Dessau 7404. Надгробная надпись
Софру, рабу-стольнику Сизенны Статилия [185], сделали сестра Психея и жена Оптата.
Dessau 7360
Здесь погребена Статилия Аммия, о погребении которой позаботились коллегии соумирающих [186], муж ее инсулар Кердон, дворецкий Бафил, привратник Музей, инсулар Эрос, массажист Филокал.
Марциал, Epigr. X 31
Продал вчера раба ты за тысячу двести сестерций [187],
Чтобы поужинать раз, Каллиодор, хорошо.
Ужин неважен был твой: четырехфунтовая барвена,
Что ты купил, и красой пира была, и главой.
Хочется крикнуть: «Злодей, ведь тут человек, а не рыба;
Ведь, Каллиодор, ты человека тут ешь».
103. Апулей, Met. IX 12. Описание эргастула (каземата для рабов) при мельнице
…Я принялся с некоторым удовольствием рассматривать неприглядное устройство всего заведения. Великие боги, что за жалкий люд окружал меня! Кожа у всех была испещрена синими подтеками, исполосованные спины были скорее оттенены, чем прикрыты драными лохмотьями, у некоторых короткая одежонка до паха не доходила, рубашки у всех дырявые, везде сквозит тело, лбы клейменые, полголовы обрито, на ногах кольца, лица землистые, глаза выедены дымом и горячим паром, все подслеповаты, к тому же на всех мучная пыль, как грязный пепел, словно на кулачных бойцах, что выходят на схватку не иначе как посыпавшись мелким песком.
Флор, epit. III 19 (II 7)
Этот отрывок интересен не только тем, что здесь дан полный, хоть и явно пристрастный, отчет о восстании рабов в 136 г. до н. э. Важны также косвенные данные о размере и режиме эргастулов — казарм для рабов, которые осел Апулея через 300 лет находит даже со своей скотской точки зрения ужасными.
Сражались хотя — о позор! — с союзниками [188], но по крайней мере с людьми свободными и не безродными. Но как можно спокойно говорить о войне народа, властителя мира, с рабами? Первая рабская война произошла еще в начальной истории Рима… Но то был скорее мятеж, чем война. Но кто бы мог поверить, что после того, как Рим распространил свою власть на различные страны, рабская война опустошила Сицилию гораздо более жестоко, чем Пуническая война?
Эта плодоносная страна, эта как бы пригородная провинция была занята латифундиями римских граждан. Находившиеся здесь многочисленные эргастулы и скованные рабы для обработки земли дали (людской) материал для войны. Некий сириец, по имени Евн, — размер нанесенных им поражений заставляет помнить его имя, — симулировав фанатическое безумие, потрясает волосами богини и как бы по велению богини призывает рабов к оружию во имя свободы. А чтоб доказать, что он действует по указанию свыше, он спрятал во рту орех, обмазанный тлеющей серой, и во время речи слегка дул на него, испуская пламя. Это чудо привлекло к нему сначала две тысячи (рабов) из встречных, а затем по праву войны были взломаны эргастулы, и набралось войско больше чем 60 000. Украсив себя — для полноты бедствия — знаками царского достоинства, он подверг жестокому разграблению и опустошению военные поселения, села и города. Мало того, дошло до последней степени позора: был взят лагерь преторов — мне не стыдно будет назвать их имена: лагеря Манлия Лентула и Пизона Гипсея… Наконец полководец Перперна их усмирил. Победив их и осадив затем в Генне и уморив их голодом и болезнями, он наказал остатки разбойников кандалами, цепями и казнями на костре. Он удовлетворился овацией (за победу) над рабами (триумфа он не захотел), чтобы не осквернить достоинства триумфа надписью о рабах.
