Святитель Феофан, Затворник Вышенский
Дни памяти: 10 / 23 Января, 16 / 29 Июня (Перенесение мощей), 6 / 19 Января (преставление).
Святитель Феофан Затворник, Вышенский |
Святитель Феофан Затворник, пожалуй, один из величайших светильников земли Русской, хоть и не очень почитаем, как святой в богослужебном плане, однако, он весьма и весьма известен своими духовными трудами. В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 / 23 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1823 году поступил в Ливенское духовное училище и закончил его через шесть лет в числе лучших учеников. В 1829 году был переведен в Орловскую духовную семинарию.
Именно здесь у него появилось все более возрастающее благоговение к святителю Тихону Задонскому. Вместе с родными юноша совершил паломничество в Задонский монастырь, где почивали мощи святителя Тихона Задонского, в то время еще не прославленного.
В семинарии Говоров учился так же успешно, как и в училище. Будучи в числе лучших учеников, он сам пожелал остаться на повторный курс в философском классе. Благочестие и добрая религиозная нравственность, заложенные в душе Георгия в детские годы, не только не угасли во время учебы, но продолжали возрастать. Характерной чертой его была любовь к уединению.
В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и по личному распоряжению епархиального архиерея - епископа Орловского Никодима, поступил в Киевскую Духовную Академию. По свидетельству современников, студент Георгий Говоров именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность к писательству. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и киевские церковно-исторические памятники. Впечатления от посещения Лавры были настолько глубоки и сильны, что Святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. "Киевская Лавра - говорил впоследствии епископ Феофан, - неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир".
При отличных успехах в науках студент Говоров обращал на себя внимание своим поведением. В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и проявляющим успехи в науке. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские и в особенности Священное Писание и церковное красноречие.
1 / 14 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, студент Георгий Говоров подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 / 28 февраля 1841 года он принял постриг с именем в честь преподобного Феофана Исповедника.
6 / 19 апреля 1841 года был рукоположен в иеродиакона ректором Иеремией, епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита, в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, а 1 / 14 июля - в иеромонаха.
Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: "Обозрение подзаконной религии". Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение в числе лучших было отослано в Святейший Синод на рассмотрение. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра. 27 августа / 9 сентября 1841 года был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, бывшего под непосредственным наблюдением киевского митрополита Филарета. Ему было поручено преподавание латинского языка в высшем отделении этого училища. Под руководством опытных старцев и ученых, своих духовных руководителей, иеромонах Феофан занялся изучением творений святых отцов. С этого времени практическое и научное изучение аскетической письменности стало делом всей его жизни.
В конце 1842 года он был перемещен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора с поручением вести курс психологии и логики.
В конце 1844 года был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и пастырского богословия. Молодой педагог опирался в своих лекциях на опыт аскетический и психологический. Однако он не полагался на свои силы и показал свои лекции знатоку аскетических творений, архимандриту Сергиевой пустыни близ Петербурга Игнатию (Брянчанинову), который одобрил их. Лекции эти оказывали огромное влияние на слушателей, воспринимавших их как жизненные уроки [59].
В 1845 году назначен помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии и членом комитета для рассмотрения конспектов наук семинарского образования. В то же время иеромонах Феофан исполнял обязанности инспектора академии. В этом же году он был второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а затем звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.
Вся его педагогическая система основывается на идее нравственно воспитывающего обучения. Он признавал плодотворным лишь то образование, которое не только ум развивает, но и главным образом облагораживает сердце. Будущий святитель был глубоко предан делу доброго христианского воспитания, но дух его стремился в более родную ему область молитвенного общения с Богом и иноческого жития.
В 1847 г. он, по собственному желанию, в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал (по переписке) со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 / 30 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом, который утвердился в тех краях в форме даниловщины, филипповщины, аристовщины и странничества. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе[60], с 1857 г. — ректор СПДА. Как ректор посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание он обращал на воспитательную работу. Усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением. Время ректорства архимандрита Феофана совпало с празднованием 50-летия открытия Петербургской духовной академии. Юбилейное празднование состоялось 17 февраля / 2 марта 1859 года.
В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Принимал архиерейский сан он тяжело ибо мечтал не о блеске архиерейского сана, а о монашеских подвигах, подобно древним старцам. Вдобавок, ему постоянно приходилось бороться с духовным падением, все больше охватывающим русское общество, с либеральной идеологией, пропитанной богоборчеством, что еще менее вязалось с его внутренним настроем. За четыре года своего служения на Тамбовской кафедре он успел снискать всеобщую и самую искреннюю любовь необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых.
Тем не менее, проявил себя ревностным проповедником. Почти каждое богослужение он сопровождал
проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Плодом его ревностного проповедания явился выпуск двух томов его слов к тамбовской пастве (всего 109 слов).
В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. По его ходатайству перед Святейшим Синодом с 1 / 14 июля 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости». С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Он предпринимал поездки в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.
Предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».
Он продолжал мечтать о монашеских подвигах и по прежнему тяготясь архиерейским саном, неоднократно писал в Синод прошения об увольнении на покой[61] и наконец, в 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии и назначен ее настоятелем. Паства со слезами провожала своего архипастыря, но он утешал всех, говоря, что посвящает себя духовной борьбе, к которой влечет его сердце. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. Приехав в Вышенскую обитель, он в первую очередь, сложил с себя обязанности настоятеля (для этого снова пришлось писать прошение в Синод) и полностью посвятил себя иноческим подвигам. Впрочем, о нем начальство помнило всегда. В 1872 году духовное начальство предлагало ему снова принять управление епархией, даже Московской, а потом в этом же году предлагало ему заседать в судном отделении Святейшего Синода.
В 1879 году святителя Феофана через Святейший Синод приглашал в Японию отец Николай (Касаткин), будущий равноапостольный просветитель Японии. Но епископ Феофан отказался от этих приглашений. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. К этому времени епископ Феофан устроил в своих кельях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно.
В затворе он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 / 19 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 / 24 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года[62], в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.