Глава vii. сила мысли, ее действие и использование
Вопрос:Что такое мысль, и как она проявляется?
Ответ:Мысль — это изменение в сознании, соответствующее характеру движения материи ментального плана. Существует Манас, Мыслитель, который думает или знает, а ум является его инструментом накопления знаний, органом сознания в его аспекте познающего. Мы видим окружающие объекты, когда световой эфир, распространяющийся в виде волн от этих объектов, достигает наших глаз; когда мы думаем о том или ином объекте, эфир мысли, т. е. материя ментального плана в виде волн движется от этого объекта к нашему уму. К тому же, мы не только сами создаем упомянутые волны, но и воспринимаем своим ментальным телом мысленные волны других людей, которые влияют на изменение его организации; а в процессе конкретного мышления мы снова испытываем воздействие исходных мыслеволн.
В главе III мы уже говорили о том, что человек имеет тела (проводники), соответствующие взаимопроникающим мирам нашей солнечной системы; его астральное тело — это тело желаний, страстей и эмоций, а его ментальное тело служит для выражения мыслей. По наблюдениям ясновидящих, именно в материи ментального тела мысль впервые проявляет себя в виде вибрации, которая воздействует на тонкую материю так же определенно, как пар или электричество воздействует на физическую (плотную) материю.
Силы более тонких видов материи, реагирующие на воздействие человеческих мыслей и эмоций, имеются в распоряжении каждого человека, богатого и бедного, молодого и пожилого. Но хотя сила эта есть у всех, разумно использовать ее умеют пока немногие. Обладание ею накладывает на человека ответственность, и, тем не менее, большинство людей из-за своего невежества применяют силу мысли неправильно, что вместо замечательных возможностей для развития приносит неумышленный вред не только им самим, но и окружающим.
В:Что говорится о силе мысли в священных писаниях различных религий?
О:В писании индусов читаем: «Одними только мыслями приводится во вращение колесо жизни; пусть человек стремится к очищению своих мыслей; о чем человек думает, тем он и становится». «Каковы мысли в душе его, таков и он», — говорил мудрый царь Израиля. Будда говорил, что «мы таковы, какими сделали нас наши мысли». Чистота (мыслей, слов и поступков) является лейтмотивом зороастризма; «Чистота», — говорится в одной из священных книг, — «это величайшее благо», причем чистота слов и поступков определяется прежде всего чистотой мыслей. «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею с сердце своем», — это слова Христа, который говорил также: «Кто ненавидит брата своего, совершает убийство».
Реальность мысли проявляется двояко, прямо и косвенно. Любой признает косвенное действие мысли, ведь очевидно, что прежде чем что-то совершить, человек должен сначала подумать, и что мысль является движущей силой поступков, так же как вода служит движущей силой водяной мельницы. Но большинство людей не задумываются над тем, что мысль оказывает и прямое воздействие на материю, и независимо от того, реализует человек свои мысли в словах и поступках или нет, они сами по себе приводят к определенным последствиям. К тому же, поскольку мысли порождают поступки, человек может использовать силу мысли, чтобы изменить свой характер, а вместе с ним и свою судьбу.
В:Какие воздействия оказывает мысль?
О:Все воздействия можно объединить в две группы: воздействия на человека и внешние воздействия. Можно назвать следующие воздействия мыслей на человека: во-первых, воздействие на его ментальное тело, т. е. привычка повторять какую-нибудь мысль; во-вторых, воздействие на два других проводника, астральное и каузальное тела, которые окружают ментальное тело снизу и сверху, которое выражается в разной степени плотности их проявления, т. е. в астральном теле временно появляются эмоции, а в каузальном теле постоянно наращиваются качества Эго.
Внешнее воздействие мыслей проявляется в виде мыслеволн и мыслеформ.
В:Расскажите, пожалуйста, более подробно о воздействии мыслей на самого человека.
