Мысли, никуда специально не направленные
Мыслеформы из этой подгруппы не остаются рядом с человеком-источником, не начинают движение к какому-то определенному объекту, а просто остаются в том месте пространства, где они были созданы, распространяя во все стороны колебания, изначально определенные мыслителем. Если такая мысленная форма не соприкасается с другим ментальным телом, ее запас энергии постепенно истощается, и она распадается на части. Но если ей удастся пробудить соответствующие вибрации в находящемся поблизости ментальном теле, она притягивается к этому ментальному телу и в большинстве случаев поглощается им. Обычный человек порождает множество таких мыслей, которые, как шлейф, тянутся за ним, оставляя след.
Таким образом, окружающее нас пространство наполнено мыслями этой последней группы, и когда мы идем по улице, мы как бы прокладываем себе путь сквозь странствующие осколки чужих мыслей, и если мы не заняты конкретным мыслетворчеством, то подвергаемся серьезному воздействию с их стороны. Проходя через праздный ум, большинство таких форм не пробуждают в нем особого интереса, но некоторые из них все же привлекают его внимание на несколько мгновений, после чего они покидают ум, причем заряд их энергии после такого соприкосновения немного увеличивается. Более 75 процентов наших мыслей не являются нашими собственными мыслями, они возникают из осколков, принятых из пространства; причем в большинстве случаев они бесполезны и в целом несут больше вреда, чем пользы.
Каждый человек всю свою жизнь порождает мысли всех трех описанных подгрупп.
Мы сами населяем пространство вокруг себя либо прекрасными и добродетельными ангелами, либо отвратительными и порочными бесами, очищая или оскверняя умы своего поколения, и если бы мы только могли их видеть, это заставило бы нас призадуматься и с большой осторожностью относиться ко всем злым или нечистым мыслям. И мы отказались бы от идеи, что, по крайней мере, наши мысли принадлежат нам самим, или что следить нужно только за своими словами и поступками, а мысли наши при этом не имеют никакого значения. В действительности, наши мысли еще меньше принадлежат нам, чем даже слова и поступки, поскольку они способны удаляться от нас на гораздо большее расстояние и непосредственно воздействовать на умы других гораздо сильнее, чем слова и поступки.
Такова сила или воздействие наших мыслей на нас самих и на других людей. Мы не только оказываем большое воздействие на формирование привычек и характера в астральном и ментальном телах и постоянных качеств в каузальном теле, но и оказываем положительное или отрицательное влияние на других, распространяя вокруг себя различные мыслеволны и мыслеформы.
В:Мы многое узнали о воздействии мысли, а как нам использовать эти знания?
О:Их можно использовать в двух направлениях:
1. Содействие нашей собственной эволюции.
2. Помощь ближним.
В:Как знания о силе мысли могут содействовать нашей собственной эволюции?
О:Так как каждая мысль и эмоция оказывает постоянное воздействие, усиливая или ослабляя те или иные наши склонности, и, более того, каждая мысленная вибрация и форма неизбежно отражается на самом мыслителе, нам следует тщательно контролировать все свои мысли и импульсы. Обычный человек с легкостью поддается всевозможным возникающим у него эмоциям и побуждениям, а ведь используя приведенный выше анализ действия этих сил, он мог бы осознать, что в его же собственных интересах выполнять свой долг и полностью контролировать все свои эмоции и мысли. Современная стадия эволюции человечества характеризуется развитием ментального тела человека, который должен понять, что его ум — это не он сам, а лишь его инструмент, и качество этого инструмента следует улучшать, не потакая его причудам, а полностью его контролируя.
Таким образом, мы можем содействовать своей эволюции, во-первых, подчиняя себе свой ум и эмоции и, тем самым, формируя свой характер; а во-вторых, избегая напрасного расхода энергии, которую можно направить на достижения более благородных и возвышенных целей.
В:Как научиться подчинять себе свой ум и эмоции и избежать недобрых, праздных или бесполезных мыслей, которые беспокоят наш ум?
О:Вместо того, чтобы поддаваться первому порыву и подъему эмоций, мы должны научиться сдерживать их усилием ума. Истинный человек держит в своих руках поводья ума и с их помощью может управлять горячими лошадьми своих желаний, влекущими вперед колесницу нашего физического тела.
