Из послания св. григория, епископа нисского
И так, по троякому, как мы рекли, разделению свойственных душе движений на силы ума, вожделения и раздражения, благие в душе действия силы ума суть: благочестивое понятие о Божественном, искусство различения добра и зла, ясное и несмешанное <понятие,> суждение о свойстве предметов, что из сущих достойно избрания и что отвержения и отвращения. По противуполо- жению, без сомнения, усмотрится такожде и злое направление сея способности души, когда в ней относительно к вещам Божественным будет нечестие, относительно к истинно доброму нерассудительность, превратное и ложное понятие о естестве вещей, яко почитати свет тьмою, а тьму светом, как глаголет Писание <Ис. 5, 20>. Добродетельное направление силы вожделения есть устремление желания к существенно вожделенному и истинно прекрасному, и всея силы и расположения любви, какая только в нас есть, занятие уверенностью, яко нет ничего иного по естеству своему вожделенного, кроме добродетели, и естества добродетель источающего. Уклонение же и греховное движение сея способности бывает, когда кто возделение обратит к мечтательному тщеславию, или к цветущей красоте телесной. Отсюда происходит сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и все сим подобные пороки, которые имеют началом сей род зла. Наконец доброе дейстие силы раздражений есть ненавидение зла, брань противу страстей и укрепление души в мужестве, дабы подвизающийся за веру и добродетель не устрашался кажущегося страшным для многих, но подвизался противу греха до крове, презирал угрозу смер- тию, тяжкие муки и разлучение от того, что есть приятнейшего, и словом, был выше всего, что многих держит в плену сластей, по привычке и предубеждению. Превратные же движения сея силы всем явны суть: зависть, ненависть, вражда, злословие, соумыш- ления, сварливое и мстительное расположение, на долгое время простирающий памятозлобия и многих доводящия до убийства и кровопролития. Ибо необученный помысл, не обретая, како с пользою употребити оружие, обращает противу самого себя
1 В гоголевском автографе слово не выделено.
острие железа, и оружие, данное нам от Бога на защищение, делается злоупотребляющему оное погибельным.
VII
Из толкования св. Василия на Исаию
Закон дал Бог в помощь, да рекут: нет слова, как сие, за которое не можно дати даров. Сей закон не подобен закону1 чревовещателя. Поелику не изобретен, как сей, для обольщения, но есть учитель истины: притом таковые предвещают за сребро. И сие достойно смеха, яко обольщаемые платят им и сребро в награду за ложь. Глагол же закона не таков, чтобы за оный давати дары: ибо никто не продает благодати. Туне, глаголет, приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Видишь, как вознегодовал Петр на Симона, принесшего сребро за благодать Духа. Сребро твое, глаголет он, с тобою да будет в погибель, яко непщевал еси дар Божий сребром стяжати (Деян. 8, 20). И так, слово Евангелия не есть подобно продаваемым глаголам чревовещателей. Ибо какое кто даст достойное возмездие за оное. Слыши Давида, недоумевающего и глаголющего: что воздам Господеви о всех[24] [25], яже воздаде ми (Пс. 115, 3). Посему не возможно дать за сие дары достойные подаваемыя Тем благодати[26]. Един дар достойный: соблюдение дарованного. Давший тебе сокровище требует не цены за данное, но достойного хранения данного.
VIII
Из его же Послания
к подчиненным ему епископам
Мнят, яко не согрешают, когда берут не при рукоположении, а после: взяти же, когда бы то ни было, есть взяти. И так молю, оставите сей доход, или паче сей вход в Геенну[27], и не делайте себя недостойными совершати священные Таинства, оскверняя руки свои таковым лихоиманием.
IX
Из Правил Святого VI Собора
Во епископы, или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергати, такожде и тех, коими они поставлены.
Услышим сие все, <и внушим себе> не только Архиереи, но счисляющиеся в клире и все живущие во вселенной. Ибо подобает нам лишше внимати слышанным, да не когда отпадем1 (Евр. 2, 1). Яко не нетленным златом или сребром искуплены мы от суетного, отцами преданного, жития, но Честною Кровию, яко агнца непорочна и пречиста Христа (1 Пет. 1,18,19). Тако научай и нас, муж священнейший, последовати заповеданиям Писания, и Евангелия и Апостолов, и священных правил и Отцев. И мы преклоняемся словами уст ваших. Взыди на Высоту2, возвыси глас твой в крепости, шествуй в широте, проповедуй со дерзновением, да истребится в конец и да уничтожится рукоположение мздоим- ное, и все то, что по сребролюбию и неправде и купле гнусноко- рысгной сопутствует оному. Ибо когда оно и сродное оному изъято будет от избранного народа, от имени Христова нареченного, и туне искупление получившего, тогда все пороку сему спосле- дующие скверны искоренятся, и священники, яко финике, процветут, вдыхая Христово благоухание спасаемым и воспевая Церкви победную песнь: отъят Господь от тебе неправды твоя (Софон. 3, 15): еще же и пожинаемые3 плоды услаждая и умножая оные в старости мастисгей, то есть показуя наследниками блаженныя оныя и бессмертныя жизни.
X