Беседа о святом царе и пророке Давиде и сыне его Авессаломе

Любовь Божия к Навуходоносору проявилась в том, что Господь навел на него безумие и царя превратил в быка, который жевал траву; и эта же любовь возродила Навуходоносора. Царь, ползавший на карачках и евший траву, воскликнул ко Господу – изменилась жизнь его и изменилось отношение к Богу – и Господь вернул ему все, что он имел в этой жизни. Вернул, потому что с этого момента Навуходоносор понимал: все, что у него есть, принадлежит Владыке Владычествующему, Тому, Которого царство – в роды и роды (Дан. 4, 31). Тому, Кто Ангелами распоряжается и человеческими судьбами управляет. Так оканчивается это удивительное повествование, которое написано Навуходоносором от первого лица. И далее в книге пророка Даниила говорится уже о другом царе, сыне Навуходоносора Валтасаре. Навуходоносор уже умер, его не стало. Он умер по плоти, но прозрел по духу, значит, его жизнь была не напрасна. Но вот что сказано в пятой главе книги Даниила о сыне его: Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его (Дан. 5, 1–2). Какой ужас! Царь Валтасар устроил грандиозный пир, собрал тысячи своих вельмож, они сидели и пили вино. Кстати, Священное Писание не запрещает нам пить вино, в Священном Писании сказано: Вино веселит сердце человека (Пс. 103, 15); в слове Господнем не говорится “не пейте”, но – не упивайтесь (Еф. 5, 18), и по этому поводу святитель Иоанн Златоуст учил: “Виноделие учреждено Господом, а пьянство от дьявола”. Надо во всем знать золотую середину. И вот Валтасар не знает этой середины, он пьет, пьет, и у него появляется кощунственная мысль: он приказывает принести сосуды, которые стояли в святилище Иерусалимского храма, чтобы из сих священных сосудов, к которым могли прикасаться только священники, пить вино со своими наложницами, со своими женщинами, со своими слугами. И вот приносят эти драгоценные сосуды блудницам, развратницам – и царь продолжает пиршествовать, в них наливают вино, крепкие напитки. Как небеса могли спокойно на это смотреть? И небеса не промолчали. В тот момент, когда священные сосуды были наполнены вином блудодеяния, в воздухе появляется рука, и эта рука начинает писать на стене: в тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала (Дан. 5, 5), писала непонятные слова. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно об другое (Дан. 5, 6). Вот в каком состоянии оказался этот человек, который устроил такое веселье, такой грандиозный пир, – сидит, весь трясется от страха и не знает, что делать! Все блудницы его были в ужасе, они, верно, боялись уже притронуться к сосудам, а рука писала, продолжала писать. Но что же она пишет?

Каждый раз, когда мы совершаем какой-то дурной поступок, на небесах в книге жизни записывается все – в памятной книге пред лицом Господа. Сейчас, может быть, в твоей голове есть какие-то мысли, которые не угодны Богу, и вот они тоже вписываются в эту книгу. Ни один поступок, ни одно помышление, ни один взор – ничто не скроется от праведного суда Божия.

Царь в ужасе, он видит таинственную надпись, но не понимает ее; царь говорит всем мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облачен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве (Дан. 5, 7). Он готов на все, только бы ему объяснили, что эта страшная рука написала. И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились (Дан. 5, 8–9). Да, это был подлинный ужас, он не знал, что делать, он был страшно перепуган. И царица, жена Валтасара, она подсказывает ему, она приходит на помощь своему мужу и говорит: Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость (Дан. 5, 11), – вот что было в пророке Данииле: свет, разум и мудрость. Свет Господень, свет Христов наполнял сердце Пророка Божия. Разум не человеческий, но Божественный осиявал сего мужа, мудрость от Господа являлась укреплением его души. И вот послали за Даниилом, привели его, поставили перед царем, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого (Дан. 5, 13–15).

Человеческая мудрость никогда не может понять воли Бога; человеческие мудрецы всегда будут являться плохими советчиками для любого правителя. Только святая Церковь может действительно упасти нашу страну, наших правителей таким образом, что будет благо для всего народа.

