Из бесед на книгу Бытия. Грехопадение. (Понимание Спасения в православии)

Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19) – такие слова, как некий вечный завет, преподал святой пророк Божий Моисей народу израильскому прежде отшествия своего к Богу. Два пути – жизни и смерти – лежат перед каждым из нас и по сей день. Один – путь исполнения заповедей Христовых, путь праведности и благочестия, другой – путь греха и беззакония. Но какой из них выбирает человек, каким следует, к какому концу приходит? Что отвращает его от вечной и блаженной жизни и неудержимо влечет к вечной же смерти? – Соблазны, многочисленные соблазны, от которых всегда было горе миру (Мф. 18, 7). И вот в чем сугубое коварство предлагающего их нам “человекоубийцы искони”, – они всегда приятны и привлекательны на вид, их смертоносный вред скрыт под красочной, блестящей оберткой.

В наше время соблазны настолько умножились, что мы буквально окружены ими, стеснены со всех сторон. Так что зачастую неопытный в духовной жизни человек, по сути, и понимать-то не понимает, что предложенное ему – грех, что враг искушает, соблазняет его, хочет его погибели. Весь современный мир с его лукавыми обольщениями – точно темный лес для не просвещенной духовным ведением души, лес, в котором расставлено множество ловушек и западней, в котором легко можно заблудиться и пропасть. Но – только тому, кто не имеет верного и надежного провожатого. Таким “провожатым” для нас, для каждого христианина, для каждого человека должно быть Священное Писание; оно указывает “путь жизни” и научает заповедям Господним, исцеляющим душу и просвещающим очи (Пс. 18, 9).

Все Писание – по апостольскому слову, – богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Поэтому святые Отцы древности в проповедях и поучениях своих к народу, желая представить образ той или иной добродетели либо порока, стремясь утвердить в добре и отвратить от зла, всегда обращались за примерами к книгам Священного Писания, к истории отношений человека с Богом. В нем, в Писании, они видели единственный источник познания истинного ведения как Божественных таин, так и всех законов и закономерностей земного человеческого бытия.

Также книгам Священного Писания посвящены и беседы, вошедшие в этот сборник. Они особенно интересны тем, что в них ясно, отчетливо прослеживается связь между событиями времен ветхозаветных и окружающей нас современностью, постоянно проводится параллель между древним и новым.

При этом в сферу внимания их автора – священника Олега Стеняева – попадают самые разнообразные явления сегодняшней действительности: политика и отношение светской власти к Церкви, проблема “отцов и детей” и взаимоотношения между людьми в их повседневной жизни. Говорит о. Олег и о тех пороках, которые присущи обществу в целом, но в особенности растлевают души молодые, не утвержденные в добре. Говорит о духе апостасии – отступничества от Бога, который служит признаком последних времен и который с такой силой проявляется в наши дни. Но вместе с тем говорит и о неизреченной милости и любви Божией к нам, людям. Напоминает о том, что Господь всегда ищет обращения и покаяния каждого человека, ждет и терпеливо вразумляет его.

Сотворение человека

Тема грехопадения, братия и сестры, это очень важная тема. Не вникнув в ее суть, мы не сможем понять и тайну спасения. Почему? Потому что, когда мы говорим о спасении, то должны знать: кто, кого и от чего спасает. Впрочем, мы сами – только соучастники этой тайны, открывающие своим свободным выбором доступ Господу Иисусу Христу в наше сердце, в нашу жизнь. Говоря о падении первого человека, знаем ли мы, кто пал? Кем и чем был человек до своего падения, до изгнания из “рая сладости”? Все эти вопросы более чем связаны, поэтому рассматривать их мы будем в таком порядке: сотворение человека; грехопадение; спасение

О сотворении первого человека в Библии сказано: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

Сотворение человека – это, без сомнения, венец творческого акта неизреченно любящего Свое создание Бога. Господь проявлял любовь к человеку и в самом порядке творения, и в особенностях творимого Им тогда мира.

По праву Творца, Господь – Единственный СОБСТВЕННИК во Вселенной. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем, и все лишь от Него и Им существует. И богатством Своей благости Бог щедро одарил первозданного человека. О совершенствах Адама говорилось много, начиная со времен первых богословов. Как всякое творение Божие, первозданный человек был сотворен хорошо весьма и без греха: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27–28).

Итак, мы видим, что Бог не просто создал человека по образу и подобию Своему. Он сотворил мужчину и женщину, чтобы они плодились и размножались, наполняли землю и владычествовали над нею и над всем, что на ней обитает. Первозданный человек был помещен в особом месте на земле – в раю. Об этом в Библии сказано так: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).

Рай – это не столько географическое понятие (хотя и сказано, что он на востоке), сколько обозначение особой близости первозданного человечества к Господу своему. Об этой близости, о постоянстве отношений между Творцом и творением Его свидетельствует такой текст: И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3, 8). Мы с вами можем только догадываться, каков был этот рай в Едеме, сад Господа (Ис. 51, 3), благословенный рай (Сир. 40, 28). Говоря о рае, святой Иоанн Дамаскин восклицал: “...божественный рай, руками Бога насажденный в Едеме, хранилище веселья и всякой радости. Ибо Едем переводится: наслаждение. Лежа на востоке – выше всей земли, будучи благорастворенным и освещаемый кругом тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовониями, наполненный светом, превышая мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он – истинно божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек – создание Божественных рук”.

Сотворенный Богом человек предназначен был для того, чтобы владычествовать над миром, и Сам Господь вводит человека в рай – в царственное и священное достоинство. Господь Сам передает сотворенный Им мир человеку, помещая его в раю, чтобы он хранил и возделывал его. Бог создал человека для этой удивительной участи – быть более чем совершенным! Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6) – читаем мы у псалмопевца Давида. Но сможем ли мы хотя бы отчасти представить, каким был человек до грехопадения?

