Преподобная Анна Вифинская и сын ее Иоанн.

Дни памяти: 13 / 26 июня, 29 октября / 10 ноября

Прп. Андроник Московский. Икона конца XX века

Святая Анна была дочерью диакона Влахернской Церкви в Константинополе. По смерти мужа, облекшись в мужскую монашескую одежду, подвизалась под именем Евфимиана вместе с сыном Иоанном в одной из вифинских[5] обителей близ Олимпа. Прославившись еще при жизни даром чудес, скончалась в Константинополе в 826 г.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ

Память 13 / 26 июня, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых

Основные сведения об Андронике Московском содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия, составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ о прп. Андронике помещен во второй (по классификации Б. М. Клосса), или в первой (по классификации Н. С. Тихонравова), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что прп. Андроник, как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. Прп. Андроник любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье.

Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что Андроник был в послушании десять лет, но числа кратные десяти часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), Андроник Московский решил основать свой монастырь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву Андроника для создания нового монастыря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. Так был основан Спасо-Андроников монастырь. Напомню, святитель Алексий, попав во время путешествия по морю (возвращаясь из Константинополя) в шторм, дал обет в случае благополучного возвращения построить храм в честь того праздник, в который он будет избавлен от опасности. Берега он достиг в день памяти перенесения Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь.

По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 / 26 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время прп. Андронику было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следовательно, примерным временем рождения преподобного является конец 1320-х годов.

В Андрониковом монастыре со времени его основания был принят общежительный устав. Через некоторое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель.

Будучи игуменом, прп. Андроник жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. По монастырским преданиям, прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал прп. с Андроником. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского).

Предузнав свое преставление к Богу, прп. Андроник вручил паству своему ученику прп. Савве.

Точная дата кончины прп. Андроника неизвестна. Во второй редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления прп. Андроника – 13 / 26 июня[6]. В списке жития прп. Сергия 1640-х годов сказано, что прп. Андроник скончался «месяца июля в 13 день в лето 6982» (1474)[7]. Отсюда, вероятно, эта дата попала в «Описание о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х годов отмечено, что прп. Андроник скончался 13 / 26 июня 1373 г.[8].

Почитание

Время местной канонизации прп. Андроника относится, вероятно, к концу XV в. В Минее общей конца XV - начала XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону Новгородскому, некоторое время находившемуся в ссылке в Андрониковом монастыре, в каноне Всем святым упоминается прп. Андроник Московский[9]. Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет Андроника Московского в числе наиболее чтимых русских святых[10], но общецерковной канонизации прп. Андроника не было. Мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова монастыря, в запечатанной гробнице, над которой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г.

В марте 1922 года в ходе государственной кампании по вскрытию мощей были вскрыты мощи преподобных Андроника и Саввы. Дальнейшая судьба мощей неизвестна.

Совместные тропарь и кондак преподобным Андронику и Савве Московским составлены, вероятно, в конце XIX в.. Служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.

Память прп. Андроника Московского 13 / 26 июня особо отмечается в Троице-Сергиевой лавре (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя прп. Андроника Московского включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Иконография

На ранних иконах и миниатюрах прп. Андроник Московский изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения Андроника Московского как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский»[11]; в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия»[12]; в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед,

брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире»[13].

Наиболее раннее изображение Андроника Московского сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника Московского на игуменство в Спасский монастырь (7-е), свт. Алексий благословляет Андроника Московского на игуменство (8-е). Прп. Андроник представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника Московского повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ).

Наши рекомендации