Итак, Даниил начинает свое истолкование, Даниил прочитывает эти таинственные письмена: мене, мене, текел, упарсин (Дан. 5, 25), – такие слова были начертаны на стене, и никто не знал значения их: что означает мене, что означает текел, что означает упарсин. И Даниил объясняет: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5, 26–28). Страшные слова, очень тяжелые слова. Оказывается, пока мы живем, нас уже взвешивают на весах. Оказывается, пока мы еще живем, суд уже совершается над нами, тот самый страшный суд, на котором взвешиваются поступки человека. И не дай Бог, если явится Ангел смерти и скажет кому-либо из нас: “текел – ты взвешен на весах и найден очень легким”. Это ужасно, когда у нас нет добрых дел, нет дел милосердия, когда мы творим только зло, когда мы внешне можем быть очень полными, можем быть очень тяжелыми, но внутри – совершенно пусты; это ужасное состояние.

И вот Валтасар услышал приговор, и он уже ничего не может поменять в своей жизни. Мы видим, как жизнь и этого царя оказывается в руках Божиих. Мир Навуходоносора был в руках Божиих, и сейчас мир богохульника Валтасара, который осквернил сосуды Дома Господня, тоже в руках Божиих, он на весах – текел – найден очень легким. Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили на шею его золотую цепь, и провозгласили его третьим властелином в царстве. Царь хочет откупиться от Бога; он испугался и думает, что если он позаботится о Пророке, назначит его третьим человеком, третьим властелином в своем царстве, то, может быть, за это Бог простит его.

Сейчас тоже есть очень много грешников, которые хотят откупиться от Бога, избежать тем Божиего гнева; они приходят в храмы, ставят там множество свечей, они подходят к нищим, щедро подают им. Все это хорошо само по себе. Но плохо, если мы считаем, что этим выплачиваем весь свой долг Богу. Богу нужны не свечи, не наши деньги, Богу нужно, чтобы вся наша жизнь от начала до конца, как свеча сгорает на подсвечнике, была отдана на служение Ему. Богу нужно все наше сердце, каждый поступок нашей жизни.

Только дела милосердия, только перемена образа мышления, только глубокое раскаяние могли спасти Валтасара, а он хотел откупиться от Даниила. И вот, в ту же самую ночь, когда были произнесены слова мене, мене, текел, упарсин (Дан. 5, 25), царь Валтасар был убит. А царство его принял другой царь – Дарий, о котором сказано: Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет (Дан. 5, 31).

Да, если приговор Божий прозвучал, если душа твоя взвешена уже на весах Божиих, то никто более не поможет тебе, свершится все так, как этого хочет Господь. И кто может сказать Господу, кто может сказать Ему: “что Ты сделал?” Никто, потому что Он делает то, что угодно воле Его. И не потому так, чтобы Господь был жесток и немилосерден – да не будет! Если кому-то пришла такая мысль, то гоните ее прочь. Нет, Он желает спасения каждого человека, ищет, ждет его обращения, терпит все его ошибки и заблуждения. Но если человек окаменел в своей гордыне, решительно отворачивается от Бога и знать не желает Его, то рано или поздно звучит над ним страшный приговор. И эта беседа должна посеять в сердце каждого верующего человека одну мысль: мы полностью в руках Божиих. Эта беседа обращена к сердцу каждого из вас и к моему сердцу, мы все должны понять, что всё в руках Бога и никто не может уклониться от Его воли, никто не может изменить Его воли лишь своими человеческими усилиями, без должного раскаяния, без истинного религиозного покаяния. Поэтому давайте каяться в грехах наших и просить прощения у Господа в том, что мы порой напрасно топчем дворы Дома Его, что мы порой напрасно проводим время – в гордыне, в какой-то своей человеческой надменности; пусть Бог нас выведет из этого состояния.

И вот история уже о другом царе. (Как это удивительно: в течение всей жизни пророка Даниила сменялись правители, а он, Пророк Божий, оставался!). Царствовать стал Дарий, Дарий полюбил Даниила, он боялся его, он его уважал. Сказано: Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, – из которых один был Даниил (Дан. 6, 1–2). Наверное, Дарий хорошо знал, что случилось с Валтасаром, и поэтому он решил ничего не менять. Но у Даниила было много завистников, у благочестивых людей всегда много завистников: для них невыносимо, когда Господь возвышает Своих верных.

