Память 30 июня / 13 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился 27 сентября / 10 октября 1907 года в деревне Андреево Запонорской волости Богородского уезда (ныне Орехово-Зуевского района) Московской губернии в семье богатого крестьянина Ивана Панкратьевича Демидова.

Успев окончить до прихода советской власти сельскую школу, он помогал отцу по хозяйству.

В 1929 году был призван в армию и служил в артиллерийском полку, квартировавшем в городе Моршанске Тамбовской области. Иван не скрывал, что он человек верующий, и политруки всячески пытались склонить его к отказу от веры. Он писал из армии домой отцу: «Дорогой папаша! Каждый день специально надо мной сидит политрук и все уговаривает снять нательный крестик. Но я твоего благословения не брошу. Перетерплю все. Святые отцы муки разные терпели, и я перетерплю, а вере православной не изменю».

Вернувшись из армии, Иван стал работать вместе с отцом в своем хозяйстве. В 1933 году, уступая просьбам крестьян, он согласился стать старостой в Покровской церкви в селе Запонорье.

В том же 1933 году его арестовали и приговорили к четырем месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за невыполнение им, как единоличником, сельскохозяйственных обязательств, данных ему государством.

В 1935 году он снова был приговорен к шести месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере за неуплату налогов.

Иван Демидов. Москва, тюрьма НКВД. 1937 год

Вернувшись из заключения, он устроился работать на строительство школы в Павловом Посаде, а затем, в 1937 году, – рабочим на лесопильном заводе в г. Дрезне. Но где бы он ни работал, он никогда не забывал, что он православный человек и церковный староста, и всегда был озабочен тем, совершается ли в Покровском храме богослужение. После того, как храм лишился постоянного священника, он стал привозить священника из города, и тот совершал требы в домах прихожан.

22 августа 1937 года был арестован в г. Дрезне по обвинению в "к/р деятельности, участник к/р церковной группировки" и заключен в Ногинскую тюрьму.

Из справки НКВД на арест: "Демидов Иван Иванович является инициатором внедрения религиозной пропаганды на селе. Систематически организовывает богослужение по дворам колхозников, является церковным старостой. Пользуясь набожностью колхозников, настраивает их против колхозов, говоря, что "колхозы противны Богу...колхоз есть безбожество. Я в него никогда не пойду, потому что я верующий и никогда веру православную не продам. Сейчас у власти не поймешь, нашу веру хотят загнать неизвестно, куда. Но я уверен, что Церковь не одолеет никто и никогда"

Виновным себя не признал.

11 октября 1937 года тройкой при УНКВД был приговорен к 10 годам лагерей.

Наказание отбывал в Буреинском ж/д лагере НКВД (пос. Кульдур Бирского района Хабаровского края).

В 1939 г. Иван Иванович отправил заявление с просьбой пересмотреть дело и приговор, как неправый. 20 сентября 1939 г. ему был послан ответ областного прокурора: "В жалобе отказать".

Находясь в заключении, Иван ни от кого не скрывал, что он человек верующий, и что был на родине церковным старостой. Когда его спрашивали о вере и уповании, он отвечал на это прямо, нисколько не смущаясь, и всегда опирался в своих ответах на слова Священного Писания. Сотрудники оперотдела лагеря стали преследовать его и искать способы открыть против него новое дело. В апреле 1942 г. они допросили заключенных, добиваясь от них лжесвидетельств, и те показали, что Иван Демидов вел антисоветские разговоры и был настроен враждебно к советской власти, пел церковные песнопения в присутствии заключенных и молился.

1 мая 1942 года Иван Демидов был арестован по обвинению в "к/р агитации среди заключенных" и заключен в лагерный изолятор.

Из материалов дела: "В отношении антисоветских высказываний - этого не было, я не подтверждаю. Среди заключенных я никакой пораженческой и клеветнической агитации не проводил". 24 сентября Ивану Демидову были даны материалы дела для ознакомления. Он заявил после ознакомления, что подписывать протокол об окончании следствия не будет. Категорично и спокойно сказал, что не желает подписывать, и все, не желает и объяснять, почему. После оглашения обвинительного заключения судья спросил Ивана Ивановича, признает ли он себя виновным. Иван Иванович ответил: "Обвинение мне понятно. Виновным себя не признаю. Никакими к/р разговорами не занимался".

2 ноября 1942 года на закрытом заседании Постоянной сессии облсуда Еврейской АР Хабаровского края он был приговорен к 10 годам лагерей НКВД с поражением в правах после отбытия наказания сроком на 5 лет.

Был этапирован на Бамлаг.