Первый шаг на пути к подчинению себе своего ума — это умение занять его чем-то полезным. Ему нельзя позволять пребывать в праздности, потому что именно в это время проходящие мимо мыслеформы могут воздействовать на него, и именно в это время он больше склонен к восприятию отрицательных воздействий. Лучше всего хранить в глубине ума какую-то возвышенную идею или стремление к благородной жизни. В каждый момент времени ум человека может заниматься только чем-то одним; и недоброй мысли следует противопоставлять мысль положительную, выбрав вызывающие ее несколько слов или предложение. Когда на ум приходит что-то плохое, повторите про себя выбранные слова один или несколько раз и сосредоточьтесь на них. Когда ум не занят, повторяйте эти слова. Таким образом, дурные мысли постепенно перестанут вас беспокоить, потому что создавшаяся ментальная обстановка не будет способствовать их вторжению. Несколько слов из того или иного священного писания, зафиксированные в уме еще утром, будут снова и снова возникать в уме в течение дня и автоматически повторяться в те моменты, когда ему нечем будет заняться.
Еще одним аспектом тренировки ума является тщательное выполнение всего необходимого. Для этого необходимо научиться сосредотачиваться. Человек, знакомый с религиозным чувством, должен создать себе образ объекта своего поклонения и сосредоточить на нем свой ум; когда вы сердцем прирастаете к этому объекту, ум с легкостью наполняется этим образом. Человеку нерелигиозному нужно выбрать для концентрации какую-то глубокую идею, к которой он испытывает интеллектуальный интерес. Человек, которого никто не привлекает, может сосредоточиться на какой-нибудь добродетели. На ее интеллектуальную и нравственную красоту отзовется сердце, ум начнет меняться в соответствии с этой добродетелью, и она станет неотъемлемой частью характера человека. Конечно, задача эта очень сложна, в чем может убедиться каждый, кто попытается хотя бы пять минут мысленно сосредоточиться на каком-то одном предмете. Однако нам необходимо научиться сосредоточенному мышлению путем концентрации нашего внимания на всем, чем мы занимаемся в повседневной жизни, и делать это следует как можно лучше. Когда вы пишете письмо, делайте это хорошо и прилежно, обращая внимание на детали; когда вы читаете книгу, делайте это внимательно, стараясь понять замысел автора.
Человеку, занимающемуся тренировкой ума, следует выработать бдительность в отношении приходящих на ум мыслей и отсеивать те из них, которые не идут ему на пользу. Когда вы научитесь не предоставлять приют дурным мыслям, избавляться от них в момент проникновения в ментальное тело, заменять их благими мыслями, вы настроите свой ум таким образом, что он будет автоматически отталкивать зло и притягивать добро.
В:Как знания о силе мысли могут повлиять на формирование характера?
О:Для этого используется третий метод сосредоточенного мышления, рекомендуемый нерелигиозным людям. Он был подробно описан в главе IV «Карма», как одно из волокон нити судьбы. Однако мы можем вкратце повторить это описание.
Изучая свой характер, человек должен выбрать какойнибудь конкретный недостаток, скажем, раздражительность. Однако он должен помнить о том, что мысль стремится к усилению, поэтому сосредоточение на раздражительности приведет к тому, что он не избавится от нее, а лишь сделает ее более устойчивой. Мысль необходимо сосредоточить на противоположном недостатку качестве, т. е. на добродетели, которая противостоит недостатку. Таким образом, каждое утро, перед тем как начать новый день, он должен сосредоточиться на терпении (которое противостоит раздражительности), сидя в одиночестве в течение пяти минут, погрузиться в размышления и медитацию на это качество, его достоинства, красоту, обращение к нему при наплыве раздражительности и т. п., постараться составить ментальный очерк о терпении, снова и снова возвращая ум к главной теме, когда он удаляется, отвлекаясь чем-то посторонним. Человек должен представить себя образцом терпения и дать себе обещание, что он будет ощущать и проявлять эту добродетель в течение всего дня. Поначалу никаких ощутимых изменений может не произойти, и на протяжении нескольких дней раздражительность будет давать о себе знать, но от утренней медитации на терпение отказываться ни в коем случае нельзя. Затем при каждом проявлении раздражительности у него будет возникать мысль о том, что он должен проявлять терпение. Еще через некоторое время мысль о терпении начнет возникать одновременно с импульсом раздражительности и будет препятствовать ее проявлению.
