Вырезка из газеты «Московские Ведомости» (1846. 15 января.

№ 7), присланная Н. В. Гоголю в Рим О. Сем. Аксаковой>

Газетная вырезка со словом святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, в день девятнадцатой годовщины восшествия на престол Императора Николая Павло­вича сохранилась в бумагах Гоголя. По принадлежавшему Гоголю экземпляру перепечатано в кн.: Неизданный Гоголь. Издание подго­товил И. А. Виноградов. М., 2001. Печатается по этому изданию.

Слово было напечатано 15 января 1846 г. в газете «Москов­ские Ведомости» (№ 7, вторник. С. 43-44. Отдел «Смесь»). Газетная вырезка, по-видимому, была прислана Гоголю в Рим О. Сем. Акса­ковой. 23 марта (н. ст.) 1846 г. Гоголь писал С. Т. Аксакову: «Благо­дарю также О<льгу> С<еменовну> за сообщение прекрасной пропо­веди Филарета, которую я прочел с большим удовольствием».

...смотря на человека, представляющего неприятный вид необ- кстр.753 разованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный пре­зрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит: потому что и в сей неблагообразной глыбе есть золото. — Сострадательное хри­стианское отношение к человеку, «представляющему неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока» разделял и Гоголь. Созвучие своим размышлениям он мог найти в самом образе, употребленном святителем Филаретом для обозначения непреходящей ценности души человека («золото» в «неблагообраз­ной глыбе»). Приоткрывая тайны своей художнической мастерской,

Гоголь писал ранее С. Т. Аксакову: «Есть души, что самоцветные камни; они не покрыты корой и, кажется, как будто и родились уже готовыми и обделанными. Их видит издали зоркий глаз ювелира, только замечает их место, сказавши: слава Богу! и спешит к тем, где нужно много работы, чтобы отколоть грубую кору и сколько- нибудь огранить, дабы видел всякий, что это была не простая земля, но дорогой камень, закрытый вековыми накопленьями всего» (пись­мо от 18 августа (н. ст.) 1842 г.). «Счастлив писатель, — замечал он также в седьмой главе “Мертвых душ”, — который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действитель­ностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинст­во человека...». Но «я обыкновенно, —добавлял Гоголь в черновике письма к Аксакову, — до времени полной встречи с ними спешу... по странному влечению к тем, которых душа скрывается корою и труден к ним путь и Самому Создателю».

Это «странное влечение» писателя к характерам, покрытым «корою», было им самим вполне осознано. Гоголь прямо связы­вал создание своей поэмы с «подвигом во имя любви к братьям».

По свидетельству А. О. Смирновой, присутствовавшей в 1842 г. на авторском чтении первого тома «Мертвых душ», Гоголь — «высокий христианин в душе» — был огорчен, когда увидел, «что Чичиков, Манилов, Собакевич и Ноздрев возбуждают лишь смех или отвра­щение». (Так же Гоголь был огорчен и в 1836 г. после постановки «Ревизора».) «“Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всяк по любит”, задумал он уже тогда», — заключала Смирнова (Смир­нова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. С. 44). Как объяснял сами Гоголь во втором томе поэмы рассказанный здесь Чичиковым анекдот о «черненьких» и «беленьких» — о плутах-чиновниках, жес­токо отплативших за пренебрежительное отношение к ним моло­до го «управителя немца» и в оправдание себе приведших потом эту пословицу, — «и в паденье своем гибнущий грязный человек тре­бует любви к себе... это слабый крик души, заглушенный тяжелым гн етом подлых страстей, еще пробивающийся сквозь деревенеющую кору мерзостей, еще вопиющий: “Брат, спаси!”». «Вы посмеетесь даже от души над Чичиковым... — обращался Гоголь к читателю в одиннадцатой главе первого тома “Мертвых душ”. — И после... салюдовольная улыбка покажется на лице вашем... А кто из вас, полный христианского смиренья... углубит вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”»

В «Выбранных местах...» Гоголь прямо сравнивает гордого своей чистотой непримиримого «праведника» с евангельским бога­чом, отталкивающим «покрытого гноем нищего от великолепного крыльца своего». «Не нужно отталкивать от себя совершенно дурных людей и показывать им пренебрежение, — писал он сестре Елисаве­те 15 сентября (н. ст.) 1844 г., — лучше стараться иметь на них доб­рое влияние». В письме к князю П. А. Вяземскому от 11 июня (н. ст.) 1847 г. Гоголь, имея в виду Белинского и его сторонников, которым Вяземский публично выразил в печати свое неодобрение, замечал: «., .выразились вы несколько сурово о некоторых моих нападателях... может быть... многие из них... влекутся даже некоторым... желани­ем добра... может быть, и нам будет сделан упрек в гордости за то, что несколько жестоко оттолкнули их...» В письме к Шевыреву от 11 февраля (н. ст.) 1847 г. Гоголь, порицая его за излишнюю осто­рожность по отношению к себе, также замечал: «Лучше бы ты эту осторожность наблюдал в своих прежних перепалках с Белинским и другими литераторами; подслащиванье можно употреблять в деле с людьми, стоящими на низшей перед нами ступеньке воспи­танья...» См. также в наст. изд. коммент, к списку Гоголя стихотво­рения Языкова «К ненашим» в т. 17 наст. изд.