Иногда мы слышим о том, что кто-то обладает феноменальной памятью, даром предвидения или какими-то другими необычайными способностями – это поражает воображение людей. Но надо ли удивляться тому, что некогда было лишь естественной частью тварного человеческого бытия? Все эти способности – лишь жалкие отблески тех совершенств, которыми обладал первый человек. Святые Отцы учат, что о совершенствах Адама свидетельствует прежде всего тот факт, что он нарекал имена всем животным (Быт. 2, 20). Бог сотворил животных, а Адам, созданный по образу Творца, дает им имена. Он как бы сотворит Самому Богу. Древние греки говорили: “Тот, кто дал всему имя, был самым мудрым человеком на земле”. Этим “самым мудрым человеком” и был праотец Адам, первозданный человек.

Вначале Господь сотворил только одного Адама. Он создал его из праха земного. Возникает вопрос: почему Господь не использовал для столь уникального творения какой-нибудь другой материал? Почему именно прах земной? Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу пишет в своих “Беседах на Бытие”: “Мысль о происхождении из персти должна быть для человека неисчерпаемым источником смирения на земле и на небесах”. Господь творит человека подобно горшечнику – из того материала, который у всех под ногами. И у пророка Иеремии мы читаем: …говорит Господь. Вот, что глина – в руке горшечника, то вы – в Моей руке (Иер. 18, 6).

Итак, Бог создал человека из праха земного, чтобы тот не гордился, чтобы всегда помнил, откуда он, чтобы не забывал о своей связи с Творцом, о зависимости от Него: …ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19) – память об этом должна была научить человека смирению. Ведь к тому моменту уже была известна трагедия Люцифера – диавола, который первоначально был создан как чистый дух, но, возгордившись, пал (Ис. 14, 12). Именно поэтому, создавая человека из праха земного, Господь желает уберечь его от гордыни. Само имя первого человека – “Адам” – в переводе на русский означает: “красная глина”. Богу все ведомо. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего, у Него всегда настоящее. Он не связан ни временем, ни пространством, подобно нам с вами. Он знает о том, что человек будет делать свой выбор относительно древа познания добра и зла – выбор между временным и вечным, истлевающим и нестареющим – и хочет помочь ему не совершить ошибки. Имя Адама должно было постоянно напоминать ему об истинном его месте, о его происхождении и предназначении. Взятый от глины, от земли, – предназначен к жизни небесной; перстный, земной, имеющий начало, – восходит на высоту духа и имеет вечное бытие.

И вот человек сотворен, введен в рай, владычествует над тварным животным миром, возделывает и оберегает “сад сладости”. Но, созданный по подобию Триединого Бога, мог ли он оставаться один? Имеющий единство в себе самом как единение сущего бытия: тела, духа и души, – мог ли не искать единства соборного и вне себя?..

Но не находится для Адама помощника, как сказано в Писании, подобного ему (Быт. 2, 20). И Господь наводит на Адама крепкий сон; когда же тот уснул, вынимает одно из ребер его, закрывает это место плотью, а из взятого ребра творит для него жену – Еву. Позже, уже после грехопадения, Адам сам даст ей это имя (Быт. 3, 20). “Ева” означает жизнь. Вообще каждое библейское имя имеет свое значение, свой перевод и по смыслу подходит человеку, носившему его. Это свидетельствует о том, что живой дух пророчества не оставлял древних людей, а буквально пронизывал всю их жизнь. Когда Адам по пробуждении от сна впервые увидел Еву, то обрадовался и воскликнул: …вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа(Быт. 2, 23).

Быть может, здесь мы впервые сталкиваемся с проявлением поэтического творчества в жизни человека: слова Адама “литургически” рифмуются и в еврейском, и в славянском, и в русском переводах. Это первый гимн СОБОРНОЙ ЛЮБВИ. Адам воспевает Еву, он воспевает те отношения, которые складываются между ним и его женой, предвкушая и предвосхищая радость Церковного общения в Духе, радость Мессианскаго пира – Божественной Литургии (именно как общего дела), радость Невесты Церкви о Небесном Женихе – Господе Иисусе Христе. Здесь прикровенно уже как бы предсказывается, что именно от жены, от представительницы женского пола, от Пресвятой Девы явится в мир Тот, Который действительно есть Истина и Жизнь – Господь наш Иисус Христос. То есть в самом сотворении жены, в ее будущем имени – даже не ожидаемая тогда – уже приоткрывается тайна грядущего Боговоплощения и воспевается гимн Деве.

И мы видим, что человек, созданный Богом, это человек совершенный; что помощница его, плоть от плоти и кость от кости его, жена мужа своего; что место, где обитают первые люди, – место особое, рай на земле. И миссия первых людей обозначена: они должны плодиться, размножаться и наполнять землю. Есть и еще одна миссия, еще одно великое назначение человека – возделывать и хранить рай, сад Едемский. Таким образом, с самого начала закладывается этот удивительный и таинственный принцип, о котором так часто потом говорят Отцы Церкви: “Бог спасает нас не без нас самих”. Необходимы усилия Адама, усилия Евы, чтобы возделывать, хранить и поддерживать те удивительные отношения, которые существовали у первозданного человечества (в лице Адама и Евы) с Богом.

Для того, чтобы мы всегда чувствовали ответственность друг за друга и друг перед другом, Господь Иисус Христос учит нас молиться молитвой Отче наш, а не “Отче мой”. Соборность первых людей заключалась в любви между Адамом и Евой, а также между ними и Богом. И если бы люди сохранили эту соборность, то грех бы не состоялся.

Наши рекомендации