Скончался 13 июля 1944 года в центральной больнице лагеря на станции Известковая Бамлага. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008. С. 530-536
    • http://www.fond.ru/userfiles/person/534/1294955473.pdf
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...U**

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

2Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

4Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?

5Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

6Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

8Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- 13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

18Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

19Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

20И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

21Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: 22Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше; 23вы же - Христовы, а Христос - Божий.

Истина Божия для мира – безумие. отсюда и парадоксальный совет апостола. Но и премудрость века сего есть безумие, поскольку основывается на преходящих истинах века сего, а подчас – просто на баснях, которые мир отчаянно придумывает, дабы заглушить голос истины Божией, отказываясь задумываться о вечности….

Евангелие от Матфея): 24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

И объяснение притчи о жатве. Человек, живущий по заповедям Господним, уподобляется пшенице, приносящей плод, а живущий по своей воле, исполняющий прихоти своей греховной природы – сорнякам, которые только занимают место. Каждый получит воздаяние по тому, что взрастила его душа – жил ли человек, стремясь исполнять заповеди Господни, то есть, подражать Богу, либо он лишь исполнял желания своей плоти, приобретая сходство не с Богом, но с демонами….

И чтения праздника. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 3Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

6Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

7Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

8Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

18Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

21Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

Апостол вразумляет паству, призывая перестать превозноситься один перед другим, в чем и состоит корень раздоров, поразивших его паству. а в конце главы – грозя наказанием за недостойное поведение. В качестве примера он приводит сам сонм апостолов, кои постоянно поносимы и уничижаемы от людей. А тут люди. едва обращенные к Богу, превозносятся, считая себя уже достойными людьми. Но достоинство или недостоинство определит Суд Божий, а пока следует судить о себе адекватно, выявляя и искореняя пороки и грехи…

Евангелие (от Марка): 1И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

6Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

13Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", 18Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Господь избирает 12 учеников, которых именует апостолами….

[1] Библ (финик. , греч. βύβλος - Библос) — библейский город Гебал (Губл), древний финикийский город, расположенный на берегу Средиземного моря, в 32 км от Бейрута — нынешней столицы Ливана. В настоящее время на месте древнего Библа находится город Джебейль (Джубейль).

[2] Нике́я (греч. Νίκαια) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник.

Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону.

[3] Преподобный Серафим считал строгий Устав, введенный преподобной Александрой по образцу Саровского, слишком суровым для сестер и хотел его смягчить. Однако явившаяся Божия Матерь запретила это делать, повелев основать отдельный монастырь, специально для дев (вдов в эту общину Матерь Божия велела не принимать). Устав ее будет несколько менее строгий. Для сестер обители была устроена мельница, что и дало название всей общины. Ее первой начальницей была преподобная Елена (Мантурова), память которой чтится 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жён Дивеевских. Впоследствии Мельничная и основанная преподобной Александрой женские монастыри были объединены в один.

[4] Круглосуточное чтение Псалтири, в которому участвует братия (в данном случае – сестры) монастыря, разделившись на группы, каждой из которых отведено определенное время суток для чтения. Таким образом, чтение Псалтири никогда не прерывается.

[5] Вифиния (греч. Βιθυνία, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус, включая в себя и западную часть малоазиатского Черноморского побережья).

[6] Тихонравов. Отд. 2. С. 64

[7] Клосс. С. 211

[8] РГБ. МДА. № 203. Л. 264

[9] РГБ. МДА. № 77; Леонид. С. 333

[10] ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558

[11] ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.

[12] Большаков. С. 106-107

[13] ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 189

[14] Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 17-18. С. 353.

[15] 1Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.

2И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.

3И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, 4и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.

5И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.

6Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.

7И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.

[16] Хи́ос (греч. Χίος, тур. Sakız — Сакы́з, осман. صاقيز‎ — Сакы́з, итал. Chio — Ки́о, генуэзск. Scio — Ши́о) — остров в Эгейском море, вблизи полуострова Малая Азия в составе территории Греции.

[17] Апокрисиа́рий или поклиса́рь (греч. ἀποκρισιάριος — приносящий ответ; лат. responsalis) — посол, посланник, адвокат по делам церковным, дипломатическая должность в Византийской империи. В церковно-административном значении апокрисиарий — это полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при дворе императора и высших гражданских или церковных учреждениях. Апокрисиарий являлся посредником между высшим духовенством и императором. Апокрисиарии сопровождали своих архиереев при посещении их двора императоров. Церковные апокрисиарии известны в Византии с V века. Император Юстиниан I предоставил им право финансового и дисциплинарного надзора над главами местных церковных администраций в 1-й половине VI века.[1]. Поместные церкви (Римская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская), митрополии и архиепископии имели в Константинополе постоянных апокрисиариев. Через них они имели связь с императором, приносили свои ходатайства и получали распоряжения императора.