Сходный образ «золотоносной земли», означающий сокрытые достоинства человеческой души, встречается у Гоголя в повести «Рим» (1842), в рассказе об увлечении римского князя итальянски­ми древностями. Говоря об этих древностях, что они были похожи на «скрытые золотые рудники, покровенные обыкновенной землей,

знакомые одному только рудокопу», Гоголь заключает об увлечении князя: «Итог всего этого был тот, что он старался узнавать более и более свой народ». Эти строки о постепенном обращении героя от изучения древних памятников к изучению своего народа— наро­да, еще не отметившего себя в истории, для которого только еще «готовилось какое-то поприще впереди» («Отмечали на страницах истории имена свои папы да аристократические домы, но народ оставался незаметен»), нашли в то же время отражение в сравне­нии Гоголем в «Театральном разъезде...» (1842) русских характеров с «искрами золотой руды, рассыпанными среди грубых и темных... гранитов». Один из героев пьесы восклицает: «Да хранит тебя Бог, малознаемая нами Россия! В глуши, в забытом углу твоем, скрыва­ется подобный перл, и, вероятно, он не один. Они, как искры золо­той руды, рассыпаны среди грубых и темных ее гранитов». Спустя три года строки об изучении героем «Рима» «непочатого» римско­го народа отозвались у Гоголя и в статье «Нужно проездиться по России»: «Таким же самым образом, как русский путешественник, приезжая в каждый значительный европейский город, спешит уви­деть все его древности и примечательности, таким же точно образом и еще с большим любопытством, приехавши в первый уездный или губернский город, старайтесь узнать его достопримечательности. Они не в архитектурных строениях и древностях, но в людях. Кля­нусь, человек стоит того, чтоб его рассматривать с большим любо­пытством, нежели фабрику или развалину». Позднее Гоголь писал западнику П. В. Анненкову: «.. .если бы на место того, чтобы дагеро- типировать Париж... начали вы писать записки о русских городах... и... осматривать всякого встречного человека, как осматриваете вы на мануфактурных и всяких выставках всякую вещицу» (письмо от 12 августа (н. ст.) 1847 г.).

<5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Авторизованный список, сохранившийся в бумагах писателя>

Впервые по копии, высланной Гоголю П. А. Плетневым в Неаполь 4/16 апреля 1847 г. и хранящейся ныне в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 11. Ед. хр. 28. Л. 1 об.—2), напечатано: Неизданный Гоголь. Издание подготовил И. А. Виноградов. М., 2001. Печатается по этому изданию.

Авторизованная копия святителя Игнатия (Брянчанинова) по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (без загла­вия и даты) была собственноручно исправлена святителем Игна­тием (в ту пору архимандритом, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга) (были заменены три слова; см. подстроч­ные примечания) и передана его духовной дочери, бывшей ученице Гоголя, М. П. Вагнер (рожд. Балабиной), которая передала письмо П. А. Плетневу. Письмо датируется февралем — мартом 1847 г.

Позднейшая (исправленная) редакция письма была впервые напе­чатана (без указания авторства) начальником Оптинского скита иеросхимонахом Иосифом (Литовкиным) в статье «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. <Н.> Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни» (М., 1897 / Отд. оттиск из журнала «Душеполезное Чтение». 1898. Ч. 1. С. 157-162; см. также: Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Киев, 1915. Ч. 2. Приложения. С. 120-122).

Святитель Игнатий (в мире Брянчанинов Дмитрий Александ­рович; 1807-1867), епископ Кавказский и Черноморский (с 1867 г.), духовный писатель. Канонизирован Русской Православной Церко­вью в 1988 г. Память его совершается 30 апреля / 13 мая н. ст.

Получив отзыв святителя Игнатия, Гоголь 9 мая (н. ст.) 1847 г. отвечал Плетневу: «Что касается до письма Брянчанинова, то надоб­но отдать справедливость нашему духовенству за твердое познание догматов. Это познание слышно во всякой строке его письма. Все сказано справедливо и все верно. Но чтобы произнести полный суд моей книге, нужно быть глубокому душеведцу, нужно почувство­вать и услышать страданье той половины современного человечест­ва, с которою даже не имеет и случаев сойтись монах; нужно знать не свою жизнь, но жизнь многих. Поэтому никак для меня не удиви­тельно, что им видится в моей книге смешение света со тьмой. Свет для них та сторона, которая им знакома; тьма та сторона, которая им незнакома...»

