Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси
Дни памяти: 5 / 18 Апреля (перенесение мощей), 19 Июня / 2 Июля (преставление), 5 / 18 Октября (Собор Московских святителей)
Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея Руси |
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских[84] людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители в 1553 году он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января / 5 февраля 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января / 8 февраля — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Сначала патриархом в Москве хотел быть сам Вселенский патриарх Иеремия, потрясенный красотой богослужения в Москве, ибо греческое пение и доныне, в основном, монотонное, но это могло принести Церкви ряд проблем, особенно в связи с взаимоотношениями с Турцией, ибо Вселенский патриархат уже около ста лет, может, больше, к тому времен находился в плену турок-мусульман, вдобавок, могли возникнуть и внешнеполитические проблемы, а в третьих, царь в России хотел иметь "собственного патриарха" а не патриарха Константинопольского, переехавшего на жительство на Русь, что и привело к отказу..... Теперь он стал пятым по чести православным патриархом, после Вселенского (Константинопольского), Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Считается, что инициатором поставления святителя в патриархи был Борис Годунов, но также на кроткого и уступчивого святителя влияние имел и царь Феодор Иоаннович.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол, многие богослужебные молитвы. Также, например, он читал наизусть семь коленопреклоных молитв на Великой вечерне в День Святой Троицы.. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.
При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Блаженный Василий Московский, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Гурий Казанский и Варсонофий Тверской, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.
Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 / 26 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня / 2 июля 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. 5 / 18 апреля мощи святителя по указу царя Алексея Михайловича перенесены в Москву в Успенский собор и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.
Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных святителем Иовом, до нас дошла его "Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича", отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.
Прославлен святитель в 1989 г. Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова вспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.