Отк.2:14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
Андрей Кесарийский: «Сими словами указывает на мысленного Валаама - диавола, который через чувственного Валаама научил Валака соблазнить Израильтян на блуд и идолослужение (Иис. Нав. 24: 9)».
Пророк Валаам и моавитский царь Валак упоминаются в Библии как современники Моисея. Пророк Валаам, сын Веоров, явившийся из язычества, родом из Пефора на Евфрате, известный прорицатель, был приглашен Валаком, царем моавитским, проклясть израильский народ, угрожавший безопасности моавитян, но, вместо проклятия по воле Божией он произнес благословение. После этого Валаам, по общему мнению толкователей, основанному на Числ. 31:16, дал совет склонить израильтян через дочерей моавитсяких к блудодеянию и вкушению идоложертвенного, что и было приведено в исполнение (Числ., гл. 22-25; Втор. 25:5; Иис. Нав. 24:9). Впоследствии Валаам был найден убитым в числе Мадианитян, павших от меча Израиля (Числ. 31:8).
Значит, «учение Валаама» в Послании Пергамской церкви следует понимать символически - как всякое лжеучение, а «престол сатаны» в Пергаме означает множество лжеучений.
Под Валаамом подразумевается тот, кто говорит благословение или проклятие от имени Бога. А сейчас это церковь и её деятели, которые могут склонить людей верить так или этак, поклоняться тому или иному, есть идоложертвенное и любодействовать т.е. заигрывать с Богом посредством религии. А под соблазненными израильтянами подразумеваются те прихожане, кто слушает современного Валаама и поступает соответственно его словам. Значит нынешний Валаам учит Валака как можно соблазнять людей, заставить их есть идоложертвенное и любодействовать и тем самым уводит людей от веры только Богу. Так вот, все мы – сыны Израилевы, соблазняемся и едим идоложертвенное. Это не значит, что обязательно мы что-то вкушаем, сейчас «есть что-то» значит верить в то, что нам навязывает религия, это воспринимать и следовать её учению. Это значит верим и поклоняемся тому, что нам преподносится в церквах, синагогах, мечетях и т.д. как истина. Ох, а батюшки бывают разные и каждый городит свой огород кто как хочет.
Отк.2:15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
Отк.2:16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
Интернет: Эти слова означают столкновение Слова Божия со множеством лжеучений. А, как известно, борьба Церкви с ересями происходит сквозь всю историю Церкви. Но основная тяжесть в этом вопросе ложится на Семь Вcеленских Соборов, где было сформировано христианское учение в целом.
Седьмой Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь, прошел в 787 году. Но с этой ересью было покончено лишь 19 февраля 842 года. С тех пор Церковь празднует этот день как "День Торжества Православия". Значит, Пергамский период в истории Церкви закончился не позднее второй половины IX века.
Да нет, Пергамский период идет сейчас и будет длиться всё третье тысячелетие. А вот оставшиеся четыре периода пройдут все в четвертом тысячелетии. Но объяснение этого ещё впереди.
Отк.2:17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
Побеждающий – это тот, который будет «верен до смерти» и не свернет с дороги. Сокровенная манна – тайные знания, которые Бог дает каждому человеку в отдельности, кто чего заслужил и кто сколько вместить в себя может, т.е. понять и усвоить. И этими знаниями ни с кем поделиться невозможно, и не потому что жалко делиться, а потому что то, что дано тебе Богом, понять, принять и уверовать в это сможешь только ты. Ведь Сам Бог сказал, что этого «никто не знает, кроме того, кто получает». Вот такая индивидуальность веры каждого человека. Поэтому ни один человек в мире не может решить за другого правильно ли тот верит. Кто из нас верный, а кто только прикрывается верой, может решить только Бог.
А для каждого другого человека твои знания - это ересь, ерунда, ведь каждый будет получать свои знания кто сколько вместить (понять, уяснить) в состоянии. Ведь каждый будет понимать по-своему и опять начнутся искажения. Будут говорить: И что это Бог именно тебе захотел сказать, да кто ты такой, и что ты из себя тут представляешь. Я думаю, что такие слова говорили и Иисусу во время Его служения на земле. Это сейчас мы все дружненько воспринимаем Его учение как истину, а когда Он только начал проповедовать, сколько было возмущения! Чужие знания никто никогда не воспримет и не уяснит.
Отк.2:18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
Сведения из интернета: Фиатира – (любодеяние) небольшой мусульманский город. В истории этого города нет никаких происшествий. В настоящее время на его месте стоит селение в 7 тысяч жителей по имени "Ак-Гиссар", то есть "Белая крепость". Православных христиан там немного. Их единственная церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю.
В. Михайловский: «Город со всех сторон окружен кладбищами, и вороны, привлекаемые запахом трупов, слетаются туда в таком множестве, что затмевают собою свет солнца. Садясь на кровли домов, на поля, они как бы накидывают на них черные траурные покровы. Зрелище печальное и возмутительное для путешественника! Чувствуешь на душе тяжкое впечатление; мысль поражается представлением смерти и бренности всего земного»
В Пергамский период истории церкви Бог напоминает человеку о том, что из Его уст исходит обоюдоострый меч. Хорошее предупреждение. А в Фиатирский период говорит о страстном пламени очей, горящих ревностью исполнения Своего дела. Наступил последний четвертый день – четвертое тысячелетие, и поступь Иисуса Христа стала тяжела и очи горят. И поступь каменных ног из халколивана тяжела, как поступь Командора. Сын Божий идет тяжелой уверенной поступью, никогда не свернет со своего пути и сметет со Своего пути все мелкое мешающее.