Одухотворение (из св. Григория Нисского)

Аще кто не родится водою и Духом, сказано, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Почему две вещи, а не один Дух почтен достаточным для совершения крещения?— Человек,

1 В автографе: отпадут

“ В источнике: на высоту

3 В автографе: пожинаемый

как совершенно нам известно, есть существо сложное, а не про­стое. И так ему, как двоякому и сложному, назначены и врачев- ства для исцеления сродные и1 соответственные: для видимого тела — видимая вода, а для невидимой души — невидимый Дух, который призывается верою, <(и)> приходит неизреченно; как ска­зано: «Дух идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит и камо идет» (Ин. 3, 8). Он благословляет и тело крещаемое и воду крестящую. Посему не презирай Божественно­го омовения и не почитай оного маловажным, как обыкновен­ного, по причине употребления воды. Ибо Действующий велик и производит чудеса. Вот и сей святой жертвенник, пред которым мы стоим, в существе своем есть обыкновенный камень, ничем не различающийся от других плит, которые мы употребляем на построение наших домов и на посгилание2 полов: но после того, как он освящен для служения Богу и получил благословение, стал уже святою трапезою и чистым жертвенником, к которому могут прикасаться не все, а только священники, и то — благоговейные. Так и хлеб сперва бывает обыкновенным хлебом, но по соверше­нии над ним Таинственного священнодействия не только называ­ется, но и делается Телом Христовым. Так и Таинственный Елей, так и вино, не имея, прежде благословения, особенного значения, по освящении Духом тот и другое действуют особенным образом. Так одна и та же сила слова, отделив Священника от толпы народ­ной особым благословением, соделывает его достойным уважения и почтения; ибо тот самый, который вчера и прежде был одним из числа простолюдинов и черни, вдруг является вождем, началь­ником, учителем благочестия и истолкователем сокровенных тайн, и притом по телу или виду нисколько не переменившись, а оста­ваясь таким же, как был3, по невидимой душе получив лучший вид чрез действие некоторой невидимой силы благодатной. Обра­щая таким образом свою мысль на многие вещи, ты увидишь, что хотя видимое и не стоит внимания, но то, что совершается оным, велико, и особенно, если припомнишь из древней истории близкое и подобное настоящему предмету. Так жезл Моисеев был орехо­вый; ибо что другое он был, как не дерево обыкновенное, которое

1 Далее в гоголевском автографе было начато: созву<чные>

2 В источнике: устилание

3 В источнике: каким был

всякая рука срубает и носит, и не только употребляет, как заблаго­рассудится, но и предает огню, когда захочет? Когда же Бог восхо­тел сотворить чрез него великие и неизреченные чудеса, сие древо превратилось в змия. В других случаях ударив по водам, он то воду обращал в кровь,то изводил из воды бесчисленное множество жаб, то рассекал море, так что оно расступалось до дна и не сливалось. Подобным образом и милоть одного из Пророков, будучи простая кожа козья, прославила Елисея во вселенной. А древо Креста соде- лалось виною спасения всех людей, будучи, как я слышал, само по себе растение презренное и многих худшее. Куст купины показал Моисею Божественные явления. Мощи Елисея воскресили мерт­вого. Грязь даровала зрение слепому от самой утробы матерней. Все это, будучи само по себе вещество бездушное и бесчувственное, получив силу Божию, послужило орудием к произведению вели­ких чудес. Подобным образом надобно думать и о воде, что она, будучи не что иное, как вода, получив благословение небесное бла­годати, возрождает человека духовным возрождением. Если ж кто, колеблясь сомнением, вздумает затруднять меня непрестанными вопросами <и расспросами> о том, как возрождает совершаемое чрез воду Таинство, тому я буду иметь право сказать: объясни мне образ рождения плотского, и я тебе скажу силу возрождения духов­ного. Может быть, ты, чтоб как-нибудь увернуться, скажешь, что причина рождения человека заключается в семени, так послушай и меня: очищает и освящает человека вода благословенная. Если ж возразишь: да каким это образом? — яс большею силою возражу: да как из влажного и безобразного вещества образуется человек? И таким образом <разум>, переходя от твари к твари, будет на каждой вещи останавливаться: как произошло небо, как земля, как море, как всякая вещь? Ибо ум человеческий, не доходя до откры­тий, вседа прибегает к таким вопросам, подобно тому, как не могу­щие ходить прибегают к седалищу. Кратко сказать, сила и действие Божие повсюду непостижимы и неизреченны. Легко сотворив все, что восхотел, Бог утаил от нас полное разумение своих действий. Посему-то и блаженный Давид, обратив некогда ум свой на вели­колепие творения и исполнившись в душе изумления и удивления, изрек оные слова, которые все мы воспеваем: «яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Премудрость он познал, но искусства премудрости не уразумел.




<Ш.> Выбранные места из творений
Святых Отцов и Учителей Церкви

Изложение веры (св. Григория Чудотворца,
Епископа Неокесарийского)

По данному ему откровению.

Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости и Силы само- сущей, и Образа Вечного; Совершенный Родитель Совершенно­го, Отец Сына Единородного. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Образ и Выражение Божества, Слово действенное, Мудрость, содержащая состав всего, и Сила, зиждущая все тво­рение; истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимо­го, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святый, от Бога исходящий, посредством Сына явившийся, то есть людям; Жизнь, в которой причина живущих, Святый Источник; Святыня, подающая освящения. Им является Бог Отец, который над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и Царством нераздельная и неразлучная. Почему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего бы пре­жде не было, и что вошло бы после. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же.

Наши рекомендации