Доуи оставляет церковную организацию
Настало время, когда Джону Александру Доуи нужно было принять самое важное решение — решение, от которого зависела его будущая жизнь, и оказавшее спустя много лет глубокое влияние на судьбы десятков тысяч человек. (Об этом читатель, возможно, уже давно ожидал услышать.) У Доуи, с его неординарным мышлением, не было сочувственного отношения к холодному, формальному и лишенному творческой жилки церковному служению того времени. Его душа горела страстью благовестника, жаждущего достичь через проповедь Евангелия как можно больше людей для Христа, и он изумлялся и терял терпение при виде служителей церквей, казавшихся такими безразличными к судьбам тысяч людей, умирающих вокруг них.
В действительности его пасторское служение было успешным, но он также прекрасно понимал, что его напористость не одобряли лидеры его деноминации и принимали ее без особого энтузиазма. Он также знал, что к применяемым им прогрессивным методам евангелизации масс относились с недоверием, если не с враждебностью. В одном из писем к Жене говорится, что система конгрегационалистской церкви подавляет инициативу и энергию личности, делает людей инструментами деноминации, или, что еще хуже, — заставляет мыслить по-мирски, «делая их надменными, равнодушными, сухими и бесполезными; в большинстве своем – хорошими кораблями, но плохо управляемыми и ужасно перегруженными мирской суетой».
В конце 1877 года Джон Александр Доуи, оставляя пасторское служение в Ньютауне, объявил также о своем намерении оставить коигрсгационалистскую церковь. Как ранее говорилось, у него уже давно появилось растущее с годами желание спасать в крупных городах погибающих, отверженных людей, которые никогда не слышали Евангелие. Он попытался представить себе возможность собрать вместе много людей, входящих в различные общественные группы, чтобы проповедовать им Евангелие, и размышлял о создании церкви, которая бы работала день и ночь, возрождая к духовной жизни гибнущих без Бога людей. В начале 1878 года Доуи навсегда разорвал отношения с конгрегаиионалистской церковью и приступил к осуществлению намеченных планов своей новой работы. С уверенностью, что Сам Бог привел его к принятию этого решения, он арендовал аудиторию Королевского театра в Сиднее.
Главной трудностью, которая мешала Доуи начать свое новое служение, был недостаток финансов. Он никогда не обладал большими способностями в планировании собственных расходов, а его родственники не горели желанием участвовать в данном начинании, так что не стоило ожидать, что они предложат ему свою помощь. Единственное, что он мог сделать, чтобы не отказаться от осуществления своих планов, — это продать мебель и переехать в менее дорогую квартиру. В конце концов Доуи так и поступил. Его жена, будучи более послушной своему мужу, чем многие другие жены в подобных обстоятельствах, была готова смириться с любым решением своего мужа. Годы спустя, проповедуя с кафедры в Чикаго, д-р Доуи рассказал о тех проблемах, которые ему приходилось решать в то время.
«Я вспоминаю один из самых трудных шагов, которые мне довелось свершить, находясь дома в Австралии. У меня была прекрасная коллекция картин, и мне доставляю большое удовольствие спускаться в свою художественную мастерскую и по очереди любоваться каждой. Я вспоминаю одну из них, которую любил больше всех. Это была картина известного австралийского художника «Дом птицы Лир». Бывало, я подолгу любовался чудесами, которые сотворил Бог — глубиной тенистого леса, небесной синевой; иногда мне казалось, что я слышу пение птиц и наслаждаюсь прохладой лесной чащи. Большим утешением для меня было просто сидеть и смотреть на эту прекрасную картину.. Но я хотел провести ряд собраний в Сиднее, а у меня не было па это денег.
Я посмотрел вокруг и увидел много вещей, без которых мы с женой смогли бы прожить. Мы решили, что нам не нужен такой большой дом, что сможем обойтись без картин и многих других вещей. Я выставил свои великолепные картины на аукцион и продал их вместе с нашей ценной мебелью. Мы сняли дом поменьше, после чего смогли совершить Божье дело в этом городе. Я остался без своей красивой мебели и картин, но благодаря тому, что я продал свои земные сокровища, увидел мужчин и женщин у ног Иисуса Христа, приобретенных для Него».
Начался период болезненных переживаний для его жены Джини, в течение которого Доуи пришлось пережить много неудач и разочарований. Можно было с уверенностью сказать, что они сломали бы волю человека менее решительного и посвященного своей цели. Бог призвал этого молодого служителя к исполнению особой миссии, но только после того, как ему пришлось пережить годы разочарований и огорчений, он начал четко понимать Божий план. Разрыв Доуи с конгрегационалистской церковью в конце своего пасторского служения в Ньютауне был важным шагом в определении будущего направления в жизни и служении.