О:Прежде всего, в ментальном теле вырабатывается привычка повторять определенные мысли. Хотя ментальное тело состоит из разных видов материи, каждый из которых характеризуется определенной частотой колебаний, и на которые он реагирует, сильная мысль заставляет все ментальное тело колебаться с одной частотой, и если человек приучит свое ментальное тело к определенной частоте вибраций, оно с легкостью научится воспроизводить ее и выработает привычку повторять эту конкретную мысль. К тому же ум, наполненный определенными мыслями, действует как магнит, притягивая подобные мысли других людей и усиливая начальное воздействие. Например, даже одна благородная мысль делает человека центром, к которому другие благородные мысли притягиваются сами по себе, и его разум получает помощь и укрепляется такими мыслями извне, поэтому человек получает больше, чем отдает.
Во-вторых, воздействие оказывается на астральное и каузальное тела. Колебания в одном виде физической материи передаются другому, более или менее плотному. К примеру, ветер вызывает волнение поверхности моря, а землетрясение порождает могучую океанскую волну. Аналогичным образом, вибрации плотной материи астрального тела, т. е. эмоции, могут вызвать колебания более тонкой материи ментального тела, т. е. соответствующую этой эмоции мысль; и наоборот, движение в ментальном теле может оказывать воздействие на более плотную материю астрального тела, и тогда мысль вызывает эмоцию в астральном теле. Таким образом, человек, который предается мыслям о том, что (по его мнению) с ним поступили неправильно, может легко довести себя до гнева, в то время как спокойные мысли могут сдержать гнев.
Кроме того, вибрации ментального тела оказывают воздействие и на более тонкое каузальное тело, и таким образом ставшие привычными мысли формируют качества самого Эго. В главе V, «Карма», уже говорилось о том, как мысли человека формируют его характер. Качества, формирующие характер личности, т. е. характер, который в свою очередь формируется каждой личностью Эго в проявлении, обучаясь и подвергаясь внешнему воздействию, и который проявляется в его ментальном теле, вбираются каузальным телом и становятся постоянными чертами характера индивидуальности; и человек возвращается на землю с этими обновленными качествами.
Итак, говоря о воздействии мысли на самого человека, мы можем отметить, что, во-первых, мысли стремятся к повторению и формируют привычку, а, во-вторых, они не только временно воздействуют на эмоции, но и навсегда входят в характер. Еще один вид воздействия силы мысли на человека, а именно, воздействие эгоцентричных мыслей, будет рассматриваться при обсуждении вопроса о мыслеформах.
В:Теперь расскажите, пожалуйста, о внешнем воздействии мысли в виде мыслеволн.
О:Перед взором ясновидящего мысль предстает в виде вибрации в ментальном теле, которая может быть простой или составной. Если она относится исключительно к сфере интеллекта, когда, например, человек с ее помощью разрешает философскую или математическую проблему, возникающая вибрация будет ограничена ментальным миром; если же эта мысль характеризуется духовностью и окрашена любовью, возвышенным устремлением или бескорыстным чувством, вибрация достигнет высших сфер ментального плана или даже буддхического плана, и она будет чудесной и чрезвычайно сильной. Однако большинство человеческих мыслей являются составными. Абсолютно чистые мысли, конечно, существуют, но очень часто к ним примешивается гордыня или эгоизм, ревность или низменные страсти; поэтому если мысль находится под влиянием корыстных желаний, ее вибрации направляются вниз, а большая часть ее энергии расходуется в астральном мире. Таким образом, существует, по крайней мере, два вида вибраций: один в астральном мире и другой — в ментальном; мыслеволна является составной, а мыслеформа имеет несколько цветов вместо одного.