Завистники, они являются и клеветниками. Никогда не испытывайте чувства печали, скорби, уныния, когда клевета будет звучать по отношению к вам, потому что верующих, истинно верующих всегда ненавидят. Пьяницы будут говорить о вас, что вы пьяницы, развратники будут говорить о вас, что вы блудники, воры будут говорить о вас, что вы нечисты на руку; все слухи, которые станут распускать про вас, будут являться как бы отражением тех грехов, которые наполняют сердца людей-клеветников, ненавидящих народ Божий. Поэтому спокойно относитесь к завистникам, спокойно реагируйте на любую напраслину, тем более, что в Евангелии сказано: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11).

И вот завистники стали клеветать на Даниила, стали лить грязь на этого Пророка; они говорили Дарию о Пророке лживые слова. Но царь не обращал на них внимания. Тогда они стали искать предлог, повод – какбы обвинить Даниила, в чем бы его обвинить. Но они ни в чем не могли придраться к нему, потому что он управлял царством правильно, справедливо, верно, и никакой погрешности или вины не оказывалось у него. И тогда они решили использовать против пророка Даниила его веру в Бога. Наши враги, враги народа Божия, они всегда стараются использовать против нас именно то обстоятельство, что мы православные христиане. И вот как поступают эти коварные люди: тогда эти князья и сатрапы – сказано в Библии, – приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою… (Дан. 6, 6–7). Как это все князья? Даниила они не спросили, они лгали, потому что они были лжецы. Согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров (Дан. 6, 7). Вот такое постановление эти лживые люди навязали царю, чтобы в течение тридцати дней никто не молился никакому богу, чтобы никто не просил никакого человека, чтобы в течение тридцати дней “молились” только живому царю Дарию. Что ж, царю Дарию показалось, наверное, что это – знак уважения к нему. Все князья согласились? Ну, пусть помолятся, он дает согласие. Он не понимает, что это – ловушка для Даниила. Верующий, православный человек не может надеяться на кого-либо, кроме Бога: не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс. 145, 3). Надежда православного человека всегда в Господе, и надежда пророка Даниила была в Господе, и в течение тридцати дней Даниил не мог молчать и не молиться. Все язычники подчинились этому указу, они забыли своих богов, они перестали молиться Зевсу, Астарте, они перестали молиться многим своим языческим богам и “молились” только Дарию, живому царю. Но Даниил не мог и одного дня не обращаться к Господу своему. Сказано: Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима (Дан. 6, 10) – окна его были открыты, он молился на святой город Иерусалим, и говорится: он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу (Дан. 6, 10). Враги знали об этом, знали, что каждый день, и не просто каждый день, а три раза на дню Даниил преклонял колени, падал пред своим Богом, Богом Авраама, Исаака и Иакова, и молился, взирая туда, в даль – ведь он был в Вавилонском плену – в ту даль, где остался святой город Иерусалим. И вот эти люди решили подсмотреть за ним в те самые открытые окна, ведь Даниил и не закрывал их, он специально открывал их пошире, чтобы молиться на святой город. И так он молится, и вдруг в окна заглядывают эти люди, эти сатрапы, эти язычники. И вы, наверное, представляете, какая злорадная улыбка появилась у них на лицах – поймали! Но в чем вы его поймали? В молитве?

Посмотрите, если человек действительно истинный пастырь, то начинают смотреть за ним – как и чего. Надо преступников ловить на улице, а у нас в стране стремятся уловить в чем-то тех, кто идет истинным путем. Послушайте, что говорят о Церкви: то Патриарх кому-то не нравится, то митрополит какой-либо, то еще что-то не нравится. Пусть лучше обратятся и посмотрят на свои дела – неужели у них все в порядке?