Проявив немного упорства, можно добиться того, что импульс раздражительности будет постепенно слабеть и, наконец, угаснет совсем, а терпение станет обычным качеством человека. Таким образом, силой мысли можно воспитывать в себе одну добродетель за другой и со временем воспитать в себе идеальный характер, подчинив страсти, склонности и низменную природу.
Конечно, большинство людей в мире привыкли воспринимать свой характер как нечто неотъемлемое и неизменное, будто это хромота. Когда человек не умеет держать себя в руках, проявляет слабость характера или переполнен мирскими желаниями, он обычно говорит себе: «Ничего не поделаешь, таким уж я сотворен; такова моя природа». Он не осознает, что сам создал себя своими прошлыми жизнями, и своими усилиями может в текущем прожитии избавиться от тех или иных слабостей. Однако он не знает, что может изменить нежелательную часть своей природы, и, более того, не видит в этом особой необходимости. Конечно, изменить человеческий характер нелегко, ведь он представляет собой глубинную основу человека. Возможно, обычному человеку нелегко найти стимул или разумное обоснование необходимости этой работы. Но когда человек поймет Божественный План, когда он научится любить Бога, потому что Бог есть Любовь, и устремится к сотрудничеству с Ним, то это будет величайшим из всех возможных побуждений для наработки готовности к сотрудничеству на пути великой эволюции. Кроме того, зная о перевоплощениях, человек понимает, что его жизнь не ограничена одной земной жизнью, и он имеет необходимый запас таких воплощений; точкой отсчета работы над совершенствованием своего характера в новой жизни является точка, в которой закончилась его предыдущая жизнь; временной интервал, который отделяет одну земную жизнь от другой, каким бы огромным он ни был, ни в коем случае не нарушает единство жизненного процесса, и поэтому он может изменить себя, изменить фундаментальные качества своего характера и нрава. Поэтому только высокое знание, предлагаемое Теософией, является достаточным побуждением для любых серьезных изменений характера.
В:Что следует делать, чтобы избежать напрасной траты энергии?
О:Каждый человек обладает определенным запасом энергии и ответственен за ее использование наилучшим образом, но обычный человек расходует ее без какой-либо пользы. Такой человек просто является центром вызванных вибраций; он постоянно находится в состоянии либо сильного беспокойства или подавленности либо чрезмерной радости по пустякам, бессознательно передавая свои беспокойные вибрации всем людям, которым не повезло оказаться рядом с ним.
Кроме того, люди очень часто понапрасну растрачивают энергию на различные политические, религиозные или бытовые споры. Мудрый человек не станет навязывать свое мнение другим и, поскольку убеждения другого человека его не касаются, не будет понапрасну тратить свое время и энергию, однако он охотно поделится своими знаниями, когда его об этом попросят.
Люди стареют не столько от работы, сколько от волнений. Волнение — это процесс многократного повторения одного и того же потока мыслей с незначительными изменениями и без какого-либо результата. Так перед страхом смерти или финансового краха многие растрачивают свою энергию, заранее готовя себя и своих близких к беде. Однако им не следует опережать события, ведь мир управляется абсолютной справедливостью, и никто не может причинить им вред, за исключением тех, кто действует как инструмент в руках Закона; и человек получает в своей жизни только то, что заслужил своей прошлой кармой, и надо приучить свой ум полагаться на Справедливый Закон и принимать все с радостью.
Мудрый человек не станет обижаться на кого-либо за его слова или поступки и терять из-за этого свое спокойствие, ведь он понимает, что язвительное замечание, даже высказанное умышленно, никак не сможет ему повредить, если только он по неразумию своему не позволит себе оскорбиться и потерять, таким образом, контроль над своими проводниками.
Стоит ли жизнью своей рисковать,
Коль грубиян вас начнет задирать?
Нет уж, обидеть меня он не сможет,
Скромный же парень мне только поможет.
В:Является ли ускорение нашей эволюции, единственным преимуществом, которое мы получаем от подчинения себе своего ума и эмоций и экономного использования своей энергии?