Едва остров пришел в себя, как сейчас же он при преторе Сервилии переходит от сирийца к киликийцу. Пастух Афинион, убив хозяина и освободив рабов из эргастула, организует отряд. Сам он в пурпурном одеянии, с серебряным жезлом и с челом, увенчанным наподобие царя, раздул не меньшую армию, чем тот, предыдущий фанатик; грабя еще более жестоко села, города и военные укрепления, как бы мстя за своего предшественника, он с еще большим гневом, чем на господ, обрушивался на рабов (не примкнувших к восстанию), как на дезертиров. Он тоже разбил войска преторов, захватил лагерь Сервилия и лагерь Лукулла. Но К. Аквилий, следуя примеру Перперны, отрезал неприятеля от провианта, довел его до крайности и легко уничтожил оружием поредевшую от голода армию. Они бы сдались, если б не предпочли из страха перед пытками добровольную смерть. Даже вождя не удалось казнить, хотя он попался живым. Потому что, пока толпа вокруг него наперерыв старалась его схватить, добыча была растерзана руками споривших.
Флор, epit. Ill 20 (II 8), 6
Когда же вследствие стечения каждый день все новых масс набралось настоящее войско [189], они из прутьев и навесов для скота сделали себе грубые щиты и из переплавленного железа эргастулов — мечи и копья.
Тацит, Annales IV 27
В это же лето [190]случай истребил появившиеся было зачатки возмущения рабов в Италии. Виновником движения был Т. Куртизий, бывший некогда солдатом преторианской когорты. Он сперва в тайных сборищах в Брундизии и в окрестных городах, а затем в публично выставляемых прокламациях призывал к свободе полудиких и неустрашимых рабов, живших на отдаленных горных пастбищах. Но как бы по милости богов в это время пристали к берегу три биремы к услугам лиц, ездящих по этому морю. В этих же местах находился квестор Кутий Луп, которому по старому обычаю выпало на долю заведовать горными пастбищами. Воспользовавшись войском из моряков, он рассеял заговор как раз в его начале. Цезарем был поспешно выслан с большим отрядом трибун Стай, который притащил самого вождя и ближайших к нему по смелости в Рим, уже находившийся в тревоге по причине множества рабов, увеличивавшихся в страшном числе, в то время как свободнорожденный плебс уменьшался с каждым днем.
Тацит, Annales XV 46
В то же время [191]гладиаторы в городе Пренесте сделали попытку уйти, но были усмирены отрядом приставленных к ним солдат, а народ, обыкновенно жадный до переворотов и (в то же время) трусливый, толковал уже о Спартаке и прежних несчастьях.
Катон, r. r. 4
Будь в хороших отношениях с соседями; не позволяй своим рабам пакостить. Если соседи будут к тебе расположены, ты легче сумеешь продать свои (излишки), легче получишь подряд на работу, легче наймешь работников [192].
Плиний, N. Н. XXXIII 6
Теперь даже пища и напитки запечатываются перстнем во избежание хищения. Это — результат наличия легионов рабов, присутствия в доме толпы чужих людей; приходится уже держать номенклатора для рабов [193]. Иное дело было у древних. Они имели по одному Марцинору или Люципору, которые входили в состав рода, все ели общую пищу, и не было надобности дома беречься от рабов.
110. Цицерон, pro Planc. XXV, § 62
Подобно тому как мы при закупке рабов обычно очень недовольны, если раб, как бы он ни был добросовестен, но, купленный как мастер (faber) или штукатур, окажется не знающим того ремесла, которое мы имели в виду при покупке, а если мы покупаем (раба), чтоб назначить его виликом или отдать под его надзор скот, мы стараемся лишь о том, чтобы он был экономным и умел надзирать за работами, — точно так же римский народ избирает должностных лиц как бы на должность виликов государства.
