Священномученик Петр Остроумов
День памяти: 27 Июня / 10 Июля
Священномученик Петр родился 1 / 14 июля 1875 года в селе Троицкое Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Остроумова. В 1896 году Петр окончил учительскую семинарию в Подольском уезде и поступил учителем в одну из школ в Звенигородском уезде.
В 1899 году Петр был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в селе Петровское Клинского уезда, а в 1909 году – во священника к Троицкому храму в родном селе Троицкое. Здесь отцу Петру и пришлось пережить гонения от безбожных властей.
В 1929 году местные власти вознамерились закрыть Троицкий храм, но препятствием для этого стал авторитетный сельский священник, которого и крестьяне хорошо знали, и он знал их всех, и потому отца Петра решили арестовать. Были допрошены свидетели, должные по своему положению помогать органам ОГПУ: заведующий избой-читальней и председатель сельсовета. Заведующий избой-читальней сказал: «Сам не слышал, но знаю от других граждан селения, что... Остроумов своими проповедями призывал население противостоять предполагавшемуся закрытию церкви, ходил сам по селению... и собирал подписи против закрытия церкви по домам».
Председатель сельсовета сказал: «Из разговоров и слухов... я знаю, что... Петр Петрович Остроумов рассказывал проповеди, направленные на подрыв советской власти, говоря: “Необходимо веровать в Бога; коммунисты ведут вас к пропасти, и, придет время, вы все, обманутые коммунистами и советской властью, покаетесь”. После вынесения волостным съездом решения о закрытии церкви... Остроумов, совместно с церковным советом, созывал собрания верующих, иногда даже без разрешения… на которых собирал подписи против закрытия церкви...»
Священник Петр Остроумов был арестован 18 октября 1929 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 1 ноября следователь допросил его.
– Антисоветской агитации ни в частных разговорах и нигде я не вел. Проповеди, которые я произношу очень редко, носят чисто религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет, – заявил священник на обвинение следователя.
– Собирали ли вы подписи против закрытия церкви? – спросил его следователь.
– Никаких подписей не собирал.
– Кем собирались подписи?
– Церковным старостой и членом церковного совета.
– Говорили ли вы проповедь в селе Ивлиево по случаю ареста священника, что «на Церковь идет гонение со стороны советской власти» и так далее?
– Не помню. Проповеди я не произносил.
12 ноября следствие было закончено. Отец Петр был обвинен в том, что, «являясь священником, использовал религиозные настроения верующих в целях антисоветской агитации, собирал подписи против закрытия церкви... провоцируя верующих на массовое выступление».
23 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край[250]. Когда отец Петр вернулся из ссылки, ему было запрещено жить ближе, чем за сто километров от Москвы, и он поселился в Волоколамском районе.
В 1937 году отец Петр стал служить в Покровском храме в селе Покровском Волоколамского района. В том же году секретная осведомительница по кличке Березка отправила агентурные донесения сотруднику местного отделения НКВД. Она сообщала: «Поп Покровской церкви Остроумов занимается обработкой верующих. При подворном обходе селений... агитирует и распускает ложные слухи о войне, заявляя: “Скоро будет война, коммунисты это чувствуют... и... арестовывают крестьян, сажают безвинных священников в тюрьмы; я, наверное, хожу последние дни, осталось мне отслужить последний ноябрь месяц. Приходите, православные, на говение, скоро ведь все церкви закроют...” В ноябре 1937 года около часа дня в Покровской церкви Остроумов произносил проповедь, в которой просил верующих не покидать храма Божьего, молиться и чаще посещать церковь».
Отец Петр был арестован 2 декабря 1937 года и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. В этот же день были допрошены свидетели, которые показали, что священник часто произносил проповеди, призывая верующих не оставлять храма Божьего и больше молиться, так как храмы скоро закроют. Кроме того, часто раздавал детям конфеты.
– Проживая в селе Покровском, вы среди верующих и колхозников вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте показания, – потребовал от священника следователь.
– Антисоветской агитацией я среди верующих и колхозников не занимался.
– Следствию известно, что вы среди верующих вели антисоветские разговоры. Вы это скрываете. Вам зачитывается ряд свидетельских показаний, уличающих вас в антисоветской и антиколхозной деятельности. Подтверждаете ли вы это?
– Заявляю, что я антисоветскими и антиколхозными разговорами не занимался. Что же касается проповедей, то, действительно, я проповеди говорил в начале моего приезда в село Покровское... В настоящее время я проповедей не произношу. Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю.
Следствие было закончено в самый день ареста, 2 декабря; 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения. Священник Петр Остроумов скончался 10 июля 1939 года в исправительно-трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода 18 августа 2004г. по представлению Московской епархии.
События дня.
Вечерня и утреня.
Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вечерня с добавлением входа и утреня с полиелеем в честь преподобного Амвросия Оптинского. Служил о.Сергий Лукин при пении верхнего хора.
Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Иго Христово благо и бремя Его легко. Об этом в один голос говорят все подвижники. Но эти подвижники, эти Сосуды Духа Божия водимы самим Господом и с апостолом Павлом могут вокликнуть, что от любви Божией их не отлучит ничто. Лишь покоряющийся Богу познает Его благость, поскольку идет в том направлении, куда его ведет Господь, а также потому что Бог не спасает человека без его желания. Живущий по заповедям Господним и не уклоняющийся от них живет с Богом и уже на земле Господь в нем созидает Царство Свое. Но как далеко все это от нас, непрестанно согрешающих и отклоняющихся от заповедей Божиих. Потому для нас соблюдение заповедей становится тяжелейшей борьбой, ибо бороться приходится с самым естеством падшего человека. Потому, желая не гневаться, не предаваться нечистым помыслам, не осуждать, человек понимает, что… не может этого сделать. И тогда он взывает о помощи к Богу и лишь с Его помощью он оказывается способным бороться. И лишь к концу этой борьбы, когда греховная грязь отступает из души и Благодатьсозидает в человеке Царство Небесное, тогда и бремя Христово становится легким, так как сам Бог ведет его через Дух, живущий в нем и во всем руководящий человеком. Мы от этого далеко, а потому для нас с вами эти слова кажутся непонятными и далекими….