[18] Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра, до реформы XVIII века — 1066,781 метра). Упоминается в литературных источниках XI века, в XVII веке окончательно сменила использование термина «поприще» в этом значении[1]. таким образом, указанное здесь расстояние составляет 2,133562 км.

[19] Прозвание Храбрый не использовалось при жизни князя. Впервые оно появляется в Новгородской первой летописи младшего извода[4].

[20] Антон Горский сомневается в том, что Андрей Боголюбский, отправляя на Киев своего сына Мстислава, велел ему разграбить город. По его словам, целью похода было лишь изгнание из Киева политического соперника Мстислава Изяславича. Погром Киева, по его мнению, был проявлением спонтанного ожесточения среди воинов коалиции Андрея Боголюбского, что было обусловлено упорной обороной города[16]. Отмечая, что в разорившее город войско коалиции помимо суздальцев входили смоленские, черниговские, переяславские и другие полки, он отвергает какой-либо особый антагонизм между Киевом и Суздалем.

[21] Вятские епархиальные ведомости, 1912, № 40, отдел офиц., с. 737.

[22] Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1912, № 38, отдел офиц., с. 421.

[23] Определен на вакансию 24 марта 1914 года. См. Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1914, № 13, отдел офиц., с. 122.

[24] По БД ПСТГУ, расстрелян 1/14 июня 1918

[25] По БД ПСТГУ – 2 / 15 июня 1879

[26] Родилась 9 / 22 апреля 1886 года; ее отец умер рано, и она жила с бабушкой Варварой и матерью Надеждой Алексеевной, работавшей на бумагопрядильной фабрике Малютиных. Сестра хозяина фабрики преподавала в школе в деревне Дергаево, в которой училась Александра. Она и обратила внимание брата на способную девочку, сказав ему: «У меня в классе есть хорошая девочка и очень способная. Хотелось бы, чтобы она дальше продолжила свое образование». Брат согласился, и при материальной поддержке Малютиных Александра Ивановна окончила в 1906 году учительскую женскую семинарию и с 1906 года преподавала в Кишиневском земском училище.

[27] Кока́нд (узб. Qo‘qon, Қўқон) — город в Ферганской области на востоке Узбекистана, в юго-западной части Ферганской долины. Один из древнейших городов, столица Кокандского ханства[2], существовавшего с 1709 по 1876 на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (Восточного Туркестана).[3]

[28] Скобелев — новое название города Новый Маргелан (основан Михаилом Дмитриевичем Скобелевым в 1887) с 1907 до 1924 года, в 1924 году переименованного в Фергану.

[29] Андижан (узб. Andijon, Андижон) — город на юге Узбекистана, административный центр Андижанской области.

[30] Тир(греч. Τύρος) - финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Находился на территории современного Ливана, мухафаза Южный Ливан (близ границ с Израилем). Финикийцами назывался «Сор» - «скалистый остров». Современное арабское название — Сур.

[31] Сидо́н (др.-греч. Σιδών) — один из древнейших городов Финикии. Крупнейший торговый центр древнего мира в X — IX веках до н. э. В Библии упомянут как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта. Ныне – арабский город Сайда (араб. صيدا‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), расположенный на юге Ливана

[32] Вефи́ль (ивр. ‏בֵּית אֵל‏‎, Бейт-Эль — букв. «дом Бога»; угарит. bt il[1], греч. Βαιθηλ, лат. Bethel) — один из главных городов Древнего Израиля, севернее Иерусалима, на границе территорий колен Вениамина и Ефрема.

Согласно Библии (Быт. 28:19), название городу дал Иаков, которому там явился Бог; до этого город назывался Луз. Во времена Израильских и Иудейских царей (X — VIII век до н. э.) там находился израильский храм-скиния, соперничавший с иерусалимским. В храме в Вефиле было поставлено изваяние золотого тельца (3Цар. 12:28-30), что критиковалось пророками.

Другой город под названием Вефиль, находившийся на юге Иудеи, упоминается в книге Иисуса Навина (Нав. 8:17 и Нав. 12:16), и предположительно был идентичен городу Бетуль или Бетуэль, где проживало племя Симеона.