Смысл последней фразы Гоголя («...тьма та сторона, которая им незнакома...»), болью которого было «страданье той половины современного человечества, с которой не имеет и случаев сойтись монах», объясняется вполне из отправленного им в тот же день, 9 мая (н. ст.), письма к протоиерею Матфею Константиновскому, где писатель, говоря о «Выбранных местах...», что в них есть «душевное дело, исповедь человека, который почувствовал сильно, что воспи­танье наше начинается с тех только пор, когда кажется, что оно уже кончилось», замечал, что «там изложен отчасти и процесс такого дела, понятный даже и не для христианина, несмотря на неточность моих слов и выражений, непонятных для не страдавшего теми неду­гами, какими страждут неверующие люди нынешнего времени». Словом, речь у Гоголя идет о всех тех, которые, пребывая во «тьме», «не ходят в церковь»: «Книга моя подействовала... на тех, которые не ходят в церковь и которые не захотели бы даже выслушать слов, если бы вышел сказать им поп в рясе», — с ними-то и «не имеет случая сойтись монах».

Проблема расхождения между мирянином и монахом виделась Гоголю и в несколько ином освещении. В статье «Что такое губерна­торша» он, например, писал, что часто священник, не искушенный в современных злоупотреблениях — в тех «видах и проделках, о кото­рых не говорит вовсе на исповеди нынешний человек... оттого что не видит грехов своих» (статья «Нужно проездиться по России»), —

«не знает, как ему быть с прихожанами и слушателями, изъясняется общими местами, не обращенными никакой стороной собственно к предмету». «Сказать: “Не крадьте, не роскошничайте, не берите взяток, молитесь и давайте милостыню неимущим” — теперь ничто и ничего не сделает», — полагал Гоголь. «Жизнь нужно показать человеку, жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних...» Как кажется, Гоголь прямо руководствовался здесь апостольскими словами: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчест­вовали... А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования» (1 Кор. 14, 4-5, 13). 28 августа (н. ст). 1847 г. Гоголь, в частности, писал Шевыреву: «Не снизойдя к другим, нельзя их возвести к себе...»

Не следует преувеличивать степень расхождения Гоголя со святителем Игнатием. Забота о христианском просвещении России была у них общая. Совпадая в критике европейской цивилизации и одинаково признавая превосходство перед ней в религиозном отно­шении древнего патриархального быта, Гоголь и святитель Игнатий расходились лишь в представлениях о самом характере пастырско­го влияния на народную жизнь (см. об этом в сопроводит, статье и в коммент, к шестой главе статьи «О преподавании всеобщей исто­рии» в т. 6 наст. изд.). Характерно, например, что развернутая двена­дцать лет спустя А. И. Герценом полемика со святителем по вопросу крепостного права и европейской цивилизации в судьбе России во многом повторяла спор В. Г. Белинского с Гоголем.

.. .Истина свободит вас. — Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 32. к стр. 757

...слово Твое истина есть.— Евангелие от Иоанна, гл. 17,

ст. 17.

...вы чисти есте, за слово, ежерехвам. — Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 3.

...от избытка сердца уста глаголят... — Евангелие от Матфея, к стр. 758 гл. 12, ст. 34.

<6. Отзыв протоиерея Тарасия Серединского о книге

«Выбранные места из переписки с друзьями».

Список статьи, сохранившийся в бумагах Н. В. Гоголя>

Впервые напечатано (с пропусками, без указания авторства): <Бартенев П. И.> П. Б. Письма к Н. В. Гоголю. По поводу его «Пере­писки с друзьями» // Русский Архив. 1907. № 10. С. 288-292. По автографу впервые опубликовано в кн.; Неизданный Гоголь. Изда­ние подготовил И. А. Виноградов. М., 2001. Печатается по данному изданию.

Список статьи «Мысли при чтении сочинения: Выбранные места из переписки с друзьями— Николая Гоголя. 1847 года»,

с подписью «Св. М. Т. С.», на восьми листах, сшитых в тетрадь, хра­нится в рукописном фонде Гоголя РГБ (Ф. 74. К. 8. Ед. хр. 110). Под­пись под статьей («Св. М. Т. С.»), свидетельство автора о знакомстве с Гоголем, упоминание об обычаях неаполитанцев, а также об «ино­странных мнениях о Русской Церкви» позволяют с уверенностью предположить в авторе статьи одного из русских знакомых Гоголя в Неаполе, православного священника, магистра богословия Тара­сия Серединского (соответственно, подпись под статьей читается следующим образом: «Св<ященник> М<агистр> Т<арасий> С<ере- динский>»).

