Священномученик, диакон Гавриил Архангельский.
Память 22 июня/5 июля, Собор Новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Гавриил родился в 1885 году в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Архангельского. В 1903 году Гавриил окончил Волоколамское Духовное училище и с 1905 года служил псаломщиком. В 1915 году он был рукоположен во диакона и служил в храме Воскресения в Сокольниках в Москве, а с 1934 года — в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов.
11 декабря 1937 года были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского что в Елохове храмов и заключены в Таганскую тюрьму. На следующий день диакон Гавриил был допрошен. Узнав, кто еще служил с ним в храме, часто ли собирались вместе служившие и по какому поводу, следователь спросил, не велось ли между ними разговоров на политические темы, когда они собирались у архиепископа Сергия (Воскресенского). Отец Гавриил ответил на это:
- При посещении нашим причтом архиепископа Сергия никаких разговоров на общественно-политические темы мы не вели. Помню только, что, когда была опубликована новая конституция, архиепископ поздравил нас с получением гражданских прав.
- Следствие располагает данными, что вы лично среди окружающих вас лиц духовного звания и верующих вели контрреволюционную пропаганду, распространяя провокационные слухи о гонении на религию и духовенство в СССР, о предстоящей войне фашистских стран с СССР и поражении последнего в этой войне. Признаете ли вы это?
- Нет, я этого не признаю.
16 декабря следователи допросили диакона Михаила Толузакова, привлекавшегося сотрудниками НКВД в качестве свидетеля во всех тех случаях, когда у НКВД не было достаточных фактов для оформления обвинения. Он показал, что «Архангельский враждебно настроен против советской власти. Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви».
20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 5 февраля 1938 года он прибыл в город Лесозаводск, где находилось 19 отделение Бамлага НКВД.
Почти сразу после прибытия в лагерь против него и другого духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145 колонне, было начато новое дело. В начале марта 1938 года осведомители стали доносить, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники.
12 марта был допрошен в качестве обвиняемого один из священников Московской епархии, протоиерей Леонид Харьюзов, который признал себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Был арестован священник из Москвы Иоанн Соколов, который также признал наличие контрреволюционных разговоров, затем стали допрашиваться свидетели. Всего по делу были привлечены тридцать один человек, из которых четыре признали себя виновными, остальные виновными себя не признали и среди них диакон Гавриил Архангельский; на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых 31 марта 1938 года тройка НКВД приговорила всех к расстрелу. Однако они не были расстреляны сразу, также продолжали ходить на общие работы и умирали, как священник Алексий Протопопов, еще до приведения приговора в исполнение.
5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого дня, были расстреляны, и среди них — диакон Гавриил Архангельский. Память священномученика 22 июня (5 июля).
Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 октября 2007г. по представлению Московской епархии.
О дне сем.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, 9а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то́ буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11И еще: хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники[160]надеяться будут.
13Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. 17Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу, 18ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, 19силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика[161].
20Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узна́ют.
22Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26ибо Македония[162] и Ахаия[163] усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 29и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
30Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
33Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Евангелие (от Матфея): 1В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
9И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
14Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
15И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16и запретил им объявлять о Нем, 17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 18Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 19не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; 20трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; 21и на имя Его будут уповать народы.
22Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
34Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
35Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
36Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
38Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 40ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
43Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Господь творит пред всеми чудеса, исцеляя больных, коих никто другой не смог бы исцелить, а также изгоняет бесов (что заставило фарисеев срочно придумывать отговорки для своего неверия). А теперь, видевшие все это, требуют от него еще каких-то знамений. Но разве мало пред ними сотворено чудес? Нет, однако чудо Божие не предназначено для внешнего эффекта – Господь не нуждается в прославлении, но творить полезное конкретному человеку. Это для демонов характерно совершать внешне эффектные, как фокусы в цирке, но совершенно бесполезные чудеса, просто ради привлечения внимания. Именно таких бессмысленных чудес, просто ради услаждения, жаждали иудеи. И именно такие люди, жаждущие внешнего эффекта, часто попадаются в расставленные демонами ловушки. Но Господь не творит таких чудес, ибо цель Его – принести пользу человеку, по отношении к которому чудо совершено. А потому Он обличает иудеев и их вождей, не принимающих слов Его, а лишь жаждущих зрелищ, да удовлетворения каких-то своих сиюминутных прихотей. И здесь же следуют слова, скорей относящиеся к предыдущему читаемому отрывку, где описывается изгнание беса и полемика с клевещущими на Христа иудеями (в Евангелии от Луки эти слова и следуют сразу после описания этого эпизода). Слова эти – важные, поскольку показывают, что избавление человека от гнета демонов здесь и сейчас не избавляет его от них совсем. Очистившись от греха, то есть, от демонского влияния, он должен отречься от своих злых дел, отвергнуть грех, а значит и власть диавола над ним. В противном случае, без борьбы эта власть возвращается с новой силой. Дух Божий, который был сообщен человеку в Таинствах Церкви, должен прибывать в нем, в противном случае, в нем поселится другой дух (ведь Дух Божий не пребывает в грешниках, привязанных к греху). Это полезно помнить всем нам…
Четверг 6 июля.
Праздников в этот день отмечается относительно много. Среди них главный – полиелейный праздник Владимирской иконы Божией Матери, учрежденный в честь отражения нашествия хана Ахмата. Это событие вошло в историю, как Великое стояние на Угре. Именно эта дата считается датой свержения монголо-татарского ига, несколько веков тяготевшего над Русью. Также в этот день отмечается Собор Владимирских святых. Празднование собора святых, в земле Владимирской просиявших, было установлено в 1982 году по инициативе архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Дата 23 июня / 6 июля была приурочена к празднованию Владимирской иконы Божией Матери в воспоминание спасения Москвы в 1480 году.
Тропарь, глас 4
Икона Божией Матери Владимирская |
Днесь светло красуется Пресвятыя Богородицы избранный град / и с ним вси концы земли Владимирския торжествуют, / память совершающе богопрославленнаго великаго лика святых, / в подвизех Православныя веры издревле во уделе сем Богу угодивших, / и к ним с любовию вопиют: / о, предивнии Христу Богу молитвенницы, / венцы пресветлыми от Него увенчанныя, / мир и благоденствие отечеству вашему испросите / и душам нашим велию милость.