Итак, внешнее воздействие мысли проявляется в виде мыслеволны — простой или составной, в зависимости от характера мысли — в море одной только ментальной материи или в ментальном или астральном мирах подобно волнам от брошенного в озеро камня. Эти колебания, действующие на определенных уровнях, подобно световым или звуковым колебаниям физического мира, распространяются во всех направлениях и, удаляясь от источника, постепенно ослабевают. Мыслеволны воздействуют не только на море окружающей ментальной материи, но и на находящиеся в нем другие ментальные тела. Вибрации от взятой ноты на одном рояле, отзвучат той же нотой на другом рояле, настроенном в унисон. Так и вибрация мысли, рожденной в одном ментальном теле, распространяется в ментальной материи и стремится воспроизвестись в другом ментальном теле, т. е. пробуждает в нем мысль, подобную посланной мысли; другими словами, мысли заразительны.
Cила излучения распространяется, главным образом, на один из четырех нижних подпланов ментального мира, а эгоцентричные мысли человека являются колебаниями низшей сферы этого мира, причем из-за неразвитости ментального тела его высшие сферы не пробуждены.
Предел распространения мыслеволны, а также сила и продолжительность ее воздействия на ментальные тела других, зависят от силы и чистоты мысли, причем мыслитель находится в том же положении, что и оратор, который приводит в действие звуковые волны, распространяющиеся в воздухе во всех направлениях и на расстояние, которое определяется чистотой и силой его дикции. Таким образом, сильная мысль передается на значительно большее расстояние, чем слабая или нерешительная мысль, однако чистота и четкость мысли важнее ее силы. К тому же, как беспечность приводит к тому, что человек слушает, но не слышит, так и сильная мыслеволна может не отозваться в уме человека, погруженного в мысли иного рода.
Такая мыслеволна отражает характер передаваемой мысли, а не ее содержание, и поэтому ее легко адаптировать. Она может точно воспроизвестись, когда находит объект, готовый всесторонне на нее отозваться, и оказать лишь определенное воздействие на те мысли, которые двигаются в том же направлении. Когда религиозные вибрации, исходящие от индуса, который погружен в молитву, обращенную к Шри Кришне, попадают в астральное и ментальное тела другого вайшнава, они пробуждают в нем идентичные мысли и чувства, но, воздействуя на мусульманина или христианина, могут подтолкнуть их к мысленному обращению к Аллаху или Христу (или Деве Марии) соответственно; и даже прикоснувшись к ментальной оболочке материалиста, которому не знакомо религиозное чувство, они окажут на него облагораживающее воздействие, пробудив в высших сферах его ментального тела хоть какое-то движение материи, однако они не могут вызвать непривычные для такого человека вибрации. Таким образом, человек, погруженный в возвышенные мысли, выполняет миссионерскую работу, хотя и не сознает этого.
С другой стороны, когда человек думает о ком-то с ненавистью и злобой, его мысленная волна может вызвать подобные ощущения и в других людях; эти люди могут оказаться случайными прохожими, и поэтому они не будут его разделять, однако вибрации ненависти пробудят в них подобную эмоцию в отношении совершенно другого человека. Под воздействием таких мыслей люди иногда совершают убийства, в этом случае источнику ненависти придется разделить кармическую ответственность с тем, кто нанес смертельный удар.
В:Каким видит астральное тело обычного человека вместе с его страстями и желаниями ясновидящий?
О:Астральное тело обычного человека, в средней степени закрепощенного пороками, импульсивностью и страстями, выглядит как вращающаяся в вихре масса. Вместо четких полос разных цветов, которые в идеале должны перемещаться по поверхности астрального тела, можно заметить пятьдесят или шестьдесят вращающихся с большой скоростью небольших вихрей, каждый из которых из-за огромной скорости вращения образует крепкий узел, наподобие бородавки. Астральное тело усеяно этими непрекращающимися вихрями; они не позволяют человеку ясно и четко думать; из-за них большинство человеческих мыслей довольно расплывчаты, а чувства неопределенны и неоднозначны.