[33] Имеется в виду Галич Костромской. Также имеется утверждение, что на самом деле он родился близ другого города – Солигалича. (др.-рус. Соль Галичьская) — город (с 1938) в Костромской области, административный центр Солигаличского района, образует городское поселение город Солигалич. Солигалич расположен в верхнем течении реки Костромы (левый приток Волги), на Галичской возвышенности (отрог Северных Увалов, приурочена к тектоническому поднятию — Солигаличско-Сухонскому мегавалу) в 95 км к северу от железнодорожного узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы. Назван так из-за месторождений поваренной соли, имеющихся в его окрестностях.

[34] Святитель Фотий – преемник святителей Московских Алексия и Киприана, но в собор Московских святителей не входит. Память святителя Фотия 27 мая / 9 июня в день перенесения мощей, 2 / 15 июля в день преставления, в Соборах Галицких, Киевских и Московских святых.

[35] В других источниках утверждается, что поставление митрополита, вообще, не было согласовано с Константинополем, так как там на престоле был патриарх Григорий (Маммас), принявший унию. Была между самими русскими партия, не признававшая законности поставления митрополита Ионы. Известно о преподобном Пафнутии Боровском, что он соблазнялся поставлением митрополита Ионы, не позволял в своей обители называть его митрополитом и исполнять его указы. Позванный по этому делу в Москву, он объяснялся с митрополитом "негладостно и неподобательно, яко же подобает гладостно и подобательно великовластным глаголати", за что митр. Иона «бил его своим жезлом и посадил его в оковах в темницу для покаяния» (хоть за такое, по канонам, священнослужитель должен быть сразу же низложен, следовательно, приведенная информация может быть ложью). Некий боярин Василий Кутуз также не признавал архипастырской власти св. Ионы и не хотел принимать его благословения. Вскоре воцарившийся император Константин XI изгнал патриарха-униата и объявил о восстановлении православия и по версии источника (https://drevo-info.ru/articles/12878.html) Великий князь затеял восстановление отношений, но загнивающая империя, гибнущая под натиском турок-османов, снова бросилась под их натиском в объятия унии, что отбила охоту восстанавливать отношения. По версии источника, никаких официальных решений по придании Русской Церкви автокефалии не было, но со временем фактический статус был признан Вселенской Церковью. Формально автокефалия была признана в 1589 году, когда Московский митрополит получил достоинство патриарха. Впрочем, до XVII века киевская митрополия, входящая в состав Речи Посполитой, по-прежнему относилась к Константинопольскому патриархату. Последняя информация, заметьте, противоречит написанному выше…...

[36] Этому событию католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая)

[37] Гиппон-Регий, Гиппон Царский (лат. Hippo Regius, др.-греч. Ἱππών Βασιλικός) — древний город в доримской и римской Африке, порт на берегу Гиппонской бухты Средиземного моря (Hipponensis Sinus), исторический предшественник современной Аннабы (Алжир)

[38] Анастасиополь (греч. Ἀναστασιούπολις) – название византийской крепости Дара (греч. Δάρας) на границе а севере Месопотамии (ныне – юго-восток Турции) на границе с империей Сасанидов, присвоенное после перестройки после 505 года. Позже, после очередной перестройки крепость получила название Новая Юстиниания.

[39] Галатия – историческая провинция в центральной части Малой Азии с центром в Анкире – нынешняя Анкара, столица Турции.

[40] Дата вычислена по сведениям в "Житии", написанном еп. Хвостанским Марком, что святитель скончался на 88-м году жизни.

[41] Хотя в "Житии" сказано что патриарх был из «тырновских стран», но указано, что он родился, когда Болгарией правил Михаил III Шишман, который на царский престол был возведен только в 1323 году, а до этого был деспотом в Видине.

[42] Обитель эту называют "Ибровской," возможно от греческого имени реки Марица (Εβρος). См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1320.htm

[43] Сте́фан У́рош IV Ду́шан (серб. Стефан Урош IV Душан), известен также как Душан Сильный (серб. Душан Силни) — сербский король (серб. краль) (с 1331 года) из рода Неманичей, с 1346 года — царь сербов и греков (до смерти в 1355 году), создатель Сербского царства.

В ходе ряда успешных войн под его руководством Сербское королевство превратилось в самую сильную державу региона, включив в свой состав значительную часть Балканского полуострова и составив реальную конкуренцию Византийской империи. В правление царя Стефана в стране была проведена кодификация сербского права (в частности, был создан «Законник» — свод юридических норм средневековой Сербии), получила распространение византийская культура. Пришел к власти, подняв мятеж против отца и задушив его, отсюда и прозвище «Душан».

