Священномученик георгий степанюк

Память 26 июня / 9 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Священник Георгий Степанюк с супругой Евфросинией и детьми, фото с сайта fond.ru

Родился в 1880 году в с. Полична Брестского уезда Гродненской губернии.

С 1900 года работал учителем в сельской школе. Трое его детей умерли в младенчестве, что побудило Георгия стать священником. Учился в Московской духовной семинарии (по игум. Дамаскину, окончил пастырские курсы).

В 1911 г. направлен в с. Глиновка Лепсинского уезда Семиреченской области[234]. В 1913 г. переведен священником в с. Андреевское того же уезда и назначен в церковно-приходскую школу законоучителем и преподавателем арифметики.

Когда в стране началась гражданская война, супруга священника предложила ему скрыться и переждать смутное время. Но отец Георгий сказал: «Скоро праздник Святой Троицы. Что скажет народ?» И остался.

В 1918 г. был арестован красноармейцами и две недели содержался под стражей; затем его вывели к народу, чтобы собрать против него свидетельства. Однако таковых не нашлось, и священник был освобожден.

9 июля 1918 в село вошел другой отряд красногвардейцев, и несколько красногвардейцев сразу же направились к дому священника. Супруга священника, выйдя им навстречу, попыталась уверить их, что мужа ее дома нет, но отец Георгий вышел им навстречу и был арестован. Находясь под стражей, отец Георгий, не желая оставлять церковных дел в беспорядке, попросил супругу принести из храма книги записей и привел их в порядок, также написал письмо прот. Владимиру Цедринскому с просьбой позаботиться о жене и детях.

В тот же день после полудня в сопровождении конного конвоя священника повели на расстрел. Отец Георгий попрощался с супругой и детьми и пошел по центральной улице села. За страшной процессией шли женщины и подростки. Дойдя до крутого берега реки, красногвардейцы спешились и вместе со священником стали спускаться к реке. Отец Георгий подошел к воде, опустился на колени и, воздев руки к небу, стал молиться. Затем он повернулся лицом к палачам, крестообразно сложил руки на груди и, воздохнув к Богу, сказал: «Прими, Господи, мою грешную душу!». Красногвардейцы выстрелили и убили священника[235].

Похоронен на сельском кладбище. Отпевание совершили четыре священника из соседних сел, в т.ч. священномученик Михаил Сушков. Могила о. Георгия почиталась верующими.

Канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Литература



  • Письменное свидетельство внучки о. Георгия Степанюк А. В. Зак. Ркп. // Личн. арх. авт.;
  • [Пимен (Белоликов), еп. Верненский. Обращение к Туркестанскому духовенству с просьбой о помощи семьям погибших;
  • он же. Письмо благочинному Николаю Сущевскому в с. Георгиевка Пишпекского округа Семиреченского у.] // Туркестанский ЦВестн. 1918 г. № 3.

Использованные материалы

  • В. В. Королёва. Георгий Степанюк // Православная энциклопедия, т. 11, с. 10-11
    • http://www.pravenc.ru/text/164175.html
  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 504-506
    • http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...524
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ...U**

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов, полиелей – в сослужении о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого при пении обоих хоров собора (впрочем, после полиелея верхний хор ушел). Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[236] пело духовенство в алтаре. Воскресная служба была совмещена со службой Тихвинской иконы Божией Матери и преподобному Давиду Солунскому. причем, песнопения, посвященные последнему, были выделены даже больше (и тропари канона ему читались более подробно), хоть службы Тихвинской иконы Божией Матери предусматривает более торжественного служение. Однако обычного для полиелейной службы пения величания Божией Матери в честь ее иконы Тихвинской, не было…

Евангелие (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[237] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и

Остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Несмотря на то, что верхний хор после полиелея покинул храм, ирмосы и катавасии на каноне пелись неукоснительно…

По окончании службы ничего о возможном архиерейском служении в сам день сказано не было.

Литургия.

В сам день я также был в соборе – на поздней литургии, которую служил о.Николай Ларионов в сослужении о.Антония Новицкого (который, впрочем, половину службы проводил исповедь), без диаконов, при пении одного верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

2Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

3Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

5Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

6А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

7Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

8Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

11Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

15И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Апостол рассуждает о своих соплеменниках-иудеях, отпавших от Бога, не приняв Христа….

Евангелие (от Матфея): 1Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

14Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

28И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов[238], весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9.

1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Исцеление двух бесноватых в стране Гергесинской. Неизвестно, какова была предыдущая жизнь этих двоих, но