Анализ причин появления этих вихрей свидетельствует о том, что все они возникают в результате небольших эмоциональных взрывов, мелких беспокойств или мелкого чувства обиды, ревности, зависти и иногда даже ненависти, которые человек пережил в течение последних сорока восьми часов, потому что именно столько времени такие чувства сохраняют свою активность. Если же человек постоянно повторяет одну и ту же мысль относительно какого-то человека, то в определенном месте его астрального тела образуется вихрь гораздо больших размеров, который к тому же и сохраняется значительно дольше. Более того, если эта мысль пронизана гневом, вихрь на поверхности астрального тела сохранится несколько дней, даже если человек через десять минут забудет о своей временной вспышке гнева или подумает, что она полностью прошла. Эти вихри постепенно исчезают, но на их месте появляются новые; девять человек из десяти, когда речь идет об обычных людях с улицы, бессознательно поддерживают их количество примерно на одном и том же уровне, и их астральные тела постоянно покрыты этими уродливыми бородавками, которые не дают им нормально думать и чувствовать.
С точки зрения психической энергии, все эти вихри можно сравнить с открытыми ранами, через которые из человека непрерывно уходит сила воли; поэтому человеку, желающему сохранить свои силы и использовать их на благие дела, необходимо избавиться от всех этих ран и поддерживать свои астральное и ментальное тела в абсолютном покое, а для этого следует владеть собой и избегать мелких неприятностей, нежелательных мелочных чувств и мыслей.
В:Расскажите о втором аспекте внешнего воздействия мысли.
О:Вторым аспектом внешнего воздействия мысли является создание определенных мыслеформ.
Ментальное и астральное тела заняты главным образом созданием мыслеформ. Каждая мысль порождает в материи ментального тела соответствующие вибрации, которые сопровождаются чудесной игрой цвета, и под воздействием этого импульса тело выбрасывает в пространство часть своей вибрирующей материи, форма которой определяется характером изначальных колебаний. Эта часть материи собирает вокруг себя аналогичную материю из окружающей нас начальной ментальной субстанции, в результате чего создается одноцветная мыслеформа, если мысль была простой. Но когда энергия человека направлена на внешние объекты его желания или выражение его страстей и эмоций, она воздействует на материю не ментального, а астрального тела (или тела желаний). Поэтому, когда в человеке пробуждаются страсти или когда его захлестывают волны эмоций, его астральное тело приходит в сильное возбуждение, которое сопровождается пронизывающими его характерными цветовыми вспышками. В результате астральное тело становится источником сущностей второго вида, строение которых сходно со строением простых мыслеформ, но их распространение ограничено астральным планом; они создаются Кама-Манасом, или разумом, находящимся во власти желаний. Под воздействием вибрации астральное тело выбрасывает в пространство часть вибрирующей материи, форма которой также определяется характером вибраций; к этой материи притягивается начальная астральная субстанция. Тело такой мыслеформы состоит из начальной субстанции астрального плана, а его душой является породившее его желание или страсть, в то время как сила такой мыслеформы будет пропорциональна количеству ментальной энергии, соединенной с энергией желания или страсти. Эти мыслеформы второго вида являются наиболее распространенными, поскольку у обычных людей весьма редко бывают мысли, не окрашенные желаниями, страстями или эмоциями.
