верный служитель Христов, произношу Божье слово, оно несет с собой вдохновение.
Г-н МАРЧ: Однако оно ничего не добавляет к вдохновенным словам Библии.
Д-р ДОУ И: Совершенно верно, и если кто бы то ни был, добавит или отнимет от слов пророчества, находящегося в Библии, тот подлежит осуждению, согласно сказанному в книге Откровение Иоанна 22:18,19.
В то время как я никому не позволю предлагать лиге что-либо в дополнение к истинам Божьего слова, дар пророчества будет действовать в рамках Божьего откровения — Библии, основываясь на принципах и учении Нового Завета. Применение этих принципов в Божьей Церкви открывает огромные возможности для вдохновения в Слове, учении и молитве, а также в пророческом служении. Как в рамках Конституции Соединенных Штатов существует множество возможностей применить каждый из принципов свободы, так и в рамках Божьего слова можно толковать и применять его в современных условиях.
Преп. д-р БЕРНС: Говоря о принципах созидания Церкви, мне кажется, что мы стоим на апостольском и пророческом основании, где Сам Иисус Христос — наш краеугольный камень. Следовательно, возможно лишь одно основание, и если это основание уже заложено, мы не можем строить на нем новую Церковь.
Д-р ДОУ И: А новой Церкви и не может быть, если это только не ложная церковь. Истинная Церковь, если мы говорим о се организации, не нова, а та, что нова, не является истинной. Нам необходимо христианство старого времени, и поэтому мы желаем возродить церковную организацию старого времени в Христианской Вселенской церкви.
Преп. д-р БЕРНС: Должны ли мы понимать, что если у нас в будущем будут апостолы, то мы должны строить свою церковь на их учении, как на учении первых апостолов?
Д-р ДОУИ: Божья Церковь во все времена должна быть цельным и совершенным строением, и какой она была девятнадцать веков назад, такой она должна быть на земле и в девятнадцатом веке. Для Божьего дела необходимо, чтобы сегодня она была так же хорошо оснащена и организована, как тогда. Поскольку организация первой церкви была апостольской, пророческой, учительской и так далее, то такая же организация необходима нам и сегодня. Такова наша позиция.
Г-н КАЛВЕРЛИ: Помню, как однажды д-р Доуи с грустью сказал: «Не знаю, смогу ли я увидеть еще хоть одного апостола». Я же думаю, что смог увидеть одного из них, и мне кажется, что он главный из современных апостолов. (Глядя на д-ра Доуи под звуки громких аплодисментов).
Д-р ДОУИ: Я не имел ни малейшего понятия об этом, но раз так сказал наш дорогой брат Калверли — совершенно искренне, как он всегда говорит, — он сделал это не из желания польстить. Однако я также совершенно искренне говорю вам, что не считаю себя достигшим глубины истинной кротости и смиренномудрия, необходимой апостолу, которая была у человека, сказавшего: «Я меньше меньшего из всех святых и недостоин называться апостолом». Но если мой благой Господь смирит меня и сделает в меру кротким для того, чтобы я стал тем, кем хочу быть, и кем, я надеюсь, в известной мере являюсь — рабом рабов Господних, — то тогда, быть может, я действительно стану апостолом, отдавая себя на служение всем людям.
В становлении апостола ценится не то, каких высот вы достигли, а то, насколько вы смогли смирить себя. Важно не стать «господином над наследием Божьим», важно то, сможет ли человек, называющий себя апостолом, настолько смириться, чтобы в сердце своем сказать, как говорил апостол Павел: «Истинно и достоверно сказано, что Господь Иисус пришел в этот мир, чтобы спасти грешников, из которых я первый». («Я первый», а не «я был первым».)
Я не знаю, есть ли здесь люди, представляющие себе апостольское служение, как нечто помпезное, а апостола — носящим тиару и держащим скипетр. Если это так, то они глубоко заблуждаются. Служение апостола действительно предполагает высокое положение в Церкви, но его власть — это власть человека, способного поставить себя ниже всех.
Думаю, у некоторых из вас сложилось неверное представление о власти в Божьей Церкви. Власть в Божьей Церкви не похожа на власть в правительстве Соединенных Штагов, где человек карабкается по пирамиде, состоящей из его товарищей, к вершине своих амбиций, ради достижения своих целей и удовлетворения личной гордыни. Власти в Церкви достигают те, которые все более и более смиряются, становясь все более и более кроткими, пока они не положат свой дух, душу и тело к ногам страждущего человечества, находящегося под проклятием греха и болезни, и пока они не начнут жить и не будут готовы умереть за него и за Того, Кто жил и умер за него. Вот что я имею в виду, говоря о власти апостола в Церкви».
В конце собрания присутствующим были предоставлены на обсуждение следующие принципы, на которых должны были строиться взаимоотношения между верующими в церкви:
«Во-первых, мы признаем богодухновенность, непогрешимость и самодостаточность Священного Писания как правила для веры и жизни христианина.
Во-вторых, мы признаем, что членом христианской церкви не может быть тот, кто не покаялся в грехах и не принял Христа своим Спасителем.
В-третьих, этот человек также должен искренне исповедывать свою веру и знать в своем сердце, что он истинно покаялся и уповает на Христа, а также имеет свидетельство в меру данного ему Духа Святого.
В-четвертых, все прочие суждения следует считать личным мнением отдельных людей и не влияющими на решение вопроса о единстве в церкви».
Как позже увидят читатели, познакомившись с дальнейшей историей церкви «Скиния Сиона», планам Джона Александра Доуи по восстановлению апостольского служения не дано было осуществиться. Несколько лет спустя после смерти д-ра Доуи основанная им церковь отменила это служение. Другие организации обнаружили, что назначать «апостолов» — сущий пустяк, только вот с этим назначением человеку не дается власть, необходимая апостолу. Сегодня мы нуждаемся в апостольском служении, осуществляемом мужами Божьими, которые не ищут и не принимают звания апостола — титула, который реально будет только мешать их служению. Апостольское помазание — это фактор, сделавший служение д-ра Доуи таким, каким оно было. Когда же он, в конечном итоге, стал называть себя апостолом, его служение не поднялось, а пошло на убыль.
Глава 22