Преподобномученица Пелагия (Жидко).
Дни памяти: 13 / 26 июня, Собор Новомучеников Российских, Собор Воронежских святых.
Преподобномученица Пелагия (Жидко Пелагея Степановна) родилась в 1897 году в селе Кучеряевка Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Степана Степановича Жидко. Она выросла, и сердце ее уже не находило полного удовлетворения в мирской жизни, и она решила всецело посвятить свою жизнь служению Господу. В двадцатых годах были уже закрыты все монастыри в Воронежской области, и монахи разошлись по селам, многие из них служили в приходских храмах, и вокруг них стали собираться христианские общины. Люди давали монашеские обеты и принимали постриги, как в христианских общинах древности во время первых гонений; поселяясь в сельских домах по два-три единомысленных человека, они вели монашеский образ жизни. После того как были закрыты все ближайшие храмы, они стали приглашать священников домой для совершения богослужений.
Гонения на Русскую Православную Церковь не прекращались, карательные органы безбожного государства арестовывали все новых и новых людей, и к концу 1937 года уже не осталось вовсе в Бутурлиновском районе священников, но ищущие монашеской жизни по-прежнему собирались вместе для общей молитвы, выбирая себе в качестве руководителя старшего и в духовном отношении более грамотного и опытного человека.
В 1937 году сотрудники Воронежского УНКВД приступили к уничтожению последних христианских общин. «Управлением НКВД по Воронежской области, – писали они, – вскрыта и ликвидирована контрреволюционная церковно-монархическая организация на территории пяти районов Воронежской области... по которой арестовано 127 человек». Среди других 27 ноября 1937 года была арестована и Пелагия. Следователь в тот же день допросил ее.
– Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную пропаганду. Признаете себя в этом виновной? – спросил он.
– Нет, – ответила Пелагия, – виновной себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельностью не занималась.
– Следствие располагает данными, что вы на своих сборищах, кроме пения церковных песен, ведете контрреволюционную пропаганду. Признаете вы это?
– Нет, я этого не признаю, так как никакой контрреволюционной пропагандой мы там не занимались.
– Вы продолжаете врать следствию. Настаиваю на даче правдивых и исчерпывающих показаний.
– Я уже вам говорила, что никакой контрреволюционной пропагандой я не занималась; я виновата только в том,
что выказывала недовольство колхозной жизнью, говоря, что если бы не было колхозов, то жизнь была бы лучше. Больше я ничего не говорила.
– Вам зачитываются показания свидетелей... уличающие вас в том, что вы в сентябре 1937 года среди колхозников вели антиколхозную пропаганду, при этом возводили контрреволюционную клевету на руководителей партии и советского правительства. Признаете себя в этом виновной?
– Нет, в этом я себя виновной не признаю.
Были вызваны штатные свидетели; одна из свидетельниц показала, что Пелагия во время разговора заявила ей, что вы, мол, детей рожаете, трудитесь, мучаетесь, а мы мучаемся тем, что нас треплет советская власть, коммунисты.
Несмотря на отвержение вины обвиняемыми, следствие, опираясь на показания свидетелей, сочло доказанным, что обвиняемые «являются активными членами ликвидированной контрреволюционной церковно-монархической организации... которые проводили контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти вооруженным путем, путем организации террора над вождями ВКП(б) и советского правительства».
15 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В это время она начала слепнуть и, когда 16 января 1942 года после многих тюрем прибыла в Карлаг в Казахстане, то была уже совершенно слепой. Внешний мир померк для нее, и перед ревностной христианкой открылся простор для очей внутренних. Пелагия Жидко скончалась 26 июня 1944 года на участке Карлага Джартас и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище. 20 августа 2000 года по представлению Алма-Атинской епархии как преподобномученица включена в Собор новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа того же года.
О дне сем.
Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
6Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.
