Священномученик василий смирнов

Память 18 июня / 1 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников

Родился 29 марта / 11 апреля 1870 года в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии, в семье священника.

Окончил духовную семинарию[80].

Преподавал в Спасской церковноприходской школе графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде, состоял членом Общества педагогов средних учебных заведений Москвы.

С 1892 года служил псаломщиком в храме Николая Заяицкого в Москве. С 1901 года преподавал Закон Божий в нескольких церковноприходских школах, в большинстве из них трудился бесплатно.

Женился и в 1907 году и был рукоположен во диакона, а в 1914 году - во священника к Николо-Заяицкому храму.

Сщмч. Василий Павлович Смирнов. Фотография. 30-е гг. XX в.

С 1929 года - настоятель Московского храма Николая Заяицкого. Хлопотал перед властями, чтобы церковь не закрывали, но в 1933 году храм был закрыт.

В 1933 году в сане протоиерея был переведен в Московский храм святителя Григория Неокесарийского на Полянке. Служил тут до закрытия храма[81]

С 1933 года служил в Знаменском храме в селе Знаменском Кунцевского района Московской области. Также окормлял прихожан на своём дому, городе Кунцеве (ныне в черте Москвы), на 7-м Московском переулке, 11.

16 марта 1938 года соседка отца Василия по требованию сотрудника НКВД дала против священника показания, сказав, что он совершал требы у себя на квартире, высказывался против советской власти и проводил религиозную агитацию среди женщин. 22 марта был арестован в Кунцеве и заключен в Лефортовскую тюрьму Москвы.

На допросах и очной ставке виновным себя не признал. 7 июня 1938 тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу по обвинению в "антисоветской агитации." Отцу Василию инкриминировались следующие слова:

"Советская власть не от Бога, а самовольный захват."

"Большевики говорят, что не хотят войны, а вооружаются."

"Много всего врут."

"Скоро настанет время, когда откроют все церкви, потому что большевики чувствуют гибель свою. Придет управлять страной Царь, тогда будем опять жить хорошо."

1 июля 1938 года был расстрелян на Бутовском полигоне и там же захоронен.

23 августа 1989 был реабилитирован прокуратурой Москвы. По заявлению правнука святого, протоиерея Димитрия Смирнова, его житие было рассмотрено к канонизации. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года, по представлении Московской епархии, причислил его к лику священномучеников и установил ему память в день кончины.

Награды

  • митра

Документы, литература

  • ГА РФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. 24042.
  • Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
  • Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
  • ЦГИАМ, Ф. 2121, Оп. 1, Д. 1844, л. 113 об.- 115.
  • ГАРФ, Ф. 10035, Д. 24042.
  • Архив Управления Мин-ва безопасности РФ по г. Москве и Московской обл., Д. 24042.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: "Зачатьевский монастырь", 1997, 319.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
  • Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово, М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995.
  • Короленков, А., свящ., "Сщмч. Василий (Смирнов)," ЖНТР, Моск., Июнь-Авг., Тверь, 2003, 34-37.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум., "ВАСИЛИЙ Павлович Смирнов," Православная энциклопедия, т. 7, 52:
    • http://www.pravenc.ru/text/150607.html
  • БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.:
    • http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...CQ*

Священномученик Сергий (Кротков)

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 18 Июня / 1 Июня

Сщмч. Сергий Кротков

Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, воспоминания о годах детства, проведенных у них, остались у него как о времени тяжелом и безрадостном. Как сирота Сергей был отдан в Рязанскую Духовную семинарию для обучения на казенный счет. По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковноприходской школе. Сочетавшись браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Афанасьевича Орлова, служившего в городе Луховицы в Рязанской епархии, он был назначен на его место и рукоположен в сан священника в 1903 году.

Когда началась Первая мировая война, отец Сергий был направлен полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте; он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой. За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. Отец Сергий прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году, И лишь после того, как полк был расформирован, он уехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в храме в селе Валуйчики. Перед отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий (Валединский) предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начинала бушевать революция, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.