111. P. Оху. IV 724=W. 140. Оксиринх
Панехот, он же Панарей, из бывших косметов города Оксиринха, через друга Гемелла Аполлонию привет. Я определил к тебе раба Хераммона для обучения письму, которое знает твой Дионисий, на срок два года от текущего месяца фаменот 18 г. Антонина Цезаря господина за плату по соглашению между нами сто двадцать драхм серебром, кроме праздничных; из них первый взнос сорок драхм — ты получил, второй взнос — сорок драхм — ты получишь, когда раб усвоит учебник, остальные сорок драхм я получу [194]по окончании срока, когда раб будет в совершенстве бегло читать и безупречно писать. Если же в течение срока (договора) ты его отвергнешь, я не выполню настоящего договора, причем я не имею права в течение срока отобрать раба. А сколько дней или месяцев он будет бездельничать, столько он останется у тебя после срока. В 18 г. императора Цезаря Тита Элия Адриана Антонина Августа Пия. 5 фаменот [195].
VII. Союзы и коллегии
Модернизаторы античности уделяют важное место ремесленникам, которые якобы вытеснили рабочий труд и создали свои профессиональные организации. В действительности ничего подобного античность не знает. Союзы и коллегии были чисто культовыми объединениями, куда входили и рабы, и свободные люди. Назначением этих коллегий было обеспечить своим членам подобающие похороны и обслужить интересы их общего культа.
Dessau II, II 7212
В консульство Л. Цейония Коммода и Секста Веттулена Цивика Помпеяна, в 5 день июньских ид [196]. В муниципии Ланувии в храме Антония, в котором Л. Цезенний Руф, патрон муниципии, распорядился устроить корпорацию через Л. Помпея… квинквенал почитателей Дианы и Антиноя, обещал, что он… даст от своих щедрот проценты с 15 000 сест.: в день Дианы [197], в иды августа, 400 сест. и в день Антиноя, в 5 день декабрьских календ [198], 400 сест. И он предписал записать под колоннадой Антиноя, во внутренней части, установленный ими закон в нижеследующих выражениях:
«В консульство М. Антония Либера и П. Муммия Сизенны в январские календы [199]учреждена спасительная коллегия Дианы… и Антиноя в третью диктатуру Л. Цезенния, сына Люция Квир. Руфа и в его же патронство. Глава из сенатского постановления римского народа: «Да позволено будет сходиться, собираться, иметь коллегию. Кто захочет вносить ежемесячные взносы на похороны, пусть собирается в эту коллегию, и пусть не собираются под видом этой коллегии, кроме как раз в месяц, чтобы вносить (отчисления) на расходы по погребению покойников». На благо, счастие и спасение импер. Цезарю Траяну Адриану Августу и всему его дому, нам, нашим и нашей коллегии, хорошо и старательно сорганизуемся, чтобы мы честно совершали похороны умерших. Итак, мы все должны согласиться, чтобы мы путем регулярных взносов могли на долгое время утвердиться. Ты, желающий впервые вступить в эту коллегию, сначала прочти устав и вступи так, чтобы ты потом не жаловался и не оставил своему наследнику тяжбы.
Устав коллегии
Все решили, чтобы всякий, кто захочет вступить в эту коллегию, дал в качестве вступительного взноса 100 сест. и амфору хорошего вина, а также ежемесячно по 5 ассов. Решено также, что, кто в течение шести месяцев подряд не уплатит взносов, тому средства на похороны не будут отпущены, если он даже составил завещание. Также решено: кто из этой корпорации умрет, уплатив все взносы, на него отпускаются из кассы 300 сест., из каковой суммы уйдут на раздачу участникам процессии 50 сест., которые будут розданы у погребального костра, а похоронная процессия совершается пешком.
Решено также, что если кто умрет за 20 миль от муниципии и об этом будет сообщено, то туда должны будут отправиться выбранные от нашей корпорации три человека, которые позаботятся о похоронах и должны будут дать отчет общему собранию добросовестно; и если будет обнаружен у них какой-либо обман, они уплачивают штраф в четверном размере. Им возмещаются расходы по его погребению, сверх того на путевые издержки туда и обратно по 20 сест.