О:Конечно, нет. Кроме ускорения своей эволюции, мы также учимся приносить пользу другим людям, избегаем причинения им вреда и учимся творить добро. Например, когда человек сердится, он не только способствует формированию у себя дурной привычки и травмирует себя, но и излучает вокруг себя вибрации гнева, сильно воздействуя на тех, кто, возможно, пытается побороть свою раздражительность (хотя гнев его может быть связан с кем-то или чем-то другим).
Каждый раз, посылая волну гнева, человек пробуждает аналогичные вибрации в других или усиливает их.
В результате он значительно усложняет саморазвитие своему ближнему, но сдерживая свои эмоции и распространяя вокруг успокаивающие вибрации, он может оказать большую помочь своему ближнему на пути. Так мы осознаем свою ответственность за каждую свою нечистую или недобрую мысль, которая, распространяясь, способствует нравственному разложению других людей. Тысячи людей носят в себе семена зла, которые могут никогда не прорасти и погибнуть, если их не подкармливать; но когда мы допускаем порочные мысли, их вибрации могут пробудить в ком-то эти семена зла, которые заставят человека совершить дурные поступки и, тем самым, серьезно повлиять в будущем на тысячи других людей. К счастью, то же самое можно сказать и о хороших мыслях, ведь человек с такими мыслями может уподобиться солнцу, излучающему любовь, покой и мир, причем эта величественная сила доступна всем — и богатым и бедным.
В:Что делать человеку, которому, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось подчинить себе свои страсти и мысли?
О:Чтобы ответить на этот вопрос, нужно применить такой подход. Если отрицательное качество или привычка в нас имеют определенную силу, то это значит, что мы не пытались нейтрализовать ее, а позволили ей накопиться, в результате с ней теперь трудно справиться. Это значит, что в одном мы облегчаем свое продвижение, а в другом — затрудняем (но не делаем свое продвижение невозможным). Но даже если мы на протяжении нескольких жизней накапливали такую энергию, это время является ограниченным, а запас энергии — конечным. Если мы осознаем свою ошибку и решим избавиться от этой привычки, то на это придется потратить такое же усилие, но направленное в противоположном направлении. Конечно, потребуется терпение, потому что невозможно мгновенно избавиться от того, что накапливалось в течение многих жизней, но душа может бесконечно вырабатывать положительную энергию, и несмотря на возможные неудачи, мы будем постепенно снижать потенциал негативной энергии до полного ее истощения.
В:Как можно использовать знания о силе мысли, чтобы помогать другим?
О:Можно преднамеренно создавать мыслеформы и направлять их на помощь другим людям. Это одно из направлений деятельности тех, кто посвящает свою жизнь служению человечеству. Необходимо постоянно представлять себе человека таким, каким мы хотели бы его видеть, поскольку созданный образ будет оказывать на него сильное воздействие и будет стремиться помочь человеку вибрировать в гармонии с созданной мыслеформой. Думая о своих друзьях, нужно сосредоточиться на их положительных качествах. Стараясь помочь человеку избавиться от того или иного недостатка, представляйте человека не с недостатком, который необходимо убрать, а с противоположной ему добродетелью, потому что мысли о каком-либо качестве повышают его колебания и, таким образом, усиливают его.
Из этого следует, что привычка сплетничать или злословить, которая является бездумным приобретением стольких людей, является большим грехом, потому что во время таких разговоров они направляют свои мысли не на положительные качества людей, а на их сомнительные пороки. Вот что говорит о сплетнях один из Учителей:
«Когда вы думаете о пороках другого, вы в то же время совершаете три греховных поступка:
1. Вы наполняете окружающее пространство дурными мыслями вместо хороших, умножая печали мира.
2. Если в нем действительно есть тот порок, о котором вы думаете, то этот порок лишь усиливается и укрепляется; и ближнему вашему становится от этого только хуже, а не лучше. Но чаще всего этого порока нет, он надуман вами; и тогда своими мыслями вы вводите ближнего своего в искушение; и если он еще не достиг совершенства, из-за вас он может стать таким, каким вы его себе представляли в своих мыслях.
