В чём особенность русской бхакти-врикши?
Многие задаются вопросом – должны ли мы учитывать время, место, обстоятельства, применяя ту или иную программу? В связи с этим можно привести слова самого Шрилы Прабхупады (ШБ, 4.8.54, перевод и комм.):
«Метод поклонения Господу, который включает в себя повторение мантры и изготовление мурти Господа, не является стереотипным и не может быть одинаковым повсюду. В этом стихе подчеркивается необходимость принимать во внимание время, место и обстоятельства. Наше Движение сознания Кришны распространяется по всему миру, и в различных центрах нашего Движения мы тоже устанавливаем Божества. Иногда наши индийские друзья, гордящиеся своей приверженностью догмам, упрекают нас: «Того не сделали, это упустили». Но они забывают об этом наставлении Нарады Муни, которое он дал величайшему вайшнаву, Дхруве Махарадже. Необходимо учитывать время, место и конкретные обстоятельства. То, что подходит для Индии, не всегда подходит для западных стран».
И далее:
Принцип, в соответствии с которым религия вайшнавов должна оставаться привилегией индийцев и последователей индуизма, в корне неверен. Мы должны стараться приобщить к религии вайшнавов каждого. В этом заключается цель Движения сознания Кришны».
Вывод: Шрила Прабхупада говорит о том, что мы должны находить свои способы распространения сознания Кришны в разных странах, но самое главное – это способствовать тому, чтобы движение сознания Кришны продолжало неуклонно расширяться, ибо такого желание Шри Чайтаньи Махапрабху.
Сам Шрила Прабхупада показал на своём примере, как можно разнообразно адаптировать сознание Кришны под разные страны.
В беседе 9 марта 1974 г. в Маяпуре один из индийских учеников передаёт просьбу местных жителей издать какую-нибудь книгу на бенгальском языке (в то время книги BBT были, в основном, на английском). Шрила Прабхупада отвечает на это (с 34 мин.):
«По крайней мере, в Бенгалии им не нужно много информации, потому что это движение Господа Чайтаньи – это их движение. Они просто просят. Все знают, что Чайтанья Махапрабху пришёл, чтобы распространять харинам-санкиртану. Это суть. Пусть они помогают. Прана-артха-вачанам – своей жизнью, своими деньгами, своими словами. Почему они так хотят ещё больше информации получить? Это просто предлог какой-то. Все знают, кто такой Чайтанья Махапрабху по крайней мере в Бенгалии. […] Но это предлог. Бхагавад-Гита же была рассказана не в Лондоне. Она была рассказана в Индии. Почему они спрашивают?».
В данном случае Шрила Прабхупада говорит согласно времени, месту и обстоятельствам.
Неудивительно, что движение Бхакти-врикша успешно началось именно среди общины индусов – сначала в Омане, а затем в Бангалоре и в других городах по всему миру.
В Бангалоре мы увидели, что слугами-лидерами становятся зрелые преданные. В Индии сильно развит дух служения и дружбы и, как следствие, быстро развивается желание проповедовать (джива-дойа). В России же лидерами групп часто становятся преданные недостаточно зрелые, с нехваткой жизненного опыта, с семейными проблемами, с пробелами в образовании, асоциальные, с нехваткой навыков строить отношения.
Что касается России, то нам нужно лучше разобраться, на какой почве мы собираемся распространять сознание Кришны.
Как мы заметили, особенность русской Бхакти-врикши в том, что в культуре российского ИСККОН много конфликтов и революций. Это говорит о недостатке духа служения (вайшнава-сева). В Индии люди учатся севе (служению) с самого рождения, тогда как русским нужно давать больше образования.
В связи с этим мы считаем, что сейчас необходимо сделать акцент на обучении преданных – давать больше информации, обучать навыкам и ценностям, чтобы сформировать поколение зрелых слуг-лидеров Бхакти-врикши.