Если кто умер дальше от муниципии чем на 20 миль и нельзя было дать знать об этом, то тот, кто его похоронил, пусть засвидетельствует удостоверением, подписанным 7 римскими гражданами, и после подтверждения факта ему надлежит возместить, согласно закону коллегии, его расходы на похороны, если есть достаточная гарантия, что никто более претендовать не будет, за вычетом сумм, розданных на похоронах. Пусть в нашей коллегии не будет злого умысла; пусть ни патрон, ни патронесса, ни хозяин, ни хозяйка, ни кредитор не имеет никакого права иска к коллегии, за исключением случая, когда кто-нибудь будет назван наследником по завещанию. Если кто умер без завещания, то будет похоронен по усмотрению квинквенала и общего собрания (populus).
Также решено: если умрет состоящий в коллегии раб и тело его несправедливо не будет выдано хозяином или хозяйкой для погребения, а завещания он не оставил, ему будет устроено погребение in effigie [200]. Также решено: если кто по какой-либо причине покончил самоубийством, тому средства на похороны не будут отпущены. Решено также, что, если раб, состоящий в этой коллегии, получит свободу, он должен дать амфору хорошего вина. Решено также: если кто в порядке очереди по списку будет в свой год магистром по устройству трапезы, а он не соблюдает (правила) и не устроит (трапезы), тот внесет в кассу 30 сест. Следующий (по списку) должен будет дать и должен будет вместо него устроить. Расписание трапез: 8 мартовских ид — Цезенния… отца; 5 дек. кал. — день Антиноя; августовские иды — день Дианы и коллегии; в кал. сент. — день брата Цезенния Сильвана; накануне нон… — день матери Корнелии Прокулы; 19 кал. янв. — день Цезенния Руфа, патрона муниципии. Магистры трапез, назначенные в порядке очереди по списку, должны будут, в каждой очереди по четыре человека, поставить по одной амфоре доброго вина, хлебов в два асса по числу членов коллегии, сардины числом 4, убранство для обеденного ложа, горячую воду и посуду. Также решено, что, кто из членов этой коллегии будет назначен квинквеналом, тот должен быть свободен с того периода, когда он будет квинквеналом, и из всех раздач ему должна быть дана двойная доля. Также решено давать из всех раздач шестерные доли писцу и рассыльному.
Решено также: что тому квинквеналу, который безупречно выполнил свои обязанности, в виде премии выдается шестерная доля всего, чтобы и другие рассчитывали на ту же (премию) за правильные действия.
Решено также: что, если кто захочет жаловаться или доносить, пусть он доносит в конвент, чтобы в торжественные дни мы пировали спокойно и весело.
Решено также: что, если кто по случаю возмущения перейдет с места на другое место, он уплачивает штраф в 4 сест. А если кто будет говорить что-либо порочащее другого или окажется склочником, то на него пусть наложен будет штраф в 12 сест. Если кто-нибудь во время пира скажет что-нибудь порочащее или оскорбительное квинквеналу, то с него штраф 20 сест.
Решено также, чтобы квинквенал в торжественные дни в течение срока своих полномочий совершал молитвы с (воскурением) ладана и (возлиянием) вина и выполнял прочие обязанности, одетый в белое, а в дни Дианы и Антиноя выставил перед трапезой масло (для натирания) для коллегии в общественной бане».
Dessau II, II 7449
Донат, сын Тавра, германец [201], здесь покоится: товарищи устроили ему похороны (при участии) 130 человек, стоимостью в 25 денариев, при распорядителях Максиме, Геликоне, Дапне.