3. Ваш собственный ум наполняется дурными мыслями вместо хороших; и, таким образом, вы препятствуете своему собственному росту и становитесь для тех, кто видит, уродливым и жалким зрелищем, теряя всю красоту и привлекательность».
В:Но как помочь человеку освободиться от алкогольной зависимости или раздражительности?
О:Прежде всего, необходимо думать о помощи тем, кого мы любим и кому хотим помочь. Необходимо мысленно удерживать перед ними их идеальный образ и изо всех сил желать, чтобы они достигли этого идеала. Зная об определенном недостатке в характере человека, следует думать не о нем, а о противоположном ему качестве, посылая человеку свои мысленные образы соответствующей добродетели. Если мы хотим помочь человеку, пристрастившемуся к алкоголю, необходимо, прежде всего, выбрать такое время, когда его ум ничем не занят, например, перед сном; еще лучше, если этот человек будет уже спать. Затем мы должны сесть и отчетливо представить его себе сидящим напротив, после чего сосредоточиться на этом образе и медленно передавать ему все свои мысли, которые мы хотим донести до человека в виде четких мысленных образов, как если бы это были наши аргументы. Можно нарисовать перед ним яркую картину болезней и несчастий, к которым приводит пьянство, и последующего нервного расстройства с неизбежным печальным финалом. При этом не нужно пытаться руководить действиями человека; нужно убедить его разум, пробудить и очистить его эмоции. Если во время такой работы человек спит, он сам создаст перед нами свой образ, но успех зависит от сосредоточенности и устойчивости нашей мысли, а также от ментального состояния человека в этот момент; однако если он будет занят своими собственными мыслями, наша мыслеформа будет ждать благоприятной возможности и выполнит свою задачу, когда истощится его мысленный поток.
Помощь раздражительному человеку оказывается аналогичным образом; на его ум необходимо воздействовать мысленными образами неприятностей, связанных с потерей самообладания; после этого необходимо пожелать человеку мира и покоя и оказать на него сильное успокаивающее воздействие.
В:Имеют ли какое-нибудь значение молитвы о здравии и упокоении?
О:В главе VI уже говорилось о воздействии молитв о здравии и упокоении. Посланное человеку сильное пожелание добра остается рядом с ним в виде мыслеформы, которая служит своеобразным защитным барьером, охраняя его от зла, причем продолжительность действия такого барьера зависит от силы мысли-источника.
Иногда физический мозг человека может быть закрыт для нас из-за его предрассудков или религиозного фанатизма, но мы всегда можем помочь ему через его астральное и ментальное тела.
Помощь, оказываемая нашей молитвой другим людям, зависит, главным образом, от сосредоточенности и интенсивности молитвы, хотя в некоторых случаях молитвы пробуждают внимание сверхчеловеческих разумов, которые сами начинают помогать.
Примеры исцеления разума с помощью молитвы и внушения демонстрируют силу мысли даже на физическом плане; а на астральном и ментальном планах ее применять гораздо легче, поэтому на улице, в трамвае или автобусе мы можем использовать ее, чтобы помочь тем, кто погружен в печаль или меланхолию. Посылка мыслей об утешении и покое может помочь; нам трудно поверить, что мы вообще оказываем какое-то воздействие и помогаем своими мыслями, но у того, кто постоянно выполняет такую работу, имеются убедительные доказательства ее эффективности.
Отсутствие физического тела у человека, которому мы хотим помочь, не только не препятствует действию мысли, а, наоборот, облегчает нам работу, потому что нам не нужно тратить энергию на возбуждение вибраций в плотной физической материи, чтобы достичь его бодрствующего сознания, как это происходит в случае с живым человеком. Поэтому своими мыслями или молитвами мы можем помочь, ободрить, утешить или успокоить отошедших, как указывалось в главе VI.
Кроме того, необходимо упомянуть о существовании силы коллективной мысли или молитвы, направленной на помощь одному и тому же объекту. Особые ордена римской католической церкви, а также индуистские и буддийские отшельники распространяют по миру возвышенные и благородные мысли, оказывая неоценимую услугу всему человечеству.
В:Можем ли мы помогать мыслью, когда сами находимся вне физического тела во время сна?