Иерей Тарасий Федорович Серединский (1822-1897) (впослед­ствии протоиерей) воспитывался в Херсонской Духовной семина­рии. В 1845 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 28 июля 1846 г. принял священство, 14 августа 1846 г. возведен в ученую степень магистра, 20 августа 1846 г. назначен настоятелем Христорождественской церкви при русском посольстве в Неаполе (располагавшейся на вилле княгини Бутера (рожденной Шахов­ской), близ Палермо; см.: АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Ед. хр. 706. Л. 35-36), где состоял до 1859 г. (позднее, до 1886 г., — настоятель посольской церкви Св. равноапостольного князя Владимира в Бер­лине). Известный духовный писатель, автор многочисленных тру­дов по богословию, посвященных изучению западных конфессий в свете Православного вероучения. (Гоголю, работавшему с 1843 г. над книгой о Божественной Литургии, мог быть, в частности, известен первый труд отца Тарасия Серединского «О Богослужении Западной Церкви». СПб., 1849.) В 1860-х гг. протоиерей Тарасий Серединский был законоучителем детей великого князя Констан­тина Николаевича (1827-1892), сына Императора Николая I), — он был наставником великих князей Константина (1859-1915; известного впоследствии поэта, печатавшего свои произведения под инициалами «К. Р.»), Димитрия (1860 — расстрелян больше­виками в 1919 г.), Вячеслава (1862-1879), великих княжон Ольги (1851-1931; с 1867 г. королевы Греции) и Веры (1854-1912; герцогини Виртембергской).

Православная церковь при русском посольстве существова­ла в Неаполе с начала XIX в. (церковь и причт были переведены в Неаполь из Турина). 15 февраля 1844 г. распоряжением Импера­тора Николая I в Неаполе была учреждена новая церковь и утвер­жден новый штат при ней. Первый назначенный 23 мая 1844 г. в Неаполь священник Петр Александрович Сперанский (ум. в 1867) спустя два года вернулся в Петербург (29 сентября 1845 г. возведен в ученую степень магистра; 29 апреля 1846 г. определен, по Высо­чайшему повелению, «сверх штата», к церкви Петергофского дворца и в июне 1846 г. отбыл из Рима; АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Ед. хр. 706. Л. 5, 78); вместо него был назначен иерей Т. Ф. Серединский, кото­рый не позднее 24 августа 1846 г. выехал из Петербурга и прибыл в Неаполь 7/19 октября 1846 г. (АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Ед. хр. 706.

Л. 34, 120). 13/25 ноября 1846 г. в Неаполь были доставлены и до 15/27 ноября вручены отцу Тарасию его магистерский крест, диплом магистра и аттестат (АВПРИ. Ф. 190. Оп. 525. Ед. хр. 706. Л. 62, 129). Первое время пребывания в Неаполе отец Тарасий «тер­пел крайнюю нужду по причине дороговизны содержания, посему послан<ник> граф Потоцкий в 1847 г. просил о прибавке ему жало­ванья. Государь Император 8 марта приказал выдать единовре­менное пособие в количестве годового оклада, т. е. 1524 руб<ля>» (Мальцев А. П., протоиерей. Берлинский Братский Ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границею. Справоч­ник с календарем на 1906 год. СПб., 1906. С. 230). Отметим, что в начале декабря (н. ст.) 1846 г. с просьбой о помощи к Императору Николаю Павловичу обратился и Гоголь, который просил Госуда­ря о выдаче ему заграничного паспорта для паломничества в Свя­тую Землю. В официальной переписке об этом принимал участие и русский посланник в Неаполе граф Л. С. Потоцкий. Сохранились, в частности, копии отношений Военно-Походной Канцелярии Императора от 9 января 1847 г. к Гоголю и графу Потоцкому (см.: Городецкий Б. П. Описание автографов Н. В. Гоголя в собрании Института Литературы Академии Наук СССР. С. 449-450). Гоголь, однако, отложил в 1847 г. на год свое паломничество в Святую Землю. Об этом министр иностранных дел граф К. В. Нессельроде 9 апреля 1847 г. сообщал министру Императорского Двора графу В. Ф. Адлербергу: «Ныне г. тайный советник граф Потоцкий, уведо­мив меня о вручении литератору Гоголю паспорта и писем, присо­вокупил, что он находится в необходимости, по причине сильного расстройства здоровья, отложить отъезд свой на восток до конца будущего лета, а между тем, с наступлением весны, пользоваться минеральными водами на берегах Рейна...» (Гофман М. Л. Неиздан­ное письмо Гоголя к Императору Николаю I // Временник Пушкин­ского Дома. 1914. Пг., <1915>. С. 91).