Dessau II, II 7259
Сексту Фадию Пап. Секунду Музе, исполнявшему в Нарбонской колонии все высшие должности, первому фламину нового храма Авг. в Нарбоне, — Нарбонские мастера-столяры своему патрону за его заслуги. L.d.d.d. [202]
Копия письма Секста Фадия Пап. Секунда Музы, в нижеследующих словах:
«Фадий Секунд — коллегии нарбонских мастеров привет. Хотя трудно воздать благодарность за многочисленные и постоянные заслуги ваши передо мною, однако, зная, что щедрый поступок больше всего будет приятен вашей любви, я в 5 кал. ближайшего месяца мая, в день моего рождения, внесу в присутствии детей и славнейшего внука Юкунда в вашу кассу шестнадцать тысяч сестерций и в тот день отсчитаю проценты за весь год, исчисленные по 8 ассов [203]. Чтобы приятнее был мой скромный дар, я прошу у вашего благочестия, чтобы проценты с этого капитала вы в тот же день, по почтеннейшему обычаю, распределили навсегда среди присутствующих и участвующих в трапезе и чтобы эта сумма не была обращена ни на какую другую надобность, поскольку я настоящим письмом предусматриваю и затем в своем завещании приму меры, чтобы, если (вышеуказанное) условие будет изменено или отменено, эти деньги перешли к… или, если те замедлят вытребовать деньги, — в казну великого принцепса.
Эту мою волю — если только вы ее одобрите — и ваше согласие я убедительнейше прошу вырезать на медной доске, поместить перед храмом… и записать с правой стороны на цоколе статуи, которую вы мне поставили, чтобы вернее было подтверждение соблюдения в будущем моего желания.
(Затем) рукою Фадия Секунда было сделано примечание: Это сделано по поручению. Писал в октябрьские календы в консульство Орфита и Приска [204].
Письмо вы сохраните как совершенный документ. Желаю вам здравствовать, превосходные дражайшие мои господа».
Чтобы сохранить (память) и прославить навеки его щедрость, нарбонские мастера-столяры постановили копию, сличенную с медной таблицей, поместить перед храмом на самом видном месте.
Dessau II, II 7258
Эта надпись, как и следующая, свидетельствует о том, что коллегии, объединявшиеся по самым различным признакам (национальности, землячествам, возрасту и т. д.), в том числе по признаку профессиональному, преследовали исключительно культовые цели — совместное отправление культа, устройство общих культовых трапез и работы по организации похорон членов коллегии. Никаких профессиональных задач они себе не ставили.
D. М. [205]Здесь покоится Венулея Пелагия; сын — матери благочестивейшей.
М. Невий, сын М., Гал. Реститут, солд. X пр. когорты, покоится здесь, оставив по завещанию коллегии пизанских корабельных мастеров в древнейшем благочестивейшем городе 4000 сест., чтобы они на доходы с этого капитала устраивали ежегодно у его могилы паренталии и розарии [206]. Если они этого не сделают, то на тех же условиях мастера-красильщики г. Пизы, получив в виде штрафа от корабельных мастеров 4000 сест., сами должны будут устраивать (указанные обряды).
Dessau II, II 7266. Рим
Тиб. Клавдию Эсквил. Северу, декуриалу ликтору, патрону корпорации рыбаков и водолазов, трижды квиквеналу означенной корпорации, за заслуги его, так как он первый на свои деньги вместе с сыном своим, римским всадником Клавдием Понтианом, поставил две статуи,— одну Антонину Авг., господину нашему, другую — Юлии Августе, госпоже нашей, и сверх того подарил той же корпорации 10 000 сест., с тем чтобы из процентов с этой суммы ежегодно в день его рождения, 17 кал. февр. [207], раздавали каждому в отдельности подарки, а особенно за то, что его стараниями приобретено и утверждено (право) плавания лодок — по постановлению корпорации рыбаков и водолазов всего русла Тибра, коим по закону разрешается собираться [208], поставили (сей памятник) на свои деньги. Посвящено 16 кал. сент. в консульство Нуммия Альвина и Фульвия Эмилиана [209]в присутствии патронов Ювентия Корнелиана и Юлия Фелициссима, квинквеналов Клавдия Квинтиана и Плутия Аквилина, кураторов Элия Августа, Антония Витала и Клавдия Криспа.