О:Когда наши физические тела спокойно спят, мы можем очень эффективно работать. Освободившись на время от бремени физического тела, мы только увеличиваем силу воздействия своих мыслей. Во время сна обычный человек погружается в то, что его больше всего интересует в состоянии бодрствования, и не раз удачное решение важного вопроса приходило тогда, когда откладывалось до утра. Перед сном необходимо еще раз вспомнить о проблеме, которую необходимо решить; в проблему не следует вникать, достаточно просто сформулировать ее и погрузиться в сон. Мыслитель займется ее решением после того, как выйдет из физического тела, и запечатлеет решение в уме, хотя желательно иметь под рукой бумагу и карандаш, чтобы, проснувшись, сразу зафиксировать свои впечатления.
Точно также во время сна мы можем помочь своему другу, живому или усопшему. Достаточно представить его в уме перед сном и твердо решить найти его и помочь ему.
Мысленный образ приведет его к нам, и мы сможем общаться с ним в астральном мире. В состоянии бодрствования мы можем помочь любому человеку, пребывающему в печали или страданиях, создав сильный мысленный образ этого человека и направив в его сторону мощный поток сострадания, любви и силы; ночью же мы можем сами направиться в астральном теле к страдающему человеку и вместо простого утешения можем оказать действенную помощь, основанную на точных сведениях. Однако для этого необходимо ложиться спать в состоянии полного спокойствия, а мысли о друге не должны пробуждать никаких эмоций, поскольку такие эмоции могут вызвать вихрь в нашем астральном теле, который либо отпугнет друга, либо помешает выходу наших ментальных вибраций. Таким образом, мы способны оказать весьма существенную помощь другим людям как астральные помощники, хотя после пробуждения, скорее всего, так ничего и не вспомним.
Еще одна возможность творить добро с помощью силы мысли в плотном или тонком теле заключается в помощи добрым идеям или общественным движениям, полезным для всего человечества. Мы можем помочь, вдохновить или дать совет тем людям, которые вряд ли стали слушать нас на физическом плане. Таким образом, мы можем предложить прогрессивные идеи министрам и политикам, поэтам и священникам, журналистам и художникам, и даже предложить сюжет романа писателю и новый вариант благотворительной деятельности филантропу.
В:Можно ли силой мысли воздействовать на физическую материю? Как наши мысли воздействуют на здоровье физического тела?
О:За последнее время вышло немало трудов о воздействии мыслей на физическое тело, поскольку болезни и вызываются, и излечиваются мыслью. Замечено, что во время эпидемий больше всего шансов заболеть оказывается у тех, кто постоянно думает о болезни.
Более того, именно с помощью силы мысли гипнотизеры направляют пациенту, страдающему от нервного истощения, свою жизненную энергию, или Прану, полностью восстанавливая, таким образом, его физическое здоровье.
Существуют самые различные методы использования мысли для лечения физических заболеваний на систематической основе. Можно, например, наполнить свой ум мыслями о здоровье, мысленно представлять свой организм здоровым и крепким, или использовать лечение внушением, при котором помощь приходит через сильную веру человека. Можно также погрузиться в тишину своего внутреннего мира, соединиться с Божественным и наполниться от Него силами и здоровьем. Однако есть вещи более важные, чем физическое здоровье; конечно, нам не следует думать о боли и болезнях, но мысли о здоровье также отнимают нашу ментальную энергию, которую можно было бы использовать на достижение более возвышенных целей.
Кроме того, важно помнить, что находящиеся вокруг нас неодушевленные предметы пропитываются мыслеформами, которые мы постоянно излучаем, так что даже стены и картины в нашей комнате отражают характер наших мыслей и чувств. Мы бессознательно магнетизируем стол, стул и все остальные окружающие нас предметы своими сильными повторяющимися мыслями, и эти предметы заряжаются силой передавать такие же мысли другим людям, которые оказываются в их поле действия. Так, одна тюремная камера была настолько пропитана мыслью о самоубийстве, что все попавшие в нее узники один за другим лишили себя жизни. Действие некоторых видов талисманов и амулетов основано на том же принципе: с помощью сосредоточенной мысли талисманы напитываются определенными видами вибраций.