26И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; 28ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Рассуждая о сыновьях Исаака Исаве и Иакове, апостол спорит с теми, кто ропщет, дескать, почему Бог
благословил одного и осудил другого, когда они были еще младенцами. Но кто дерзнет спорить с Богом? Вместе с тем, читая эти слова, можно подумать, что апостол мыслит о Боге, подобно современным мусульманам, по чьей вере, Бог сам вводит человека в грех, а потом – еще за это и наказывает. Но как замечает, святитель Иоанн Златоуст, апостол здесь имеет в виду другое. Бог знает, кто вырастет из этого ребенка, а потому и говорит так Исааку и его жене об их детях. Вместе с тем, Бог не желает никому погибели и если видит, что человек совершенно неспособен ни к чему доброму изначально, то изымает душу его еще при рождении или в раннем детстве, не желая доводить дело до падения этого человека. Если же человек дожил до зрелости, то это значит, что Бог видит, что этот человек может сотворить добро и стать благочестивым. Однако же воплощение этой возможности в жизнь уже зависит от самого человека, ведь свободу воли человека Господь не нарушает. Потому и получается, что подававшие надежды люди становятся «сосудами гнева». Так можно сказать тем, кто ропщут, дескать, почему же нечестивцы благоденствуют. И далее апостол снова повествует о призвании языческих народов к истинному Богу, приводя цитаты из книг пророков. И тут же апостол снова пишет об иудеях и причинах их отпадения от Бога – они искали праведности не в вере, а в делах Закона, то есть, в обрядах, поставив внешние обряды выше отношений с Богом, а правила – выше духовной жизни. Исполнение правил, разумеется, легче возделывания поля собственной души, а потому соблазн уклониться в исполнение одних внешних обрядов, махнув рукой на заботу о душе чрезвычайно велик. А в итоге последствия этого перекоса плачевные, ибо душа остается без попечения, а внимание уделяется одним правилам, становящимся самоцелью. В итоге происходит отцеживание комаров и поглощение верблюдов, если пользоваться Евангельской терминологией – пользуясь буквой правил, человек подчас может найти оправдание любого греха, но никогда не допустит нарушения самих правил. Иудейские вожди считали такую внешнюю праведность достаточной и потому считали себя праведными, а когда Господь начал их обличать – ополчились на Него. Да и то, что помогая людям, Господь иногда поступал вразрез с их пониманием Закона, было для них соблазном настолько большим, что их не вразумило даже то, что при этом совершались явные чудеса – исцелялись больные и т.д. Так и ныне превращение внешних правил в самоцель приводит к многим перекосам, а в истории часто это приводило к расколам из-за пустяковых корректив в правилах Церкви, так что из-за этих правил люди не боялись отпасть от Церкви, из-за мелочи потерять великое…. Но да не будет этого с нами! Мы не должны повторять эту ошибку иудеев, так как внешние правила нужны, но они не являются самоцелью, а лишь средства….
Евангелие (от Матфея): 1И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
2Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
4И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.
15Кто имеет уши слышать, да слышит!
Иоанн посылает учеников ко Христу с вопросом о том, действительно ли Он – обетованный Мессия. Многие и вправду думают, что он усомнился в том, о чем недавно сам свидетельствовал. Другие возражают, считая, что он послал их, дабы они сами уверились в том, в чем постоянно сомневались. Так или иначе, но Господь отвечает им так, что передав его слова, они процитировали бы слова из Книги пророка Исаии. И тут же Господь свидетельствует об Иоанне….
Вторник 27 июня.
В этот день больших праздников также нет. Однако дат, связанных с памятью святых, хватает. Так, в этот день отмечается память Собора Дивеевских святых. Учрежден в апреле 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II с празднованием 14 июня, на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой). Тогда же в честь Собора было решено заложить новый храм на подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве.
Тропарь, глас 5
Дне́сь церко́вная расширя́ются не́дра,/ прие́млющи бога́тство Бо́жия благода́ти/ и ра́дуется Пресвяты́я Богоро́дицы избра́нная оби́тель,/ па́мять соверша́юще многоимени́таго ли́ка святы́х,/ в Небе́снем Диве́еве торжеству́ющих// и моля́щихся о душа́х на́ших.
Деяния пророка Елисея |
Пророк Божий Елисей
Дни памяти: 14 / 27 Июня, 20 Июня / 3 Июля
Святой пророк Елисей жил в IX веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана, сыном Сафата из Авел-Мехолы (3 Цар. 19, 16-21), вероятно, человека зажиточного, так как Елисей, будучи призван на пророческое служение Илией, мог принести в жертву одну из 12 пар волов, на которых пахал вместе с наемными рабочими (3 Цар. 19, 19-21). По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Божиим Илией (память 20 июля / 2 Августа). Во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними
Огненное восхождение пророка Илии и пророк Елисей |
Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя". Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне". Пророк Илия сказал: "Трудного ты просишь; если увидишь как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет" (4 Цар. 2, 9 - 10). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: "Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!" (4 Цар. 2, 12). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). "И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его" (Сир. 48, 13). К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием "пророческих сонмов" или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков. Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от продажи всего имущества и детей (в рабство) за долги умершего мужа умножением масла[15], продав которое, вдова смогла заплатить долги. Оказавшая пророку
гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес. Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии. "И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его" (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру (погребавшие, испугавшись полчищ наступавших моавитян, бросили тело в гробницу пророка), где лежали его останки, воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам (Сир. 48, 1 - 15). По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 г. до н.э., а смерть в 838 г. до н.э. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года; в этом он почти согласен с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет.
Святой Иоанн Дамаскин написал канон в честь пророка Елисея, а в Константинополе был воздвигнут храм его имени.
Юлиан Отступник (361 - 363) приказал сжечь мощи пророков Елисея, Авдия и Иоанна Предтечи, но останки святых мощей были сохранены верующими и часть их перенесена в Александрию.
Тропарь проку Божию Елисею
Иже во плоти Ангел /и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее, /дивны чудеса соделал еси, пророче, /поспешеством Святаго Духа; /силою Илииною исцелив водное естество, /звери же погуби пожирающия, /и Неемана очисти, /и вдовича сына воскресил еси, /
и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.