В первичной субстанции, о которой говорится в главе VIII в связи со Вторым Истечением Жизни, в этой странной полуразумной жизни вокруг нас, трудно выделить устойчивые или постоянные формы. Материя астрального и ментального миров, независимо от того, какая душа создает себе из нее проводник, является живой благодаря этой начальной субстанции — удивительной форме жизни, которая является очень чувствительной, преисполненной жизни, но не имеет индивидуальности. Воздействие электрического тока на молекулы воды позволяет получить лишь смутное представление о жизненной силе и энергии материи ментального и астрального планов при оживляющем воздействии на нее начальной субстанции первого, второго и третьего видов. Эта оживленная материя находится как бы в «критическом состоянии», и при воздействии на нее вибрации мысли она сразу становится частью мыслеформы. Таким образом, она легко реагирует на воздействие человеческих мыслей и чувств, которые получают временный проводник из этой оживленной материи. Такая мысль на некоторое время становится живым существом, душой которого является сила мысли, а телом — оживленная материя; это существо называется мыслеформой или искусственным элементалом. Мыслеформа является живым существом, которое стремится выполнить намерение мыслителя, но не обладает ни самосознанием, ни способностью ощущать боль или наслаждение. Существуют мыслеформы самых различных цветов и очертаний, поскольку каждая мысль притягивает к себе материю, наилучшим образом подходящую для своего выражения, и устанавливает в ней колебания, аналогичные ее собственным. В зависимости от типа и качества мысли мыслеформа может состоять из ментальной или астральной субстанции. Мыслеформы могут быть мгновенными или сохраняться на протяжении нескольких часов, месяцев или лет. Вот почему в классификации обитателей невидимых миров они попадают в категорию элементалов. В основе создания всех мыслеформ лежат четыре общих принципа:
1. Качество, или характер, мысли определяет цвет.
2. Характер мысли определяет форму.
3. Четкость мысли определяет точность и ясность очертаний.
4. Устойчивость и сила мысли определяют продолжительность существования и размеры мыслеформы.
Цвета мыслеформ говорят о характере мысли и имеют то же значение, что и цвета тел человека, описание которых дано в главе III.
По сравнению с мыслеволной мыслеформа имеет более ограниченное действие и большую точность. Мыслеформа не может воздействовать на такое же количество людей (что и мыслеволна); на самом деле, она может воздействовать на человека только в том случае, если он вибрирует в гармонии с энергией, одушевившей эту мыслеформу; но когда такое воздействие оказывается, в ментальном теле другого человека создается не просто подобная мысль, а точно такая же мысль. Мыслеволна может оказать воздействие на тысячи людей и пробудить в них мысли того же уровня, что и изначальная, но ни одна из этих новых мыслей может не совпасть с ней, в то время как мыслеформа, воздействуя лишь на одного или нескольких человек, точно воспроизводит посланную мысль.
В:Расскажите, пожалуйста, подробнее о классификации мыслеформ.
О:Все мыслеформы можно разделить на три группы.
I. Мыслеформы, принимающие образ мыслителя. Когда человек представляет самого себя в каком-то удаленном месте или очень хочет там оказаться, он создает мыслеформу по своему образу, который появляется в том самом месте и который нередко принимают за астральное тело этого человека.
II. Мыслеформы тех или иных материальных объектов. Когда человек думает, например, о своем друге, комнате, пейзаже или книге, в своем ментальном теле он создает крошечный образ своего друга, комнаты и т. д. Такой образ находится в верхней части ментального тела перед глазами человека и остается в таком положении все время, пока человек думает об этом предмете, а также еще некоторое время после этого, в зависимости от интенсивности и четкости мысли.
III. Мыслеформы, самостоятельно принимающие тот или иной облик и выражающие, таким образом, свои внутренние качества в материи, которую они к себе притягивают. Если мыслеформы первых двух групп можно сравнить с портретами или пейзажами, составленными из послушной астральной материи и имитирующими объекты физического плана, то мыслеформы третьей группы имеют очертания, присущие астральному или ментальному планам. Их, в свою очередь, можно разделить на три подгруппы:
1. Мысли, направленные на другого человека или группу людей.
2. Мысли, направленные не на других, а, главным образом, на самого мыслителя, т. е. эгоцентричные мысли.
3. Мысли, не никуда специально не направленные. Мыслеформы этих трех подгрупп проявляются в основном на астральном плане, поскольку многие из них выражают не только мысли, но и чувства. Вибрация мысли, связанной с личным желанием человека, направлена вниз и в дополнение к оболочке из ментальной материи строит свое тело из астральной материи, поэтому такая мыслеформа способна воздействовать не только на умы, но и на астральные тела других людей, а, следовательно, пробуждать в них как мысли, так и чувства.