Хранение запасных Святых Даров
Запасные Святые Дары освящаются на Божественной Литургии и особым образом заготавливаются священником: а) для причащения на дому и в больницах тяжелобольных и умирающих; б) для длительного хранения и причащения паствы в условиях гонений на Церковь.
Запасные Св. Дары благоговейно хранятся в алтаре храма на св. престоле в Дарохранительнице. Однако, в условиях гонений на Церковь, когда верующим приходилось прятаться и совершать свои богослужения тайно – появилась вынужденная практика хранения запасных Св. Даров на дому.
Однако, следует отметить, что обычай хранить в домах Св. Дары для ежедневного причащения имеет свое основание в практике древней Христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствующих при совершении Литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в Церкви. Не менее древнее и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного Причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч..
В годы богоборческих гонений священники благословляли своим духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо составленному чину (об этом будет сказано ниже), непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника.
В условиях гонений не всегда удобно было бы содержать Святые Дары в церковной Дарохранительнице или Дароносице, так-как они своим видом сразу привлекают внимание. Если Св. Даров немного, то лучше всего их держать в герметически закрытом стеклянном пузырёчке или баночке, которая в свою очередь кладётся в мешочек из благородной ткани с нашитым св. Крестом. Уместнее всего мешочек со Св. Дарами хранить за иконами, в святом углу моленной комнаты, по возможности поддерживая неугасимый лампадный огонь перед Ними, как Великой Святыней. Комната, в которой хранятся Св. Дары содержатся в чистоте и благоговении – как храм. Если это жилая комната – в ней не допустимы: смех, шутки, ругань, пустословие и другие проявления греховной распущенности. В той комнате, где хранятся Св. Дары безусловно недопустимы никакие отношения между супругами, чтобы не подвергнуть Святыню оскорблению! Если Святых Даров заготовлено очень много, то можно приспособить для их хранения специальный большой термос с широким горлышком (термос имеет преимущество в том, что он не создаёт резких перепадов температуры и предохранит Святыню от конденсата влаги и плесени. Термос должен быть новым, колба его должна быть металлической – не бьющейся, и приобрести его необходимо заранее, пока есть такая возможность).И самое главное в СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ Святые Дары должно немедленно потребить, чтобы избежать поругания Святыни.
Часто на смертный случай в домах держат святую Крещенскую воду, а также засушенный св.артос, антидор и просфоры – всю эту святыню необходимо запасти в достаточном количестве, с благоговением ее хранить и употреблять натощак ежедневно. Следует однако помнить, что св. Крещенская вода и св. артос, имеющие великую благодатную силу, все же не могут сравниться с Телом и Кровью Христовой и не заменяют их. Древнее церковное обыкновение указывает давать св. Крещенскую воду вместо причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия. Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и предстать перед Богом в чистом покаянии, сподобившись Причастия Св. Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Умирающий может причаститься даже после еды (прошедшие роды и женская нечистота также не являются препятствием для причащения в случае смертной опасности), но, как уже сказано, непременно с покаянием и посильной исповедью (9-е правило патриарха Никифора Цареградского). Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу или изблевывает ее. Причащенный, он и в этом случае получает освящение, ибо благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать слюну и т.п. вскоре после причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и непроходимом месте. И тогда, - пишут отцы, - «дар Божий несть изблеван». Но уже потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые Дары подавать запрещено (Карфагенского соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84).