Память преподобной Александры Дивеевской совершается 13 (26) июня.
Преподобная Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова.
Конец 1720-х – начало 1730-х, Переславль-Рязанский (в н.в. – Рязань) – 13 июня 1789, Дивеево, Нижегородская губерния.
Основательница Дивеевской монашеской общины.
Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.
Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.
На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.
После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765
году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей (в том числе, ей построены Свято-Успенский и в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», собора Саровской пустыни, бывшие украшение обители и разрушенные в XX веке) и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.
Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.
На месте ветхого Дивеевского храма в честь святителя и чудотворца Николая по ее инициативе был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь святителя Николая чудотворца и первомученика и архидиакона Стефана. Строительство велось на личные средства матушки Александры и завершилось в 1779 году. Основательница обители сама участвовала во всех работах по возведению храма. Для рабочих матушка собственноручно выкопала источник. Впоследствии к паперти храма был пристроен храм Рождества Христова, под которым впоследствии будет устроен нижний придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы будут использоваться так называемой Мельничной обителью[3], причем нижний, по повелению Божией Матери, использовался для чтения Неусыпаемой Псалтири[4] Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.
В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.
Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.
Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!» О ее святости преподобный свидетельствовал сразу после ее кончины…
26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского, о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители. 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.
После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы.
6 марта 2009 года в монастырь был возвращён портрет матушки Александры.
Случай благодатной помощи
«11 / 24 июня 1827 года она во сне явилась молодой припадочной женщине и велела ей идти к отцу Серафиму «Он тебя ожидает к себе завтра и исцелит тебя». Больная спросила: «Кто ты такая и откуда?» - « Я из Дивеевской общины, первая тамошняя настоятельница Агафья». Страдалицу повезли в Саров. Батюшка исцелил её и сказал: «Ходи в Дивеево на могилу рабы Божией Агафьи, возьми себе земли и сотвори на сем месте, сколько можешь, поклонов: она о тебе сожалеет и желает тебе исцеления».
/Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь // Православные монастыри: Путешествие по святым местам. № 24. Еженедельное издание. – М., 2009. – С. 11/.
Тропарь, глас 5
Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ - слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/ благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.