На деньги, вырученные от продажи своего имущества, Доуи смог арендовать помещение Королевского театра в Сиднее, и уже в первой половине 1878 года начал проповедовать перед сравнительно небольшим церковным собранием. Однако, количество людей, посещающих собрания, быстро росло, и через месяц его аудитория достигла почти тысячи человек. Доуи помогали некоторые из тех. кто посещал его служения в Ньютауне. Возможно, он бы приблизился к своей цели, если бы остался в помещении театра. Но, к сожалению, плата за аренду была слишком большой для церкви. Поэтому он был вынужден перебраться в Дом протестантских собраний - здание, расположенное менее удачно.
Однако молодой служитель не позволял обстоятельствам разочаровывать себя и в середине апреля публично объявил о своем намерении открыть Свободную Христианскую церковь. На свое предложение он получил хороший отклик, вдохновивший его. Вскоре церковные служения были перенесены в Дом Каменщика. Но с этим начинанием были связаны возникшие тяжелые финансовые обязательства — к тому времени Доуи находился практически без средств. У него на тог момент не было никаких личных финансовых сбережений, которыми он мог бы воспользоваться, и, когда пришло время платить за аренду дома, он одолжил сто фунтов. Как часто случается в новой сфере деятельности, было очень много неожиданных неудач и трудностей, ставших серьезным препятствием на пути к успеху. На дворе стоял июнь — начало зимы в Австралии, — период сильных бурь и непогоды, вследствие чего сильно сократилась посещаемость церковных собраний. Обещания финансовой помощи, на которую Доуи надеялся, не исполнялись в самый ответственный момент. Временами приходилось бороться за обеспечение минимальных жизненных потребностей, и молодой служитель не осмеливался увеличивать свой долг. Когда разочарования и неудачи достигали своей критической отметки, он чувствовал искушение прекратить борьбу и вернуться на светскую службу. Но Бог чудесным образом открыл для него путь, и с приближением весны и улучшением погодных условий посещаемость его собраний возросла.
Наконец, свет надежды снова засиял. Служение в Сиднее набирало силу, и Бог давал материальную помощь через новых людей, обращавшихся к Богу. Все. кто находился теперь рядом с Доуи. помогали ему не ради денег — они были верны ему и верили в успех его служения. В это время Доуи размышлял над историей Гедеона, чье войско, в котором было тридцать две тысячи человек, постепенно уменьшалось. пока, наконец, не осталось триста человек. Он был поражен, насколько точно эта история соответствовала его собственным обстоятельствам. Он получил ободрение и не сожалел о предпринятом шаге, но утверждал, что «скорее бы научился шить палатки, как апостол Павел, чем занял место пастора в самой упитанной, самой сонной и самодовольной «Лаодикийской» церкви, которая выглядит преуспевающей в своих собственных глазах, тогда как Бог смотрит на нее как на бедную, убогую, слепую и нагую».
Такая оценка духовного состояния церквей в Сиднее и его окрестностях не была лишена оснований. За пять лет чисто членов сорока трех конгрспшионалистских церквей выросло лишь на пятьсот тридцать пять человек — это менее чем на три человека в каждой церкви ежегодно. Обращение, по меньшей мере, ста из них было результатом служения Доуи. Во время его пасторского служения церковь в Ньютауне выросла на семьдесят процентов, что доказало ему возможность начала духовного пробуждения с пробуждения Церквей. Размышляя над летаргическим характером церковного служения и в то же время наблюдая ужасное духовное состояние тысяч погибающих душ, Доуи пришел к выводу, что должен найти Божий путь приобретения для Христа огромного числа людей, не слышавших Евангелия спасения.
Принимая во внимание то, над чем Доуи размышлял и в чем теперь начинал участвовать, можно было ожидать, что он встретит сильную оппозицию, прежде всего потому, что его методы борьбы с распространенными в то время грехами и характерный для него активный протест против поверхностной религиозности вызывали негодование у людей, которых они затрагивали. Одним из его нововведений было распространение по городу большого количества литературы, которая, конечно же, оказывалась и в семьях членов других церквей, что вызывало бурю негодования у некоторых пасторов. Интересным кажется, на наш взгляд, ответ Доуи одному из церковных служителей:
«Уважаемый сэр.