Гоголь прожил в Неаполе зиму 1846/47 г. (со второй полови­ны ноября по 11-е мая н. ст.) и первую половину зимы 1847/48 г. (с 20-го ноября (н. ст.) по вторую половину января). Отец Тарасий Серединский познакомился с Гоголем по приезде в Неаполь в доме графини С. П. Апраксиной (родной сестры графа А. П. Толстого, друга Гоголя). К моменту знакомства с Гоголем отцу Тарасию было двадцать четыре года; он был моложе Гоголя на тринадцать лет. Позднее, в своих «Записках заграничного священника» (отрывок из которых, переписанный сыном Серединского, был опубликован в 1936 г. В. В. Гиппиусом) отец Тарасий вспоминал: «Когда я при­ехал в Неаполь, в то время (1846 г.) жила там генеральша А<прак- сина>. Вскоре после моего первого к ней визита, я был приглашен к ней на обед. Перед обедом, когда слуга доложил, что обед готов, генеральша сказала, скажите господину Гоголю. Потом, когда явил­ся этот господин, она представила его мне. Лицо его было совершен­но простое, обыкновенное, не представляющее ничего особенного,

une figure commune <общий рисунок; фр.>, как говорят французы. Украшением его служили усики и эспаньолетка. Череп его был несколько остроконечный, конусообразный. На темени был у него вихор. За обедом он говорил очень мало. В разговоре обнаружива­лась его наблюдательность и меткая характеристика лиц, однако ж все было так просто, что я был сдержан в разговоре, боясь попасть впросак, признав его знаменитым писателем. Через несколько дней он был у меня. Я бывал у него. Однажды он прислал мне запис­ку об отслужении Литургии и молебна» (Гиппиус В. В. Письмо к Т. Ф. Серединскому (1846-1848 гг.) H Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. T. 1. С. 115).

Записка, о которой упоминает отец Тарасий Серединский, сохранилась. «Я не помню, сказал ли я вам, — писал Гоголь, — что молебен должен быть вместе с обедней. На всякой случай лучше вас побеспокою об этом сею запиской, прося убедительно, если для вас все равно, начать обедню пораньше, именно в 10 часов с четвертью. Весь ваш Н. Гоголь». На обороте записки надпись: «Милостивому государю Тарасию Федоровичу Серединскому».

15 января (н. ст.) 1847 г. в письме из Неаполя Гоголь обращался к протоиерею Д. С. Вершинскому: «От Тарасия Федоров<ича> Сере­динского я узнал, что вы также собираетесь в Иерусалим. Весьма буду рад, если придется нам вместе и совершить это путешествие» (паломничество, как уже отмечалось, было отложено на год).

Самим Гоголем отпечатанная в Петербурге книга «Выбранные места из переписки с друзьями» была получена в Неаполе в февра­ле 1847 г. Вероятно, именно Гоголем книга и была передана отцу Тарасию (колония русских в Неаполе была весьма немногочисленна. «Русских здесь почти ни души...»— сообщал, в частности, Гоголь графу А. П. Толстому из Неаполя 24 ноября (н. ст.) 1846 г.). Очевид­но, периодом с конца февраля по начало мая (н. ст.) 1847 г. (11 мая (н. ст.) Гоголь выехал из Неаполя в Рим) и следует датировать отзыв отца Тарасия о гоголевской книге.

Во время кратковременного пребывания в Париже в кон­це мая — начале июня (н. ст.) 1847 г. Гоголь разговаривал об отце Тарасии Серединском с протоиереем Димитрием Вершинским. В высказанном тогда Гоголем суждении об отце Тарасии можно усмотреть своеобразный отклик на его статью о «Выбранных мес­тах. ..». Об этом суждении Гоголя сообщал сам отец Тарасий в своих «Записках...»: «В бытность свою в Париже г<-н> Гоголь отозвался обо мне моему свояку, протоиерею Вершинскому, так: “очень серь­езен в служении и совсем другой в общественной жизни”» (Гип­пиус В. В. Письмо к Т. Ф. Серединскому (1846-1848 гг.). С. 115). В этих словах можно услышать косвенное возражение Гоголя на раз­мышления отца Тарасия по поводу «законных поприщ... на которых должны священники встречаться с своими прихожанами», кото­рое тот высказал, критикуя соответствующие положения книги Гоголя.