И вот эти сатрапы языческие, они подсматривали за Даниилом, а он наверняка не прекращал своей молитвы, он продолжал молиться – пусть смотрят, пусть клевещут, пусть выдвигают свое богохульное, безумное обвинение против него – он молится. И когда он помолился перед Богом своим, эти клеветники пришли к царю и стали говорить ему: “ведь ты сам повелел, чтобы тридцать дней никто не обращался ни к кому с молением, Даниила надо бросить в львиный ров”. Дарий испугался – ведь он знал судьбу своего предшественника Валтасара, знал судьбу Навуходоносора – не постигнет ли и его за такое страшное преступление, как казнь Пророка, что-то столь же ужасное, а, может быть, и ужаснейшее? Он хотел отказать этим людям, но они настаивали, они требовали, чтобы Даниил был брошен ко львам, в ров, в яму, чтобы голодные львы съели его. Они стали говорить: “это царский указ, ты его сам подписал, значит, ты обязан его выполнить”. И Дарий дает согласие бросить Даниила в ров. И привели пророка Божия Даниила и бросили в ров львиный, где были голодные дикие звери, и при этом царь Дарий сказал: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле (Дан. 6, 16–17). Потом царь пошел во дворец – сказано, что он лег спать без ужина; он был расстроен и не велел даже вносить пищу к нему, и сон убежал от него. Царь Дарий не мог спать: ведь Пророк, через которого Бог так грозно наказал двух царей, находился во рву с дикими львами, а наверху был камень, и Пророк не мог выйти оттуда. Рано утром царь встает и поспешно бежит к этому львиному рву, и, подойдя к нему, жалобным голосом зовет Даниила: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? (Дан. 6, 20).

Как часто и мы в нашей жизни слышим подобные слова, когда нам говорят: “ну что, твой ребенок болен, Бог твой помог ли тебе в этом?” Или над нами смеются: “посмотри, как ты живешь, ты нищий, Бог твой не заботится о тебе!” Таких крикунов, таких болтунов, которые пытаются использовать имя Божие так, как они этого хотят, к сожалению, очень много.

И Дарий произносит эти слова, он еще не понимает, свидетелем какого великого чуда он сейчас окажется. Он спрашивает: “мог ли Бог твой спасти тебя от львов?” И тогда он слышит голос, голос Пророка Божия, который звучит из каменного рва: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления (Дан. 6, 21–22).

Господь силен рукою Своей заградить любую пасть, которая рыкает на детей Божиих, Господь Своей рукою силен остановить любые острые когти, любые острые клыки. Вот Кто Бог наш, вот почему мы восклицаем: С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог!

Царь приходит в чрезвычайную радость, он повелевает поднять Даниила из рва; и поднят был Даниил, и львы не двигались со своих мест, потому что рука Божия останавливала их.

У каждого верующего человека есть много врагов, иногда мы даже удивляемся: кажется, они давно должны были бы уничтожить нас! Но если они этого еще не сделали, то только лишь потому что Господь заграждал разинутые пасти, которые стремились пожрать детей Божиих; Господь заботится о Своих.

И вот Даниила вынимают из этого рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего (Дан. 6, 23). Если мы будет истинно, искренне, от всего сердца веровать в Бога нашего, то никакого повреждения не будет и нам – ни от кого. Пусть даже целая вселенная восстанет против нас, пусть все стихии придут в движение и двинутся против детей Божиих, они ничего не смогут нам сделать, если Господь будет с нами, если мы будем веровать в Него.

А ведь сейчас грозные политические стихии и перемены грядут на нашу землю; люди чувствуют это, они видят, как кольцо военных конфликтов сжимается вокруг России, как военные конфликты переходят уже на ее территорию, и кажется, вот-вот, совсем скоро, и сама Москва может превратиться в арену каких-то страшных, трагических событий. Но если Господь с нами, то Он не оставит нас даже в период самой тяжелой смуты, в период самых тяжелых испытаний. А Господь всегда с теми, кто верен Ему, кто не отрекается от Него, кто так же твердо, как пророк Даниил, уповает на Бога своего.

