День памяти: 17(30) Июня, Собор Новомучеников и исповедников Российских.
мученица Пелагия (Балакирева) |
Мученица Пелагия (Балакирева) родилась 8 / 21 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева.. Окончила школу в селе. С 1927 года стала жить при Троицкой церкви в селе Шарапово, исполняя обязанности сторожа.
Около двух лет она несла послушание церковного старосты. Проживая в сторожке при церкви, Пелагия помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб. Здание церковной сторожки обветшало. Приходской совет и прихожане храма в 1937 году решили произвести капитальный ремонт. После того, как был начат ремонт сторожки, Пелагия нашла приют в доме отца Николая.
18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в тюрьму в городе Егорьевске.
- Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобу на сельсовет ввиду отказа в застройке сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу? - требовал следователь на допросе.
- Да, я действительно собирала подписи прихожан под данную жалобу.
- Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу?.
- Да, действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов, когда были престольные праздники или исполнялись требы.
Заранее были допрошены лжесвидетели, которые оговорили обвиняемых, дав необходимые следователю показания.
Через несколько дней Пелагию Никитичну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «Мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения».
Пелагия Никитична Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.
Причислена к лику Новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003г. по представлению Московской епархии.
Память мученицы Пелагии (Балакиревой) совершается в день ее мученической кончины 17 / 30 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
Источник: ГАРФ.Ф. 10035, д.20021.
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; 10да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.
13Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться".
20Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Апостол предрекает обращение еврейского народа к Богу, а точнее – возвращение, несомненно, веря в это. Весьма вероятно, что произойдет это к концу времен, когда, как считает большинство толкователей, не останется уже нехристианских народов – ко Христу обратятся все, притом, станут не просто христианами, но ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами….. Впрочем, как пишет сам апостол, это будет и время невиданного прежде падения нравов, так что эти «христиане» будут иметь лишь вид благочестия, силы же его отрекшись. Падение нравов в обществе случалось и прежде, но прежде Бог попускал истребление впавших в разврат народов. На их место становились другие, которые вскоре обращались к Богу с чистым сердцем. Но в последние времена уже нельзя будет заменить один народ другим, ибо падение станет всеобщим. Тогда и придет конец. В этом смысле до конца мира может быть еще далеко, но все – в руках Божиих. Для нас же главное – не то, когда наступит конец, но то, какими мы предстанем пред очами Божиими.
Евангелие (от Матфея): 1В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
9И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.
Апостолы, следуя за Христом и живя, как странники, страдают от голода, а потому начинают срывать колосья и
есть. Но для погрязших в обрядоверии фарисеев срывание колосьев и их растирание – тоже работа. Потому они снова придираются ко Христу и ученикам Его, дескать, Твои ученики делают то, что запрещено делать в субботу. Однако Господь укоряет их, приведя пример из Писания. В указанном случае Давид, спасаясь от гонений со стороны царя Саула, втайне пришел к первосвященнику, прося поесть. Однако у него запасов пищи не оказалось и он…. разрешил ему и его спутникам съесть хлеба предложения. Да и сами эти законники подчас опускают правила Закона, касающиеся субботы, если это нужно им. В другом Евангелии даже приводятся слова Христа: «суббота для человека, а не человек для субботы». Седьмой день дан человеку не для ничегонеделания, чтобы посвятить его Богу. Суть же всех предписаний – освободить время, которое бы он тратил на труд на себя, ради молитвы, посещения храма Господня и богоугодных дел. Недопустимо, когда вместо этого человек тратит это время на какие-то другие дела, которые можно было бы сделать и в другой день. Однако в определенных случаях возможно и снисхождение, тем более – не следует доводить все до абсурда, подобно иудеям, которые в субботу не готовят пищу и даже не ходят более определенного расстояния. Да и любое правило применяется не вслепую, ради самого правила, а с оглядкой на силы самого человека (особенно это справедливо, если говорить о посте). К этому и призывает Господь.
И чтения праздника мучеников. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 10Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Наша брань не против людей, а против духов злобы поднебесной, норовящих погубить человека. «Ничего общего у нас нет только с диаволом, а с людьми у нас много общего» - сказал некто из Отцов. Разумеется, и это Евангельский текст и прочие подобные слова трактуются в контексте увещевания человека, дабы отвратить его от осуждения других. Это – страшный призыв, ибо мало кто может сказать, что не делает этого, ведь гнев является естественным видом реакции на внешние обстоятельства. Посему многие и представить себе не могут, что можно не гневаться. Увы, мы все гневаемся и осуждаем ближних наших, в чем потом каемся на исповеди. И потому мы тем более призываемся не осуждать других. А еще апостол призывает к постоянной бдительности, сравнивая духовное состояние человека с состоянием воина, находящегося в постоянной боевой готовности. Только здесь речь идет о борьбе с греховными влечениями, которым мы очень часто уступаем… И именно поэтому нам и читается этот текст.
Евангелие (от Луки): 1Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
5И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
7И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
8Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
12Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.
14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши.
20Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Господь предрекает разрушение Иерусалима и в частности, храма, которым иудеи так гордились. На вопрос же о том, когда это случится, Господь говорит слова, которые обычно трактуются, как описания признаков последних времен. Это ошибка от самых апостольских времен приводило к тому, что при любых нестроениях, сколько-нибудь похожих на описанные в тексте, люди впадали в панику и начинали ждать конца света. Но Господь говорит о чертах, которые будут присущи всей эпохе от Его пришествия и до конца мира. В войнах нет ничего экстраординарного, ведь с самого начала мира восстают народ на народ и царство на царство, да и голод и эпидемии периодически случаются то в тех, то в других регионах мира. Так, увы, было много раз во все века, однако этот мир стоит. Здесь Господь говорит о том, что Его последователей будут ждать гонения, ведь враг рода человеческого не желает, чтобы люди спаслись, а потому будет препятствовать проповеди Евангелия и люди развращенные будут его орудием в этом. Однако без воли Божией или попущения Его в этом мире не случается ничего. а потому верным Божиим не следует бояться., но бояться дня последнего, когда Господь придет судить мир сей. Именно это, анне выискивание черт приближения конца света, является главным….
Суббота 1 июля.