Неправедная мысль также быстро вводит во зло, как и мысль праведная — во благо; сила мысли, доступная богатым и бедным, старым и молодым, может причинять боль и исцелять, беспокоить и утешать. Таков Закон Мысли, таковы его сила и воздействие, и счастлив тот, кто применяет его разумно.
ГЛАВА VIII. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ
Вопрос:Что понимается под Эволюцией жизни?
Ответ:Слово «эволюция» происходит от латинского глагола «evolvere», «разворачиваться», которое используется для обозначения развития высших форм из низших. По определению Герберта Спенсера, «эволюция — это превращение однородного в разнородное, простого в сложное». Как утверждал Чарльз Дарвин, вся природа находится в процессе эволюции: низшие формы уступают место высшим, простые — более сложным, как бутон становится цветком, а цветок — плодом.
Однако доктрина эволюции не ждала, пока Дарвин найдет слова для ее выражения, хотя ему необходимо отдать должное за то, что он предложил научный взгляд на эволюцию. Наука и Религия соединяются в словах, которые принадлежат одному персидскому мистику: «Бог спит в минералах, видит сны в растениях, просыпается в сознании животных и самосознании человека и окончательно пробуждается в божественном сознании человека совершенного». Перед теми, кто хорошо знаком с эзотерическими учениями любой религии, открываются различные грани истины, которые пока не доступны современной науке, но если бы наука и религия объединили свои усилия, прогресс человечества значительно бы ускорился.
Наиболее осязаемым проявлением Единого Бытия является то, что мы называем материей. Существует два полюса в проявлении: форма, или полюс материи, с одной стороны, и жизнь, или полюс Духа, с другой.
Они представляют собой два противоположных аспекта одной Вечной Жизни, и процесс эволюции заключен в жизни в двух ее аспектах, который сначала направлен вовне, к многообразию, а по достижении предела многообразия устремляется внутрь, чтобы воссоединить разнообразные отдельные элементы в могущественное и обогащенное единое целое. Жизнь, направленная вовне, стремится к многообразию, и о ней можно сказать, что она стремится к полюсу материи; жизнь, устремленная внутрь, ищет единения, и о ней можно сказать, что она стремится к полюсу Духа.
Предложенный дарвинистами Закон Эволюции с научной точностью демонстрирует постепенное совершенствование форм, в основе которого лежит повсеместное присутствие Протоплазмы — физической основы жизни. В низших формах животной жизни эта протоплазма недифференцирована и представляет собой однородную желеподобную массу, однако в высших формах она представлена в виде клеток, имеющих различные формы, размеры и функции. Животный мир разделен на отряды и т. д. в зависимости от относительной сложности рассматриваемых структур. Такая классификация указывает на то, что чем совершеннее жизнь, тем изощреннее ее форма функционирования.
Последние достижения эмбриологии свидетельствуют в пользу самой Эволюции, поскольку она указывает на то, что в своем развитии все животные формы проходят последовательно через весь диапазон низших видов. В момент оплодотворения яйцеклетка состоит из одной единственной клетки, которая начинает быстро размножаться делением, и именно на протяжении этих последовательных стадий развития начинается формирование различий, которые впоследствии приводят к появлению всего бесчисленного разнообразия существующих форм. Однако исследование эмбрионов различных животных свидетельствует о том, что все они по очереди проходят через одни и те же стадии. Другими словами, сравнение эмбрионов рыбы, птицы, теленка и человека свидетельствует о том, что первичные стадии, через которые все они проходят, абсолютно идентичны, причем признаки низших и эволюционно менее развитых форм постепенно исчезают один за другим, прекращая дальнейшее развитие, как бы выпадая из стандарта расы, пока, наконец, не остается лишь человеческий эмбрион, являющийся в данном случае конечным звеном цепочки. Это так называемая теория рекапитуляции, суть которой сводится к тому, что в процессе своего индивидуального развития каждое животное повторяет важнейшие этапы эволюции своих предков за тысячелетия.
Правильным определением эволюции можно считать «изучение эволюционирующих форм в процессе пробуждения сознания». Наука изучает только эволюционирующие формы в рамках Закона Эволюции, в то время как теософия изучает и развитие жизни в соответствии с Законом Перевоплощения, поскольку один закон дополняет другой, и оба эти закона необходимы для полного понимания жизни.