И царь приказал привести всех клеветников, тех, которые обвиняли Даниила, и их бросили в этот львиный ров, бросили вместе с их детьми, с их женами. И сказано: они еще не достигли дна этого рва, а звери уже стали прыгать и своими когтями и клыками разрывать их тела. Так были наказаны клеветники, доносчики, посмевшие злоумышлять против пророка Божия Даниила во дни царя Дария. И мало того: после этого царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым (Дан. 6, 25–26)

Какое мудрое решение! Вот если бы кто-то из наших правителей написал такие слова: “Мир вам, россияне, да умножится, мною дается повеление, чтобы во всякой области Земли Русской трепетали и благоговели перед Богом православных христиан”! Если бы такой указ был написан и исполнялся на нашей земле, то это означало бы, что у нас мудрые правители, которые боятся Господа и знают, в Чьих они руках. Но вместо этого у нас дается свобода всем верам, дается свобода язычникам, свобода богохульникам, свобода сатанистам, свобода тем, кто верит в змей, кто занимается колдовством, и даже с телеэкрана в сердца наших детей врывается астрологический обман, сатанинская музыка. Значит, другие указы подписывают современные деятели, значит, другим богам они служат. Если не покаются они, ждет их судьба Валтасара, ждет их судьба Навуходоносора. И дай-то Бог нашим правителям хотя бы на смертном одре, перед смертью, понять правду Божию, как понял ее Навуходоносор – столько претерпел, но все-таки понял.

Итак, мы оканчиваем нашу беседу на книгу пророка Даниила. И я думаю, что в сердцах ваших навсегда запечатлеется светлый образ этого истинного Пророка Господня. Но вот последнее, что мне хочется сказать о нем: он изрек множество пророчеств, мы не могли остановиться подробно на каждом из них. Он, живший за много столетий до Рождества Христова, видел страдания Сына Божия на Кресте и в своих пророчествах предсказывал о них; он видел через тысячелетия, как будут жить христиане последних времен, и он говорил, что самые страшные гонения обрушатся на народ Божий перед Вторым Пришествием. Этот древний Пророк видел сквозь века, как разрушаются царства последнего времени, видел, как голод будет распространяться по всей земле... Каждый из вас, кто имеет дома Священное Писание, может внимательно перечитать эту удивительную книгу – книгу пророка Даниила, и вы получите подлинное духовное назидание, наставление, укрепление в вашей вере.

Святый пророче Божий Данииле, моли Бога о нас!

Часть 1

Эту беседу мы посвятим святому царю, псалмопевцу и пророку Давиду и сыну его Авессалому. Мы будем говорить о красоте, о высокомерии и о том, к каким плачевным результатам приводят людей общественные движения, называемые бунтами, революциями и восстаниями.

* * *

Что говорит нам Священное Писание об Авессаломе, сыне царя Давида? Сказано: Не было во всем Израиле мужчины, столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою, – а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, – то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому. И родились у Авессалома три сына и одна дочь, по имени Фамарь; она была женщина красивая и сделалась женою Ровоама, сына Соломонова, и родила ему Авию (2 Цар. 14, 25–27). Итак, слово Господне показывает нам Авессалома как красивого человека, о внешней красоте которого говорится, что от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка; в этих словах выражен идеал красивого человека, которого люди хотят иметь перед собою как некий образец, как некий эталон.

Посмотрите, как сейчас, в современном нам обществе, культивируется понятие красоты: красоты лица, красоты тела. Проводятся даже специальные встречи так называемых “красивых людей”, и жюри выбирает самого красивого. Проводятся конкурсы красоты не только среди женщин, но и среди мужчин, замеряются бедра, замеряется толщина бицепсов, проверяется крепость рук, стройность ног. Люди постоянно хотят найти некие эталоны красоты. Одни говорят, что красивый человек – это высокий человек. Другие говорят, что не обязательно он должен быть очень высоким, но у него должно быть очень выразительное лицо. Множество людей придает значение своим волосам, и мы видим, что Авессалом также был человеком, который занимался своим внешним видом: каждый год его не просто стригли, но при этом еще и взвешивали его волосы. Я думаю, что даже самым изысканным современным модникам не придет в голову после стрижки заниматься взвешиванием своих волос. А этот человек был настолько изыскан, настолько понимал, как он красив, что обращал внимание на все, даже на свои волосы и на то, сколько они весят. Авессалом – это очень современный нам человек, он живет теми же идеалами, что и множество людей, окружающих нас сегодня. Авессалом очень хорошо, органично вписался бы в современные конкурсы красоты и в Европе, и в Америке, и в России. И наверняка бы победил на них и стал бы самым красивым мужчиной года.