ясно одно – дух не вдруг входит в человека, но длительное время готовит себе дом. Как? Он склоняет человека ко греху и чем удобней человек подается этому воздействию, тем большую власть враг обретает над ним. В конце концов человек оказывается в полной власти духа злобы и часто Бог попускает этому духу мучить человека, дабы эта власть стала явной для всех, да и для него самого. И потому падение человека происходит постепенно, как и Иуда постепенно впадал во власть диавола, пока тот не вселился в него окончательно. Примеры же, предоставленные нам ныне, поистине страшны, ведь власть духов над этими двумя людьми была полной. И эти двое наводили ужас на всю округу. Господь же исцеляет этих двух людей, но попускает бесам войти в свиней, которые паслись здесь же. Закон Моисеев запрещает не только есть свинину, но даже прикасаться к свинье, как к животному нечистому. А на момент земной жизни Христа эти нормы не были отменены, а потому местные жители, даже если не ели свинину сами, то явно попирали Закон Моисеев. Потому Господь попускает им потерпеть ущерб. Вдобавок, как пишет святитель Иоанн Златоуст, сами бесноватые должны были масштабы того зла, что в них гнездилось, а также и то, что не будь эти духи связаны рукой Божией, они бы точно также поступили и с людьми, которыми владели. Этим Господь показывает и свою власть над тварью, показывая, что без Его попущения бесы не могут прикоснуться и к свиньям…. Итак, Господь исцеляет обоих бесноватых, избавляя местных жителей от страшной напасти. Однако они, видя чудо исцеления этих двоих, не оценили этого, так как их больше заботила потеря свиней. Греховное занятие, приносившее доход (свиней они выращивали для питания римлян) оказалось дороже, а потому они прогоняют от себя Христа. И Господь уходит, так как Он уважает свободу человека. О том, какова была судьба этих исцеленных, не сказано, однако тот же святитель Иоанн считает, что в строках об исцелении Гадаринского бесноватого и в этих строках речь идет об одном случае (впрочем, здесь он честно пишет, что это – лишь его мнение), а потому считает, что они оба остались и проповедовали своим соплеменникам о Христе. Так или иначе, а эти люди были исцелены и вряд ли уже пожелали вернуться к прежнему образу жизни, который вверг их в столь страшное иго, какого не пожелаешь и врагу… Нас же эти строки могу устрашить тем, какими страшными могут быть последствия греховной жизни и наставить на путь покаяния, дабы не уподобиться этим бесноватым.…. Боже, Боже мой, на тя уповах, спаси мя!

И чтения праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

По окончании службы о.Николай поздравил всех с воскресным днем и праздником Тихвинской иконы Божией Матери, после чего произнес проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. Нынешнее Евангельское повествование – о том, как Господь прибывает в страну Гергесинскую, где его встречают двое бесноватых, наводящих ужас на окрестности. Теперь же присутствие Христа опаляет их и они поневоле свидетельствуют о Нем, как о Сыне Божием, в ужасе крича, что Господь пришел «раньше времени» (как пишет святитель Иоанн Златоуст, они думают, что Он пришел судить их). Увы, люди подчас подобны им, ибо живут, не думая о времени. Также и когда Господь придет судить мир, то многие подумают, что Он пришел раньше времени. Увы, мы часто не думаем об этом часе, как и о часе смертном, а ведь он может наступить в любой момент: жил человек, и вот пошел он по своим делам, а на улице его сбила машина…. И он предстал пред Богом, ввиду своего нерадения не подготовившись и не покаявшись в грехах. Нол Господь говорит: «бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий придет». А готовясь к причастию, мы читаем покаянный канон, где содержится много напоминаний о Суде Божием и потому да оставим нерадение, дабы день Господень не застал нас внезапно и «раньше времени». Итак, Господь встречает этих бесноватых и проявив к ним милосердие, изгоняет бесов. И показательно то, что эти духи злобы поднебесной просят у Него разрешения войти в свиней. Господь, давая двум несчастным людям урок того, какая сила владела ими, дает это разрешение, попуская бесам погубить всех свиней. Как видите, без попущения Божия (ибо нет воли Божией в том, чтобы кто-то кому-то творил бы зло) эти духи не могут человеку сделать ничего. Сатана связан по рукам и ногам и может лишь нашептывать, искушая человека и лишь попущением Божиим иной раз творит человеку зло. Это полезно помнить, ведь современная полуязыческая масс-культура навязывает человеку панический страх перед темными силами: человек боится колдунов и их козней, всякого сглаза, порчи и тому подобного. Но «с вашей головы и волос не упадет без воли Отца вашего Небесного», а потому если человек живет по заповедям Господням, остерегаясь греха, живет в мире с Богом, то никакая злая сила не может ему причинить вреда. По слову апостола Павла, от любви Божией человека такого не отлучит ничего. И лишь если человек живет в грехе, серьезно не пытаясь бороться с ним, а потакая бесовским искушениям, то сатана обретает власть над ним, в той или иной форме. Тогда Бог попускает бесам мучить этого человека, дабы вразумить его. Так во власти диавола оказались эти два человека. Это должно бы и нас вразумить и заставить бороться с грехом. Итак, Господь исцеляет этих двоих людей. Однако их соплеменники, видя чудо, видя избавление от апасти, тяготевшей над их местностью, тем не менее, проявили неблагодарность. Их больше беспокоила потеря заработка в виде этих свиней, чье мясо они продавали римлянам. Посещение Господне нарушило их такую спокойную жизнь, жизнь во грехе. В этой жизни их все устраивало, а теперь Христос нарушил ход ее, потому они и прогнали Его. В них если не было ненависти, то и любви не было, так как им милее был их образ жизни. Не также ли и мы живем в наших грехах, впадая в уныние, когда Господь посещает нас, вразумляя и давая понять, чтобы мы оставили грех, пока смерть не изъяла наши души и время покаяния не потеряно. Нас должен вразумлять пример этих людей, которые, избавившись от власти диавола, не пожелали вернуться к своему прежнему образу жизни и лишь повелением Христа вернулись и проповедовали своим соплеменникам о Христе. Итак, да обратимся от грехов наших и последуем за Господом, да живем по заповедям Его, дабы день, когда мы предстанем пред Господом, не застал нас неподготовленными…

Наши рекомендации