Литургия.
В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Сергий Лукин при пении бокового хора.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 17Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Апостол предостерегает против сеющих раздоры в Церкви. Какими бы доводами ни прикрывались раскольники («защита правой веры», противостояние «продавшемуся мировому экуменизму» священноначалию), но все они идут против Бога, отсекаясь от церковной полноты и увлекая за собой людей, ведя их не к Богу, а к себе, а точнее – вместе с собой в погибель. Поэтому апостол призывает к рассудительности, не принимая льстивых слов чинящих раздоры. Это, как раз тот случай, когда служители виноградника Христова, вместо того, чтобы приносить урожай ХОЗЯИНУ, присваивают его себе. Но всяк, кто своей деятельностью восстает против церковного единства, восстанавливая народ против священноначалия, не есть пастырь, но волк в овечьей шкуре. К несчастью, таких много было и в древности, много их и сейчас, так что призыв апостола к оторожности актуален и ныне…
Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9Кто имеет уши слышать, да слышит!
10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
И снова текст на тему притчи о сеятеле, где полю уподобляется душа, а слово Божие уподобляется семени. Бог желает спасти всех, а потому предлагает его всякому человека, сея Слово Свое во всякую душу. Но одна душа подобна даже не полю, а пустырю, по которому ходит всяк желающий, носится всякий ветер учения… Всякое зло и всякий грех свободно ходит здесь, как и духи злобы, толкающие человека ко греху. Такое поле вытоптано до состояния дороги, так что только по краям может что-то расти, но вряд ли – доброе. Всякое же семя, попадающее сюда, не может пробиться сквозь вытоптанную до окаменения почву и тут же похищается владеющими этой душой силами, которые тут же удобно склоняют ее к новым грехам, так что о Слове Господнем она скоро забывает, как о чем-то чуждом и неприятном ей. Другая душа подобна почве не настолько вытоптанной, как в предыдущем случае, но бедной, где слово Господне не укореняется, так как эта почва и не предназначалась человеком для посадки чего-либо доброго. В третьем случае слово Господне и не отвергается, так как почва вполне пригодна для прорастания в ней доброго семени. Однако вместе со Словом Божиим на ней свободно прорастают всевозможные сорняки греховных влечений и страстей, с которыми человек не думает бороться. А они свободно растут, заглушая всякое доброе семя. Четвертый же случай – это когда человек ухаживает за семенем, поливая и подкармливая, питая почву души своей от Таинств Церкви, а также выпалывая сорняки греховных страстей. Лишь в этом, последнем случае, семя Слова Божия приносит плод, ибо не слушатели Слова угодны Богу, но делатели. Все мы, увы, подходим под третий случай, а потому эта притча и читается нам так часто, дабы мы, посмотрев в этот текст, как в зеркало, ужаснувшись, изменили свой образ жизни.…. И когда Господь разъясняет ученикам, то сетует на народ, который, вроде бы, слушает слова Его, но не понимает и остается глух к ним, так как всецело привязан к земному, а рассуждения о небесном для людей чужды. В Евангелии от Марка приводятся и слова, которыми Господь укоряет и самих учеников за то, что они не понимают Его притч, так что их приходится специально разъяснять. Действительно, на уровень, достойный проповедников Слова Божия, они взойдут лишь по Сошествии на них Духа Господня, а пока они еще немощны и маловерны, а их мысли привязаны к земному. А земные пристрастия способны мешать человеку в его духовной жизни, ибо если он почитает что-то важным, то ради него он может отказаться от всего прочего и если важнее для него – земное, то отношения с Богом могут и подождать, пока человек решает свои земные дела. А дела эти не будут полностью решены никогда, так что человек будет вертеться, как белка в колесе, непрестанно откладывая важные решения в духоаной жизни, поскольку «важные дела не ждут». Но стоит дать в жизни место Богу, как все остальное становится на свои места и все, что он почитал важным, оказывается полной глупостью, недостойной, чтобы ради нее жертвовать пользой для души. Увы, это актуально для нас всех, а потому этот текст и читается так часто…
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.
14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Дела плоти и плоды Духа. Сколько раз в годы повторяется это чтение, дабы мы, действующие по велениям плоти, опомнились, пока есть еще время. Выше приводятся дела плоти, склонной ко греху, ниже же – плоды духа, о которых нам, как не имеющих их, судить трудно: любовь, которая всем желает добра и обнимает и друзей и врагов (и через это – и милосердие, которое охотно истощает всего себя, дабы помочь ближним, подчас не думая о себе совсем), радость и мир души, которые не способна поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, воздержание, которое без колебаний отсекает греховные влечения плоти, которым мы часто уступаем (хоть потом – каемся), не забывая не на минуту заповеди Господни, а путь к этому лежит через борьбу со своими страстями и греховными влечениями, о чем апостол и пишет, называя это «распятием плоти». Эти слова здесь совсем не ради красного словца, но отражают тяжесть борьбы, ведь наклонность к греху прочно засела в человеческой природе и желая борьтьсяс грехом, придется воевать с самым естеством человека. Совсем не случайно чтение это приурочено к празднику преподобных, кои сами являются примером того, как проходит этот путь и чего достигает идущий по нему.…. Урок и обличение для нас…
Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от