Святой благоверный князь Глеб Владимирский
День памяти: 20 Июня / 3 Июля
Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому |
Святой благоверный князь Глеб Владимирский, в святом Крещении Георгий, был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 / 17июля). Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив ко всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный князь Глеб в 1174 году, в девятнадцатилетнем возрасте.
Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город.
По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков в 1613 году.
Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 году, в том же году была написана служба, несколько позже - житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 году южный придел собора был освящен в честь его имени. Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира.
Тропарь Глебу Владимирскому, блгв. кн.,
Днесь светло красуется славнейший град Владимир, /имея в себе пребогатое сокровище — /чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба, /имиже украшаяся и хваляся, /
вселенную всю созывает к веселию /и велегласно вопиет: /о Владыко Христе, /
даровавый таковую благодать угоднику Твоему, /его молитвами помилуй нас.
О дне сем.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
4Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
6И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Слова о братолюбии, сколь высокие и правильные, сколь и далекие, так что иной раз и в церковной ограде можно услышать: «как можно этого негодяя прощать?». А Господь прощает всех нас и любит всех нас. Более того, первым человеком, вошедшим в рай, был разбойник, сотворивший больше зла, чем многие, почитаемые среди нас «мерзавцами, которых никак нельзя прощать». А Господь сам велит: «Если не будете прощать прегрешения ближних ваших, то и Отец ваш Небесный не простит вам прегрешения ваши». Апостол же предостерегает против всякой злобы, призывая заботиться даже и о врагах. Здесь вспоминаются слова некоего из Отцов: «враг у нас один – диавол». К такой высоте и призывает нас апостол (надо ли говорить, что пишет он о том, что знакомо ему лично), призывает радоваться с радующимися и лпакать с плачущими, что и является истинной любовью (а не то, что под этим понимает мир), не только с друзьями, но и с врагами. Говоря проще, мы призываемся к отвержению пристрастия, деления людей на своих и чужих, а к стяжанию любви Богоподобной, ровной ко всем людям, одинаково обнимающей ближних и дальних, друзей и недругов. Это очень далеко от нас с вами, так что и самому приходится это констатировать. Но поэтому это Писание и читается ныне….
Евангелие (от Матфея): 1В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
9И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
10И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
11Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
12Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.
13Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
14Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
Господь в очередной раз исцеляет больного в субботу, но для фарисеев снова было лишь «нарушение субботы». Явное чудо исцеления больного произошло как бы без них. Тем не менее, сами они, если какое-либо домашнее животное падало в яму, они вытаскивали его, но Христу отказывали в праве исцелять, ведь здесь стиояла задача, как пишет Евангелист, найти повод, чтобы обвинить Христа в чем-нибудь. Он обличал их, часто публично, раскрывая их тайные грехи, что они, заботящиеся о своем образе праведников в глазах народа, не могли Ему простить. Но, как замечает, например, святитель Феофан Затворник, они в своем усердии в следовании правилу дошли до абсурда, предпочтя не делать в субботу даже добра, но соблюсти правило (впрочем, как Христос замечает им, на поверку, когда нельзя, но очень хочется, то можно). И это сочетание формального подохода к заповедям с помешанной на гордости злобой ко Христу привела к тому, что они не увидели явное чудо, а ведь Господь много раз говорил и им, и слушающему их народу: «….Если не верите мне, верьте самым делам Моим…». Но и такое дело, как исцеление больного, рука которого была парализована, снова было ими не замечена. Такова гордость и таковы пагубные последствия обрядоверия, когда следование внешним правилам превращается в самоцель, выдаваясь за главное в духовной жизни. Этот фарисейский соблазн велик и сегодня, ведь соблюдать внешние правила, даже самые строгие, легче, чем возделывать поле своей души. А ведь если человек зацикливается на внешнем, забросив внутреннее, то весь смысл его духовной жизни теряется. Это касается и заповеди о дне седьмом, смысл которого – не в ничегонеделании, а в освобождении от житейских дел ради молитвы и дел во славу Божию. Об этом нам и напоминается….
Вторник 4 июля.