Однако критический (во многом) отзыв отца Тарасия о «Пере­писке с друзьями» не изменил отношений к нему Гоголя. 24 сентября (н. ст.) 1847 г., по истечении года знакомства, Гоголь сообщал про­тоиерею Матфею Константиновскому: «В Неаполе... основалась русская церковь и очень хороший священник». По свидетельству самого отца Тарасия, зимой 1847/48 г. Гоголь исповедывался у него и приобщался Святых Таин, а перед отправлением в Иерусалим (в январе 1848 г.) просил отслужить напутственный молебен: «Он провел две зимы в Неаполе. Во вторую зиму я его исповедывал и приобщал, и потом служил для него напутственный молебен, когда он уезжал в Иерусалим» (Там же. С. 115).

Amie us Socrates, Amicus Plato, sed magis arnica veritas. — Сократ к стр. 758 мне друг, Платон мне друг, но истина дороже (лат).

M<Onsieur> ГОСПОДИН(фр). к стр. 760

Theiner— Тейнер Августин (1804-1874), немецкий католиче­ский священник. В 1841 г. в Аугсбурге вышла его книга «Новей­шее состояние католической Церкви обоих обрядов в Польше и России от Екатерины II до наших дней» («Die neuesten Zustande der katholischen Kirche beider Ritus in Polen und Russland seit Catharina II bis auf unsere Tage»). Отец T. Ф. Серединский подразумевает, очевидно, французский перевод этой книги, изданный в 1843 г. в Париже с предисловием графа Ш. Ф. Монталамбера — «Преврат­ности католической Церкви обоих обрядов в Польше и в России» («Vicissitudes de l’eglise catholique des deux rites en Pologne et en Russie»).

В этом же году в Лугано был издан и итальянский перевод этой кни­ги — «Превратности католической Церкви в Польше и в России от Екатерины И» («Vicende della chiesa cattolica nella Polonia e nella Russia da Catharina II»). См. также коммент, к статье «Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве» в т. 6 наст. изд.

Baader— Баадер Франц-Ксаверий (1765-1841), немецкий кстр. 761 философ и теософ. См. также коммент, к статье «Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве» в т. 6 наст. изд.

О temporal О mores!(лат) — О времена! О нравы!. кстр. 762

<7. Материалы из записной книжки Гоголя 1842-1851 гг.>

<1. Заметки слуги А. О. Смирновой о переезде на новую квартиру

и о посетителях, приезжавших 26 июля 1849 г.>

Хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Рос­сийской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 74. К. 9. Ед. хр. 15.

1 л.). Представляет собой записи слуги А. О. Смирновой на отдель­ном листе, сохранившемся в записной книжке Гоголя 1842-1851 гг.

В настоящее время составляет в гоголевском фонде РГБ отдельную единицу хранения. Публикуется впервые по автографу.

<2. Запись С. П. Шевыревым своего адреса на обороте визитной карточки. Первая половина июля 1851 г.>

Хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Рос­сийской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 74. К. 9. Ед. хр. 13. 1 л.). Представляет собой автограф С. П. Шевырева на обороте визитной карточки, на лицевой стороне которой напечатано: «Сте- панъ Петровичъ Шевыревъ». Визитная карточка хранилась в запис­ной книжке Гоголя 1842-1851 гг. В настоящее время составляет в гоголевском фонде РГБ отдельную единицу хранения. Публикует­ся впервые по автографу.

Адрес, по-видимому, написан С. П. Шевыревым для Гоголя и предваряет посещение Гоголем Шевырева на его даче в селе Троиц­ком во второй половине июля 1851 г. Н. В. Берг вспоминал: «В 1851 году мне случилось жить с Гоголем на даче у Шевырева, верстах в 20-ти от Москвы, по рязанской дороге. Как называлась эта дача, или деревня, не припомню. Я приехал прежде... Гоголя совсем не ждали. Вдруг, в тот же день после обеда, подкатила к крыльцу наем­ная карета на паре серых лошадей и оттуда вышел Гоголь... Мне отвели комнату в доме, а Гоголь перебрался ту же минуту во фли­гель со своими портфелями. Людям, как водится, было запреще­но ходить к нему без зову и вообще не вертеться без толку около флигеля. Анахорет продолжал писать второй том “Мертвых душ”... Шевырев ходил к нему, и они вместе читали и перечитывали напи­санное. Это делалось с такою таинственностью, что можно было думать, что во флигеле, под сению старых сосен, сходятся заговор­щики и варят всякие зелья революции. Шевырев говорил мне, будто бы написанное несравненно выше первого тома» (Гоголь в воспоми­наниях современников. С. 597). Всего Шевыреву Гоголем было про­читано семь глав. 25-26 июля 1851 г. Гоголь писал Шевыреву: «Убе­дительно прошу тебя не сказывать никому о прочитанном, ни даже называть мелких сцен и лиц героев. Случились истории. Очень рад, что две последние главы кроме тебя, никому неизвестны. Ради Бога, никому». Шевырев отвечал Гоголю: «Успокойся. Даже и жене я ни одного имени не называл, не упомянул ни об одном событии. Только раз при тебе же назвал штабс-капитана Ильина, но и только. Тайна твоя для меня дорога, поверь. С нетерпением жду 7-й и 8-й главы. Ты меня освежил и упоил этим чтением».