В 1922 году протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви в селе Царево Пушкинского района Московской области, где прослужил до 1930 года. Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении, которое было в те времена исповедничеством. Даже внешняя бытовая сторона жизни была нелегка. Чтобы истопить, например, печь, нужно было искать дрова, а их не было, отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную воду и вылавливал тяжелое мокрое бревно. И ныряя, бывало, говорил: «Благодать-то, какая!»

Прихожане любили пастыря за благочестие, за серьезное отношение к богослужению, которое и всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву. Ко всем, и к верующим, и к неверующим, отец Сергий относился ровно, с христианской любовью и приветливостью встречая каждого приходящего к нему. По мере своих небольших возможностей он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Кто не имел средств, с тех отец Сергий денег за требы не брал.

Храм святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе, здесь всегда было много молящихся, что и послужило причиной возникновения для отца Сергия неприятностей. Неподалеку в селе Нагорном служил священник Николай Веселовский; он, преследуя свои цели, часто бывал у гостеприимного отца Сергия, и, в конце концов, решил попытаться занять его место. Ему удалось склонить на свою сторону двух певчих из Никольского храма и выхлопотать себе назначение в этот храм. Однажды из окна своего дома отец Сергий увидел сани, в которых рядом с купелью сидел отец Николай, получивший назначение на его место.

В 1930 году отец Сергий был назначен в храм Покрова Божией Матери в село Покровское Московской епархии рядом с Царицыном, находящееся ныне в черте города Москвы. Отец Сергий с семьей жить остался в своем доме в селе Царево, и добираться до нового места служения ему было крайне неудобно. Нужно было доехать по железной дороге от Красноармейска до станции Софрино, от Софрино до Москвы, от Москвы до станции Царицыно, а затем пешком до села Покровского. От Красноармейска до станции Софрино в те годы ходил паровоз «кукушка», к нему прицеплялся небольшой состав, на котором возили хлопок для Красноармейской текстильной фабрики. Состав состоял из маленьких голубых вагончиков и таких же маленьких открытых платформ; на них перевозили пассажиров, которые задолго до подхода «кукушки» старались занять себе места. Отец Сергий вместе с другими ехал на такой открытой платформе, нахлобучив шапку-ушанку, срок носки которой давным-давно кончился, прижав к груди сплетенную из камыша сумку.

Однажды на платформу вскочили лихие молодчики и остановились напротив священника. Один из них, криво улыбнувшись, сказал: «Смотрите, поп сидит». Все притихли. Отец Сергий только посмотрел на них, но ничего не сказал, и они, смутившись его открытого решительного взгляда, отошли.

В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. Одна из женщин, знавшая его в то время,

вспоминала о нем: «Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он никогда не требовал денег, и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания».

В конце 1937 года власти приняли решение храм закрыть. Один из жителей села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением о закрытии храма, но ему не удалось собрать много подписей. Вскоре после этого, в конце февраля 1938 года, отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем ему аресте, отец Сергий не оставил служения в храме. «Что же, — сказал он своим домашним, — прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству».

2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий вышел из храма; на улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму.

— Следствие располагает данными, что вы вместе с офицерством выступали против красных? — спросил следователь.

— Во время восстания генералов наш полк из Бессарабии был двинут против красных войск под Петроград. Я был за генералов, но солдаты скоро обольшевизировались и против красных не пошли. Полк расформировали, и я уехал в Воронежскую губернию, — ответил отец Сергий.

— Следствие располагает данными, что вы активно вели среди населения контрреволюционную деятельность.

— Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь, и поэтому я — противник партии и правительства и тех мероприятий, которые они проводят. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.

— В какой вы церкви служили?

— Я служил в Покровской церкви в селе Покровском, а живу в Пушкинском районе. Налогами я не облагался, декларации в Райфо не подавал, за что был оштрафован. Штраф с меня был взят в Пушкинском Райфо. В Покровском храме я служил нелегально, так как не был зарегистрирован в Райфо. Так как я здесь не жил, то и предложил зарегистрироваться по месту жительства.

