Молодой Доуи начинает трудиться
На пасторской ниве
Теперь, когда молодой Доуи был готов проповедовать Евангелие, ему необходимо было решить, где начинать свое служение. Сначала он думал вернуться в Шотландию. Но прежде чем принять окончательное решение. Доуи посетил городок в южной Австралии под названием Альма. Там он получил приглашение от собрания пасторов конгрегациалистской церкви, которые предложили ему работать вместе с ними. Поначалу отказавшись, потом он понял, что в этом заключался Божий промысел для него, и первого апреля 1872 года Доуи принял их приглашение. Его обязанностью было проводить собрания в нескольких общинах, находящихся на расстоянии нескольких миль друг от друга. Центральная церковь находилась в двух милях от Альмы, или в шестидесяти — к северу от Аделаиды.
Заняв место за кафедрой проповедника, молодой служитель стал обличать наиболее распространенные пороки своего времени и особенно — употребление алкогольных напитков. Выпивка была обычным делом среди служителей церкви, не говоря уже о прихожанах, и верующие, находящиеся на его попечении, несомненно, не были исключением. Как и следовало ожидать, дерзновенные проповеди Доуи, обличающие грех, не прибавили ему популярности у прихожан, которые вскоре перешли к открытому негодованию. Молодой пастор, конечно же, не смог этого не заметить. Однако многие члены церкви поддерживали Доуи, и немало мирских обывателей в округе привлекали его проповеди. Тем не менее, служение развивалось медленно, и, несмотря на его огромные усилия, он, казалось, был не способен пробудить верующих от духовного летаргического сна. Результаты, которых ему удалось достичь, были ничтожно малы по сравнению с теми, которых он ожидал. Доуи решил, что будет только напрасно тратить время, оставаясь в Альме. В декабре он направил руководству церкви письмо с просьбой об отставке.
«Альма, 5 декабря 1872 года.
Уважаемые братья и сестры.
После многих молитв и размышлений о Божьем руководстве в моей жизни, я твердо решил оставить свое пасторское служение, и посему передаю это решение в ваши руки. Я предлагаю привести его в исполнение в субботу 29 декабря.
К этому решению я пришел с великим сожалением. И хотя мои надежды не оправдались, все же я рассматривал ваше предложение на пасторство как Божье назначение.
Я всегда был глубоко заинтересован в улучшении духовного состояния, в котором находитесь вы, а также люди, окружающие меня, ради которых я трудился, чтобы приобрести их для Искупителя.
Я горячо молю Господа, чтобы Он Духом Своим направлял вас в ваших будущих действиях.
Когда этот испытательный период жизни на земле канет в блаженную вечность, которую Христос приобрел для нас, я надеюсь встретиться с вами там, где не будет ни боли, ни страдания. Пока же «пусть Бог мира совершает вас в каждом добром деле, которым вы творите Его волю».
Ваш во Христе,
Джон Александр Доуи».
Церковь восприняла его отставку «глубоко опечалившись». Еще находясь в Альме, Джон Александр Доуи получил приглашение на пасторское служение в Мэнли Бич, неподалеку от Сиднея. Церковь оказала ему радушный прием, и люди заполнили аудиторию, так что даже не хватало места. Перспектива казалась отличной, однако он был глубоко обеспокоен отсутствием осознания греха большинством местного населения, и в своем письме к церкви Доуи писал о вероятности того, что в жизнь людей приходит Божье осуждение за их грехи. Вот что говорится в его письме от 3-го декабря 1873 года:
«Саранча каждый год становится источником угрозы урожаю. Участившиеся в последнее время засухи вызывают опасения. Я сожалею, что во многих местах урожай сокращается и по другим причинам. Но уверен, что это — далеко не все, чего заслуживают люди, пожинающие эти беды. Ибо Бог никогда не осуждает нас в полной мере, как мы того заслуживаем, — как лично каждого, так и целый народ. Мы, однако, так привыкли к изобилию Его благодати, что начинаем возмущаться и горько роптать, будто нас обидели, когда Он перестает посылать изобилие в нашу жизнь. Как же это глупо и лукаво! Однако виновными в этом безрассудстве каждый день становятся тысячи людей, и оно является самой низкой формой непочтения Бога».
Всю свою жизнь Джон Александр Доуи жил с беспокойством в своем духе. Казалось, что с самого рождения он знал о своей особой миссии, которую обязан исполнить. Однако должно
было пройти много лет, прежде чем он полностью понял природу этой миссии. Бог учил Доуи, и одним из первых откровений, которые Господь дал ему были безнадежность и обреченность Души человека, живущего без Христа. Еще тогда, во время своего служения неподалеку от Сиднея, Доуи начал понимать порочность общества и необходимость его духовного возрождения силой Духа Божьего. В октябре 1874 года он писал:
«Страшные сцены, которые я выдел, и звуки, которые слыша по соседству с Австралийским Залом и во всех прочих местах, произвели на меня тягостное впечатление. Я пришел к выводу, что в том городе много зла ибед. Нельзя пересказать и половины того, что мне известно. По моему твердому убеждению, со стороны видно гораздо больше одном десятое части того зла. Во всех общественных классах наблюдается рассадник зла и безнравственности, и пока люди ведут дискуссии о внешней стороне религиозной жизни, огромное множество человеческих душ ожесточается в своих пороках, оставаясь рабами страстей своей тленной плоти. Девять десятых всех случаев неверности Богу в жизни всех общественных классов, по моему мнению, коренятся в их безнравственности. Ибо душа человека инстинктивно вопиет к живому Богу до тех пор, пока ее не заглушают грехи, сознательно противящиеся любым мыслям о чистоте, и лишь после того сердце, испытывающее чувство страха и вины, начинает оспаривать существование Бога, отрицать Его законы, отвергать Его Сына и бежать от Его присутствия».
Но вместе с откровением об абсолютной беспомощности человека без Христа, Бог преподал Доуи ещё один урок: о том, что сердце человека в значительной мере мертво и бесчувственно к духовному, а его уши закрыты. Поэтому человеку, желающему донести Евангелие до масс людей, необходимо вначале послужить исцелением и духовным избавлением пленникам, скованным дьявольскими цепями. Только тогда люди, живущие в местах, где прочно обосновалось отступничество и безбожие, смогут в большом количестве собраться и услышать призыв к покаянию.
Молодому Доуи первому надлежало научиться такому служению, когда во время ужасов эпидемии чумы, пронесшейся по территории западной Австралии, он был вынужден воззвать к Богу с просьбой остановить эпидемию, уносящую жизни и молодых, и старых. Когда он в отчаянии в3ывал к Богу, определенные места из Писания стали всплывать у него в памяти, проливая свет истины, и он получил ответ в тот трудный час. Стоило ему только начать молиться за больных, как на молитву стали приходить такие замечательные ответы, что эпидемия была остановлена, по крайней мере, в его церкви. В следующей главе д-р Доуи сам расскажет об этих событиях.
Глава 4