Игорь Виноградов, Владимир Воропаев

Содержание

Выписки из творений
Святых Отцов и Учителей Церкви

<1. «Увещательные главы» диакона Агапита св. правоверно­му царю Юстиниану в итальянском переводе Н. В. Го- голя> 7

<11. Выписки из Кормчей книги> 15

I. Из Правил св. апостол............................................................ 15

II. Из Правил Архиеп<ископа> Александрийского

св. Петра..................................................................................... 15

III. Послание св. Афанасия Великого, Архиеписк<опа>

Александрийского, к Аммуну Монаху............................ 17

IV. Вступление. Из Послания св. Василия Великого к Ам­филохию 20

V. Св. Василия из Книги о Святом Духе к нему же,

Амф<илохию>................................................................... 20

VI. Из Послания св. Григория, Епископа Нисского ... 23

VII. Из толкования св. Василия на Исаию 24

VIII. Из его же Послания к подчиненным ему епископам . . 24

IX. Из Правил Святого VI Собора......................................... 25

X. Одухотворение (из св. Григория Нисского).................... 25

<IIL> Выбранные места из творений Святых Отцов и Учите­

лей Церкви............................................................................................ 28

1. Изложение веры (св. Григория Чудотворца, Епископа

Неокесарийского)...................................................................... 28

2. О церковных преданиях (св. Василия Великого) ... 28

<3.> Из Правил Архиепископа Александрийского св. Петра . 31

4. Послание св. Афанасия Великого, Архиепископа Алек­сандрийского, к Аммуну Монаху 32

<5.> О почитании священника, хотя бы и погрешающего

(св. Иоанна Златоуста)....................................................... 35

6. О Литургии (Иеремии, Патриарха Константинополь­ского) 37

7. О Божественной плоти Иисуса Христа и о нашей

(из Тертул< л >иана).......................................................... 38

8. Мысли Отцов Церкви о истинном покаянии и Пасхе. . 40

<9.> О чудесах (из Иоанна Златоуста)...................................... 42

10. О добродетелях христианских (св. Прокла, Архиепи­скопа Константинопольского) 43

11. Пример страдания Самого Великого............................... 45

12. О Боге Сыне (св. Прокла, Архиепископа Константино­польского) 46

13. О редко бывающих в церкви (св. Иоанна Златоуста). . 47

14. О воскресении (из св. Иоанна Дамаскина)............................... 48

15. На Благовещение Богородицы (св. Анастасия, Архи­епископа Антиохийского) 51

<1б.> Рождение Господа Иисуса Христа от Девы (св. Феодо­та, Епископа Анкирского) 52

17. О присутствии Духа Святаго ныне (Иоанна Злато­уста) ......... 53

18. О любви к ближнему (Преосвященного Михаила). . 55

19. Истинная слава (Преосвященного Владимира).... 57

20. Мария как Преобразовательница Верховная смирения

(Преосвященного Владимира)......................................... 59

21. Воцарение Иисуса Христа (св. Феодота, Епископа Ан­кирского) 60

22. О Святых и Непорочных Таинствах Господних

(св. Иоанна Дамаскина)............................................................. 61

23. Вера среди жизни нашей (Преосвященного Гедеона,

Епископа Полтавского)............................................................. 67

24. О Русской Церкви <Иоанна Яхонтова> 68

25. О молитве святых (Афанасия Великого)................................. 69

26. Афинагора, Афинского философа............................................ 70

27. Разные изречения из Иоанна Златоуста.................................... 70

<28.> О непогрешимости Церкви........................................................ 72

<29.> О иконоборстве........................................................................... 72

<30.> Некоторые мысли Георгия (Затворника Задонского

Богородицкого монастыря)...................................................... 73

<31.> О милосердии (Иеремии, Патриарха Константино­

польского).................................................................................. 76

<32.> О молитве (св. Иакова, Епископа Низибийского) 78

<33.> О молитве <св. Иоанна Златоуста>........................................ 79

<34.> О трате времени....................................................................... 80

<35-> Благодеяния Божии (Филарета, митрополита Москов­

ского) ......................................................................................... 81

<36.> Об отлагательстве (Гавриила, Епископа Рязанского) . . 84

<37.> О различных действиях души нашей (св. Григория,

Епископа Нисского)............................................................. 86

<38.> О посте...................................................................................... 87

<39.> Приготовление к Исповеди и Причащению........................... 88

<40.> Знаменование воды в Св. Писании (св. Кирилла, Архи­епископа Александрийского) 95