Но вот слово Божие предлагает нам повествование об Авессаломе – одно из самых грустных повествований в Священном Писании. Почему это так, мы увидим далее. Итак, Авессалом был прекрасный человек, красивый человек, это был идеальный человек – с внешней, плотской стороны. У него была семья, у него родились три сына и одна дочь, по имени Фамарь. Авессалом считался красивым человеком, но он был еще и человеком высокомерным. Сказано: И оставался Авессалом в Иерусалиме два года, а лица царского не видал (2 Цар. 14, 28). Авессалом находился под царской опалой, у него был конфликт с его отцом, конфликт, связанный с тем, что Авессалом мстил Амнону, другому сыну Давидову, за бесчестие своей сестры, девицы, которую также звали Фамарь. У Фамари сложилась печальная, можно даже сказать, ужасная судьба. Но это – отдельная история. Говорится далее: И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать его к царю, но тот не захотел придти к нему. Послал и в другой раз; но тот не захотел придти. И сказал Авессалом слугам своим: видите участок поля Иоава подле моего, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли слуги Авессалома тот участок поля огнем. И пришли слуги Иоава к нему, разодрав одежды свои, и сказали: слуги Авессалома выжгли участок твой огнем. И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем?(2 Цар. 14, 29–31). В этом эпизоде мы видим высокомерие Авессалома, и не только высокомерие, но и мстительность этого внешне красивого человека. Авессалом хочет восстановить свои отношения с отцом и обращается к Иоаву, который являлся одним из военачальников, приближенных царя Давида. Авессалом думает, что, может быть, через него он сможет примириться с отцом. Представьте себе, какое суровое наказание: два года он не имел права видеть лица своего отца, царь изгнал его от своего лица. На Востоке такое наказание считалось даже хуже смертной казни – так люди относились к лику своего владыки-царя! Лишившись возможности видеть царское лицо, многие даже кончали жизнь самоубийством. И вот Авессалом хочет выйти из этого затруднительного, оскорбительного для него положения, выйти из опалы. Он обращается к Иоаву, но тот не хочет встречаться с ним. Этот военачальник не хочет становиться посредником между отцом и сыном, он понимает, что их отношения слишком сложны для того, чтобы еще и ему оказываться так или иначе вовлеченным в этот конфликт. И можно сказать, что Иоав поступает очень мудро.

К сожалению, сейчас очень многие люди готовы вмешиваться в любые конфликты, которые только их окружают. Некоторые, даже православные христиане, считают, что это их прямой долг – вмешаться в конфликт, который произошел в той или иной семье. Люди влезают в конфликты между молодоженами, в конфликты между детьми и родителями. И нередко, не имея духовной подготовки, не имея дара миротворчества, они оказывают своим ближним медвежью услугу. Надо понять, что те отношения, которые имеют место в каждой семье, зачастую слишком интимны, слишком хрупки, слишком натянуты для того, чтобы посторонним людям вмешиваться в них. По крайней мере, очень важно не вмешиваться в отношения, существующие между детьми и родителями. Но надо сделать все для того, чтобы эти люди сами разобрались в сложившийся у них ситуации. Если вы хотите помочь какой-то семье, создайте условия, чтобы люди смогли общаться. Пригласите детей и родителей в храм, в те места, где действительно распространяется мир Христов. Однако не пытайтесь все решить своими силами, не доверяйте своей логике. Некоторые считают, что они могут все логично “разложить по полкам” и тогда в “опекаемой” ими семье прекратятся все скандалы. Я видел таких людей, которые пытались помогать сразу всем, кто их окружал, и в результате вокруг царил невообразимый хаос. Этого не надо делать, особенно христианам. Мы должны понять, что любая семья – это особый, замкнутый мир, который существует по своим законам. И грубо вторгаться в проблемы той или иной семьи мы не имеем никакого права. Молитвенная поддержка или попытка привести ту или иную семью в Церковь – это другой вопрос.