Таким образом, хотя с научной точки зрения эволюция — это просто постепенное превращение простых организмов в более сложные, на самом деле этим организмам суждено выражать постепенное совершенствование в них Высшего Бытия, которое стремится к проявлению во вселенной. Здесь важно помнить, что существует эволюция не только формы, но и жизни. На самом деле, эволюция жизни стоит на первом месте, а формы эволюционируют и становятся совершеннее, главным образом для того, чтобы обеспечить адекватные проводники совершенствующейся жизни. В процессе эволюции Высшее Бытие все глубже и глубже проникает в материю, чтобы через нее получить определенные вибрации, недоступные Ему напрямую. Эти внешние вибрации или воздействия пробуждают соответствующие колебания внутри Высшего Бытия, и Оно учится реагировать на них, а впоследствии и генерировать их изнутри, развивая свои скрытые духовные силы.
Итак, смысл эволюции заключается в том, что эволюционирующее Высшее Бытие переходит из одной формы в другую и накапливает опыт, полученный Им за время пребывания в этих формах, пока первичный зародыш жизни не станет совершенным образом Бога.
В:Что является движущей силой эволюции?
О:Этой движущей силой является Высшее Бытие, которое сходит в материю (инволюционирует), прежде чем начать восхождение, создавая различные сложные организмы, причем весь этот цикл можно разделить на два этапа: постепенное схождение в более плотную материю, т. е. инволюция; после чего начинается постепенное восхождение с освобождением от плотных проводников, или эволюция. Однако для того чтобы это понять, необходимо рассмотреть концепцию Трех Великих Истечений.
В:Что такое Три Великие Истечения?
О:Импульсы, создающие семь взаимопроникающих миров с их компонентами из океана межзвездного пространства (см. главу II), посылаются Третьим Логосом, Брахмой, и называются Первым Великим Истечением или Первой Волной Жизни.
Действуя через свою Третью Ипостась, Он направляет в колоссальную сферу своей деятельности последовательные силовые импульсы. Первый импульс создает в этой сфере огромное количество крошечных вихрей, каждый из которых притягивает к себе сорок девять пузырьков и строит их определенным образом. Полученные таким образом скопления пузырьков являются атомами второго из взаимопроникающих миров. Однако не все пузырьки попадают в такие скопления; достаточная часть пузырьков остается в свободном состоянии, чтобы стать атомами первого или высшего из упомянутых миров. В сужденное время приходит следующий импульс и захватывает с собой почти все атомы, состоящие из сорока девяти пузырьков, оставляя ровно столько пузырьков, сколько необходимо для образования атомов для второго мира. Затем он втягивает в себя захваченные атомы и вновь выбрасывает их в пространство, создавая из них вихри, каждый из которых удерживает в себе уже 492 или 2401 пузырек. Из них образуются атомы третьего мира. Следующий импульс аналогичным образом захватывает почти все атомы, состоящие из 2401 пузырька, придавая им первичную форму, и вновь выбрасывает их вовне, на этот раз как атомы четвертого мира, имеющие в своем составе 493 или 49×2401 пузырьков. Этот процесс повторяется для атомов пятого или ментального плана, состоящих из 494 или 2401×2401 пузырьков, шестого или астрального плана, состоящих из 495 или 49×2401×2401 пузырьков, и седьмого или физического плана, состоящего из 496 или 2401×2401×2401 пузырьков, плюс определенное количество пузырьков из-за особого строения физических атомов.
Таким образом, эта огромная Волна Жизни, посланная Логосом, распространяется по всей солнечной системе и распадается на бесконечное количество фрагментов, подобно спокойному течению реки, которое, низвергаясь в пропасть, распадается на мириады отдельных капель — чтобы стать атомами жизни, которые называются материей. Не существует ни одного атома, ни одной частички материи, в жизни которой не была бы проявлено Высшее Бытие. В мире нет ничего безжизненного. Поэтому то, что наука называет материей, на самом деле является духоматерией, проявлением Духа, и из этой живой материи состоят миры. Материя является необходимым проводником для проявления Духа; они не могут существовать друг без друга, а Высшее Бытие становится Духом, только когда одухотворяет материю.
После создания атомов всех семи планов Третий Логос создает подпланы каждого мира. Атомы каждог<