<41.> Об утратах (из Златоуста)......................................................... 96

<42.> О Блаженстве миротворцев (св. Григория Нисского) . . 98

<43.> О стыде.................................................................................... 100

<44.> Послание к князю Антиоху о некоторых местах Бо­

жественного Писания (св. Афанасия Александрий­ского) 101

<45.> Пророчества о Христе (его же и оттуда же).................... 105

<46.> О свободном произволении (св. Иеремии, Патриарха

Константинопольского)................................................... 112

<47.> На праздник Ваий (св. Кирилла Александрийского) . 116

<48.> Из Тертул<л>иановой Апологии 117

<49.> О воскресении.................................................................. 120

<50.> Изречения из св. Иоанна Златоуста................................ 125

<51.> Бог есть бестелесен; следовательно Дух чистейший

(Преосвященного Тихона, Епископа Воронежского) . . 128

<52.> Его же ответ на запрос: как можно бестелесному Духу

явиться на земле?.................................................................... 129

<53.> О почитании святых (из частного письма протоиерея

Сабинина)................................................................................. 130

<54.> Мысли...................................................................................... 131

<55.> Письмо Георгия Затворника Задонского.............................. 133

<1V. Изложение 5—12 Слов книги святителя Иннокентия (Бо­рисова) «О грехе и его последствиях: Беседы на Святую Четыредесятницу». Харьков, 1844. Выписка из «Журна­ла Министерства Народного Просвещения»> 135

<Выписки и пометы при чтении Библии>

<1. Выписки из Книги Бытия>........................................................... 143

<11. Карандашные пометы и записи в славянской Библии

1820 года издания>............................................................................ 144

<Выписки из служебной Минеи>

<1.> Премудрости Соломоновы чтение................................................... 163

<И.> Каноны и песни церковные.............................................................. 165

Канон Предтечи Иоанна (творение Иосифово) 165

<Январь>......................................................................................... 169

<Декабрь>.......................................................................................... 173

<Январь>............................................................................................ 221

<Февраль>.......................................................................................... 271

<Сентябрь>........................................................................................ 303

<Октябрь>.......................................................................................... 346

<Ноябрь>........................................................................................... 384

<Материалы для «объяснительного словаря»
русского языка>

<1. Предисловие>................................................................................ 423

<11. Материалы для словаря>............................................................. 425

сМелочи. Биографическое. Альбомные записи. Надписи на книгах. Записные книжки>

<1. Альбомные записи>......................................................................

<1. В альбом В. И. Любича-Романовича>.................................

<2. В альбом Е. Г. Чертковой>...................................................

<3. В альбом И. И. Срезневского>............................................

<4. В альбом М. А. Власовой>...................................................

<5. В альбом А. Т. Сабининой>

<6. В альбом В. Ганки>...............................................................

<11. Надписи на книгах>......................................................................

<1. Надпись М. П. Погодину на экземпляре книги «Ганц Кюхельгартен. Соч. В. Алова». СПб., 1829>

<2. Надпись И. П. Шульгину на экземпляре первого изда­ния «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Кн. 1. СПб., 1831>

<3. Отрывок надписи неизвестному лицу на экземпляре первого издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». СПб., 1831—1832>...............................................................................................

<4. Надпись Д. В. Дашкову на оттиске «Отрывка из Исто­рии Малороссии» из «Журнала Министерства Народно­го Просвещения». 1834. №4>.............................................................................

<5. Надпись В. Ю. Леонтьеву на первой части сборника «Арабески». СПб., 1835>

<6. Надпись А. В. Никитенко на второй части сборника «Арабески». СПб., 1835>

<7. Надпись Н. О. Дюру на первом издании «Ревизора». СПб., 1836>

<8. Надпись М. Н. Загоскину на первом издании «Ревизо­ра». СПб., 1836>

<9. Надпись П. И. Кривцову на первом издании «Ревизора». СПб., 1836>

<10. Надпись А. В. Никитенко на первом издании «Ревизо­ра». СПб., 1836> 477

<11. Надпись Ф. Л. Халчинскому на форзаце первого изда­ния «Ревизора». СПб., 1836> 477

<12. Надпись M. С. Щепкину на первом издании «Ревизо­ра». СПб., 1836> 477

<13. Надпись К. С. Аксакову на шмуцтитуле первого тома

«Мертвых душ». М., 1842>...................................................... 477

<14. Надпись семье Аксаковых на экземпляре первого тома

«Мертвых душ». M., 1842>...................................................... 477

<15. Надпись А. В. Никитенко на авантитуле первого тома

«Мертвых душ». М., 1842>............................................... 477

<16. Надпись П. И. Раевской на экземпляре первого тома

«Мертвых душ». М., 1842

Наши рекомендации