Итак, Иоав был мудрый человек, который понимал, что ему не надо становиться между отцом и сыном. Здесь, из этого столкновения Авессалома с Иоавом, нам начинает открываться, что на самом деле за красотою сына царя, за его благообразием, отсутствием у него каких бы то ни было внешних изъянов скрывались необычайное высокомерие и мстительность. Авессалом приказывает поджечь участок, где Иоав выращивал ячмень – в Писании сказано, что находился он возле участка Авессалома. То есть они были соседями по земельным наделам: у Авессалома был свой участок, и у Иоава был свой участок. И так начинается конфликт между соседями.

Конфликтов надо избегать. Люди, живущие рядом с вами в коммунальной квартире или на одной лестничной площадке, – это люди, которых вам дал Господь Бог, потому что в Священном Писании сказано: ни один волос не упадет с головы христианина без воли Отца Небесного (Мф. 10, 30). А раз есть воля Божия, чтобы жить всем рядом, бок о бок, значит, жить вы должны в мире, ничем друг друга не оскорбляя и не задевая. Бывает очень больно и обидно видеть, какими порой христиане являются плохими соседями. Мне приходилось освящать коммунальные квартиры, и был как-то случай: неожиданно во время освящения врывается сосед, бросается ко мне и требует защиты от православной христианки, по приглашению которой я пришел в этот дом. Она, – утверждает сосед, – выживает его с кухни, она постоянно передвигает его стол от окна, поближе к двери, она постоянно что-то делает с его тарелками и так далее. У него было столько претензий, у него накопилось столько обид! Конечно, можно было не обращать внимание на эти его претензии, ведь есть более высокие, более духовные ценности, чем какой-то стол – не все ли равно, где он стоит, это же просто мелочи! Но нам следует помнить о том, что люди мирские живут как раз этими мелочами, и поэтому оскорбить мирского человека намного легче, чем человека религиозного. Верующий человек действительно понимает, что дело не в том, где стоит стол на коммунальной кухне, действительно понимает, что дело не в тарелках – кто ими пользуется. А люди, которые живут в миру, живут рядом с нами, они очень ранимы, и нам надо стараться быть для них добрыми соседями. В Священном Писании сказано, что если человек желает сподобиться рукоположения, стать священнослужителем, то он должен иметь доброе свидетельство от внешних – так писал святой апостол Павел (1 Тим. 3, 7). То есть в древней Церкви, если человека хотели как-то продвинуть по церковной иерархической лестнице, то обращались к его соседям-язычникам и просили: расскажите о нем как о соседе, хороший ли он сосед? Может быть, вы хорошие прихожане, может быть, вы очень регулярно посещаете богослужения, может быть, вы совершаете невероятно долгие паломнические поездки. Но если вы при этом ужасные соседи и не можете иметь доброго свидетельства от внешних, от язычников, которые окружают вас, то зачем же вы ходите в храм, зачем совершаете долгие паломнические поездки, зачем посещаете занятия воскресной школы для взрослых?

Если вы не выносите из своей духовной жизни доброго, приветливого отношения к людям – может быть, даже к очень тяжелым людям – то напрасны ваши труды, ибо в чем оно тогда – ваше христианское благочестие? Христианин должен быть человеком, который приятен всем окружающим людям. По крайней мере, когда дело касается быта, он должен быть простым человеком, человеком доступным, отзывчивым, внимательным, добрым соседом, он должен иметь, как уже сказано, доброе свидетельство от внешних. Я вспоминаю, как некогда мне довелось освящать одно предприятие. Женщина, которая организовывала освящение, – верующая, посещающая храм – в какой-то момент вышла в другую комнату, и все работницы этого небольшого коммерческого предприятия наперебой начали уговаривать меня образумить ее. Там был целый ряд проблем материального характера, проблем, связанных с личными отношениями между этой женщиной и ее подчиненными... Учитесь общаться с людьми, особенно с теми, которые окружают вас дома, на работе, – именно эти люди даны Господом вам. Возможно, ваш сосед очень буйный человек, слишком буйный, но для чего-то ведь Господь попустил вам иметь такого соседа? Может быть – для того, чтобы научить вас смирению, или – для того чтобы обуздать эту его буйность и помочь ему стать нормальным человеком, полезным для окружающих людей.