[44] По мнению Махальчича, предложение кандидатуры святого Ефрема на патриарший престол было результатом компромисса, достигнутого между крупнейшими сербскими областными правителями. Михаљчић, Р., "Лазар Хребељановић: Историjа, култ, предање," Михаљчић, Р., Сабрана дела, Београд, 2001, 108-109.

[45] Соловjев, А., "Jедно суђење из доба кн. Лазара," Архив за правне и друштвене науке, Београд, 1929, Књ. 18(35), 190-195.

[46] Так по "Житию" святого Ефрема. Позднейшая догадка из академической среды предполагает, что после смерти Георгия Балшича в 1379 году необходимость в компромиссной фигуре отпала, и князь Лазарь возвёл на патриарший престол своего кандидата.

[47] Печская Патриархия, ставропигиальный женский монастырь, храмовый комплекс и исторический центр Сербской Православной Церкви. Расположен в Косово, ныне находящийся под охраной «коллективных миротворческих сил НАТО» в крае, в албанской части региона.

[48] Характеристика по "Житию" еп. Марка Хвостанского.

[49] Его авторство подтверждает именной акростих.

[50] Существует не вполне обоснованное предположение Павловича, что инициатором канонизации святого Ефрема якобы выступило семейство Бранковичей (прежде всего Георгий и Лазарь), стремившееся для укрепления своей власти распространить почитание святителя в противовес росту почитания князя Лазаря, чья память приходилась на тот же день. Павловић, 1965, 129.

[51] Petković, S., "Zograf Georgije Mitrofanović u Pećkoj patrijaršiji," Glasnik muzeja Kosova i Metohije. Priština, 1965, Knj. 9, 241; О Србљаку, 1970, 211.

[52] Ath. Chil. N 341

[53] Богдановић, 1978; Он же, 1980, 182-184

[54] Лукания (греч. Λευκανία) — в древности значительная область в южной Италии (средняя часть «подошвы» итальянского «сапога», не доходя до «носка») или Великой Греции, между Самнием, Кампанией, Бруттием и Апулией. Прекрасные луга способствовали здесь развитию скотоводства, местами попадались хорошие виноградники. Луканы (греч. Λευκανοι, лат. Lucani), населявшие область, пришли сюда в начале V века до н. э. из Самния, однако им пришлось воевать с греками из Южной Италии, прежде чем удалось здесь обосноваться (в 390 году до н.э. после сражения возле реки Лаус).

В 272 году до н. э. вся Лукания была покорена римлянами. Войны в течение всего III века до н. э. и позже, непрерывно тревожившие Луканию, превратили её из богатой, плодородной и населённой страны в бедную и обезлюдевшую область. В настоящее время на территории Лукании расположен административный регион Базиликата.

Лукания — официальное название региона Базиликата в 1799-1820 гг. и в 1932-1947 гг.

[55] Килики́я, также Кили́кия (арм. Կիլիկիա, греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — в древности юго-восточная область Малой Азии.

[56] Из 16 древних городов под названием Антио́хия[1][2] (от имени Антиох, др.-греч. Ἀντίοχος — Противостоящий ) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, на границе с Сирией, у Средиземноморского побережья). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

[57] Памятная книжка Енисейской губернии на 1911 год. - Красноярск, 1911, с.142.

[58] Аматус или Амафунт (греч. Αμαθούς) — один из древнейших городов Кипра, находящийся на южном побережье острова в 24 милях к западу от Ларнаки.

[59] На основе этих лекций была создана книга "Путь ко спасению" (1868-1869): "Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться" (свт. Феофан Затворник, Собрание писем, письмо 188).

[60] Это было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Православная Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 / 22 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии».

Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью».

Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы.

[61] «Я ищу покоя, — писал епископ Феофан митрополиту Исидору, — чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией».

[62] Обретение мощей святителя Феофана Затворника: как это было. Дорога к Храму 23 января 2008.

[63] 18,135277 км.

[64] 16,001715 км.

[65] 5,333905 км.

[66] В Тобольском кремле проходят торжества, посвященные обретению мощей священномученика Ермогена, епископа Тобольского и Сибирского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 2 сентября 2005 года: http://www.patriarchia.ru/db/text/38470.html

[67] Официальный церковный календарь РПЦ - http://mospat.ru/calendar/2013/09/02

[68] Об отстранении священника от приходских обязанностей см. также: Протокол № 6 от 2 августа 1917 г. / Протоколы епархиального съезда депутатов духовенства и мирян Тобольской епархии 1917 года // "Тобольские епархиальные ведомости", 1917, №32, отдел неофиц., с.446.

[69] Ковно –дореволюционное русское название литовского города Каунас

[70] Северный край — администрат

Наши рекомендации