14 июня 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Кротков был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия".
Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был в Свято-Успенском соборе, где была совершена вседневная вечерня с добавлением входа, на манер воскресных дней Великого поста, а также утреня с полиелеем в честь праздника Боголюбской иконы Божией Матери. Служил о.Николай Ларионов при пении верхнего хора.

Евангелие (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

* * *

Во дворе храма появилось объявление о том, что 8 июля, в день памяти благоверных князей Петра и Февронии Муромских в строящемся на Набережной у улицы Черняховского храме в их честь состоится литургия, которую возглавит Владыка Феогност. Начало службы – в 9.00.

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Николай Ларионов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

3Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7ибо умерший освободился от греха.

8Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

10Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

11Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

12Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; 13и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

15Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

16Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

17Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

18Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Возвышенные слова о крещении. Крестившись, человек, по мысли апостола, умер для греха, родившись для жизни вечной. Значит, ко греху он уже не должен возвращаться. Разумеется, это проще сказать, чем сделать, и каждый из нас, желая не совершать какой-то грех, выясняет, что не может. Без помощи Божией он неспособен к добру, к отвержению греха, но пример многих людей, достигших Царства Божия, показывает, что невозможное человеку, возможно Богу, а значит, нерадения в борьбе с греховными влечениями это не оправдывает. Желающий победить грех, борется, падает, но с помощью Божией преодолевает коренящееся в себе зло и… побеждает, а ленящийся бороться, мотивируя это тяжестью этой борьбы, будет судим по грехам, которых так и не отверг до конца…

Евангелие (от Матфея): 1Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой

веры.

11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

14Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Господь исцеляет тещу Петра (то есть, апостол был женат на тот момент), а также и других болящих, являя свою власть над человеческим естеством. Что бы ни являлось материальной прииной болезни, духовной ее причиной является грех. Сгрешая, человек отдаляется от Бога, по стостоянию приближаясь к духам злобы, толкающим человека на грех. И чем дальше он впадает в грех, тем большую власть над ним обретают бесы. И часто, чтобы вразумить человека, Бог попускает им мучить его. Одним из проявлений этого и являются болезни. Часто болезни не только вразумляют человека, впавшего в грех, но отвращают от грехов будущих. Часто получается, что нам полезней болеть, нежели выздоравливать, отсюда и частые болезни и выздоровление, которое приходит не так скоро, как мы хотим. А некоторые болезни влекутся за нами постоянно, что значит, что грех, явившийся их причиной, мы так и не победили….

Тут же показывается, как некий из иудейских богословов выражает желание следовать за Христом. Однако Господь, не отвергая его, замечает, что Он не имеет, где главы приклонить, живя, как странник и ночуя, где придется. Возможно, что книжник этот ожидал иметь от следования за Христом некие материальные выгоды. Так или иначе, но мы не знаем, последовал ли Он за Христом на самом деле или его слова остались лишь словами. Однако тут же Господь призывает следовать за Собой другого человека, который об этом и не думал. Да, этот человек явно не рвется следовать за Ним. Но Господь с властью приказывает Ему оставить все, за что он думал зацепиться, чтоб если не отвратить, то отсрочить оставление мира, а следовать за Ним сейчас же. Так и сейчас Господь призывает следовать за Собой не тех, кто подчас рвется к этому, но тех, в ком видит действительную способность понести апостольский подвиг. Многие, поначалу демонстрируя рвение, потом отсекаются, а остаются те, кто действительно готовы следовать за Христом. Разумеется, здесь говорится об особом служении, служении апостольском, которое ныне несут преемники апостолов. А в Царство Свое Бог призывает всех, но одни откликаются на призыв, а другие – нет. Для нас главное – не упустить это время, когда Бог еще ховет нас, пока не настал час Суда, когда уже не будет покаяния, но лишь – воздаяние по делам нашим….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Апостол призывает заботиться друг о друге, как и Христос, истощая Себя, заботился о человеке. Это кажется нам чуждым, но это подражание Богу необходимо, если мы желаем соединиться с Ним…

Евангелие (от Луки): 8В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра

Наши рекомендации