ГЛАВА 6. КОРНИ НРАВСТВЕННОСТИ – ПОЧЕМУ МЫ ХОРОШИЕ?
Стр. 127. Р. Докинз публикует отрывки писем к нему с угрозами и пожеланиями смерти в мучениях. Такие пожелания, безусловно, выставляют христианина в нелучшем свете и являются грехом.Не стоит, однако, забывать что и у атеистов в 20-м веке руки по локоть в крови.
6.1. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? Если нравственность детерменирована (обусловлена) могут ли учёные предоставить компьютерную программу просчитывающую свободную волю человека?
Стр. 131 «Мы рассмотрели уже четыре осмысленные «дарвиновские» причины, по которым особь может вести себя по отношению к другим альтруистично, щедро или «нравственно». Во-первых, это генетическое родство. Во-вторых, реципрокный (взаимный) альтруизм — предоставление услуг в расчете на последующее возмещение. На основе этих двух причин строится третья: эволюционное преимущество приобретения репутации щедрого и доброго индивидуума. И если Захави прав, четвертая — дополнительное преимущество показной щедрости как неподдельно правдивой саморекламы». Возникает вопрос, если все факторы развития нравственности человека известны, возможно ли создание компьютерной программы просчитывающей свободную волю человека?Если такой программы нет, то очень хотелось бы получить объяснение почему её нет. Молодой человек уступит ли бабушке место в метро? Берите любые параметры бабушки и молодого человека, вагона метро, времени суток и дайте точный прогноз. Если через опыт, вы уважаемые эволюционисты, такой прогноз дать не можете, то вы не имеете праваговорить что нравственность обусловлена эволюцией, потому что всё обусловленное может быть выражено в математическими методами в программном коде.
Стр. 132. Добро – это побочный продукт эволюции. Р. Докинз ссучился донельзя, лишь бы быть правым. «Пожалуйста, ни на секунду не допускайте, что эволюционное объяснение как-то умаляет или обесценивает благородные чувства сострадания и милосердия. Или сексуальное влечение. Пропущенное сквозь призму речевой культуры, сексуальное чувство дарит нам величайшие произведения поэзии и драматургии: любовную лирику Джона Донна, например, или «Ромео и Джульетту». Что ж, этого человека можно только пожалеть. Самопожертвование противоположно сексуальному влечению, равно как и милосердие и самопожертвование имеет место быть несмотря на борьбу за существование.
6.2. Наглядное исследование происхождения нравственности. Любые моральные дилеммы попускаются Богом и человеку никогда не будет попущено то, что он не может выдержать. Из самой запутанной ситуации существует нравственный выход
Основным выводом параграфа является то, что религия не делает людей нравственней. На моральные дилеммы одинаково отвечают как атеисты (верующие в отсутствие Бога), так и верующие в Бога. Это всё конечно хорошо, и этому есть не только эволюционное, но и религиозное объяснение Тертуллиана «каждая душа по природе христианка». Опять же эволюционизм в чистом виде ни в чём, на мой взгляд,не противоречит христианству. Материальный субстрат человека действительно эволюционировал от обезьяны, но на определённом этапе Бог мог вдохнуть вечную душу в человека (Адама), наделив его разумом и свободной волей.
6.3. Зачем быть хорошим, если Бога нет? «Если Бога нет, всё дозволено» Ф.М. Достоевский. Либералы и социал-дарвинисты – руки прочь от И. Канта!
Статистика, которую приводит Р. Докинз, по поводу высокого уровня преступности именно в «красных» республиканских штатах, чьей политической платформой является христианский консерватизм, наглядно показывает что Бог попускает бедствия тем, кто ещё может спастись. «Демократические» штаты и города во грехах погрязли настолько, что им дано временное облегчение и нега в их сверхпотребительском гедонизме.
Стр. 138. «Большинство думающих людей согласятся, что нравственность, проявляемая при отсутствии полицейского контроля, как-то более нравственна, чем притворная, исчезающая с началом забастовки полицейских или как только выключены камеры наблюдения — будь это реальная камера в полицейском участке либо воображаемая на небесах». Добро сделанное во славу Божию, но из-за тщеславной мысли о том, что Господь должентебя похвалить – не угодно в глазах Божиих. Добродетель в православии основана только на отрешённом бескорыстии.Страх наказания исчезает, после того, как человек привыкает жить с Богом и выполнять Его волю, побеждая в борьбе свои страсти, которые во многом и направляются силами эволюции и естественного отбора.
Стр. 139. «Некоторые философы, особенно Кант, пытались вывести абсолютную мораль из нерелигиозных источников». Надоел уже Р. Докинз вместе с либералами присваивать себе великого немецко-русского (И. Кант до конца жизни был русским подданным, формально) учёного-философа И. Канта. Как же с утверждением И. Канта о том, что трансцендентны три понятия разума: «Свобода», «Бог»и «бессмертие души»? Это он говорит в «Критике практического разума», который как раз и посвящён гениальному анализу нравственности.