Повнимательней осмотритесь вокруг себя, не поступайте так, как поступал высокомерный Авессалом, который сначала обращается к Иоаву в надежде уладить свой конфликт с отцом, а когда видит, что толку нет, Иоав не реагирует на его призывы, поджигает его ячмень. Если бы пожар на ячменном поле являлся каким-то маловажным обстоятельством, то в Библии не было бы сказано о нем. Священное Писание говорит всегда лишь очень важные, очень нужные, необходимые для нас вещи. И если здесь говорится даже о таких, казалось бы, мелочах, то это делается для того, чтобы вы поняли, что в духовной жизни мелочей не бывает. И тот пожар, тот бунт, который организовывает Авессалом на своем садово-огородном участке против своего соседа, заканчивается потом очень тяжелой трагедией, духовной катастрофой. В конце концов бунт будет организован уже не в рамках садово-огородного участка, а в масштабах всего государства Израиль, и не против соседа, а против родного отца восстанет Авессалом.

Часть 2

И вот сказано: И встал Иоав, и пришел к Авессалому в дом, и сказал ему: зачем слуги твои выжгли мой участок огнем? И сказал Авессалом Иоаву: вот, я посылал за тобою, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: зачем я пришел из Гессура? Лучше было бы мне оставаться там. Я хочу увидеть лице царя. Если же я виноват, то убей меня. И пошел Иоав к царю и пересказал ему это. И позвал царь Авессалома; он пришел к царю, поклонился ему и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома ( 2 Цар. 14, 31–33). Иметь сложных детей это всегда очень серьезная проблема, и у Давида был сложный сын Авессалом. Давид был праведный, благочестивый человек, он право ходил перед Господом своим. Если Давид допускал какие-то погрешности в своей личной жизни, то он умел каяться. Однако он не мог решить проблем со своим сыном, самым близким к себе человеком. Это очень часто бывает: ты умеешь помогать людям, которые мало тебя знают, но близкие люди почему-то не понимают тебя. Как сказано в Евангелии: не пророк человек в отечестве своем, и не лечит врач домашних своих (Лк. 4, 23–24). Действительно, очень трудно бывает в чем-то убеждать религиозным путем людей, которые постоянно видят наш быт, видят, как мы живем. Почему? Потому что мы все далеко не идеальные люди, и у каждого из нас есть свои недостатки, свои грехи, свои падения. Вот и Давиду трудно было общаться со своим сыном Авессаломом. Давид любил сына, и мы видим на протяжении всей истории об Авессаломе, как он не переставал любить его, несмотря ни на что. В народе говорят, что если сын тяжелый, если ребенок в семье неудачник, то мать даже больше любит такого ребенка, больше уделяет ему внимания, нежели тем детям, которые твердо стоят на ногах, которые уже определились в жизни. В этом есть свой смысл, в этом есть своя горькая правда. Я думаю, что само изгнание царем Давидом Авессалома было попыткой образумить этого честолюбивого, высокомерного, мстительного человека. Но чем она закончится, мы узнаем из дальнейшего.

Говорится в 15-й главе 2-й книги Царств: После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов (2 Цар. 15, 1). Отец принял Авессалома, отец допустил его до своего лица, возвратил его из опалы и, кажется, он должен использовать это время для того, чтобы действительно занять достойное место в обществе, среди народа Божия. Но он думает о другом. Авессалом думает о колесницах, он думает о лошадях, он думает о том, что нужно иметь скороходов, то есть людей, которых можно посылать в разные места, с разными поручениями.

Сейчас тоже очень многие молодые люди увлекаются колесницами. Современные колесницы – это машины, иномарки, и молодые люди день и ночь готовы думать об этих машинах: где бы достать хорошую машину, где бы достать хороший движок к хорошей машине, как бы починить машину, как бы перекрасить ее. Путь современной молодежи – это путь Авессалома. Авессалом – это очень яркий пример именно современного разложения молодежи, теперешней молодежи, живущей в двадцатом веке. Он думал о своих колесниц

Наши рекомендации