Забота о теле и как должно кормить детей

О наставниках сказано достаточно. Теперь, на наш взгляд, надо смотреть на то, сколько заботы следует уде­лить твоему телу. Тело ребенка стремится сохранить в пос­ледующее время те привычки, которые оно усваивает. Поэтому надо наблюдать, чтобы ребенка не кормили слиш­ком изысканно, чтобы не разрешали ему спать или отды­хать более, чем необходимо. Мягкое воспитание, каковое мы называем снисходительностью, разрушает все силы души и тела. Надо избегать мягких перин; я бы не хотел, чтобы шелк облегал тело, иногда даже следует пользоваться грубой полотняной одеждой — от всего этого члены тела становятся крепкими и более выносливыми к труду. Так как ты от природы красивый ребенок, достойный скипет­ра, надо стремиться к тому, чтобы красоте отвечали жес­ты, чтобы в лице была сдержанность, чтобы не кривил рот, не высовывал язык, чтобы не изображал из себя пья­ного, не подражал грубости слуг, чтобы нос не задирал кверху, а глаза не опускал долу, шею не склонял на ту или другую сторону, чтобы не держал руки, как крестья­нин, и поза была достойной, а манера сидеть не вызыва­ла насмешки [...]. Итак, надобно при движении и в лю­бой позе соблюдать достоинство. К этому проявляли много внимания греки, так что даже издали закон о жестах, ко­торый назвали хирономия. Его одобрял Сократ, полагал среди гражданских добродетелей Платон, и Хрисипп не за­был в своих наставлениях о воспитании детей[454].

Не стоит пренебрегать также некоторыми состязаниями, но надо выслушать наставников в этом деле, чтобы тру­диться в них столько, сколько будет достаточно, дабы при­обрести и соразмерное строение членов тела, а заодно и его крепость. Ведь хороший телесный облик в детях зак­ладывает и хорошие основы старости. И так как правите­лю надлежит не раз участвовать в сражениях, мальчику, которого ожидают бразды правления, следует упражнять­ся в состязаниях [...]. В таком случае не будет неумест­но, чтобы ты, кому часто придется сражаться с турками, научился натягивать в детстве лук, метать пращу, пускать стрелу, бросать копье, бегать, прыгать, участвовать в охо­те, приобрести умение плавать. Послушай, что говорит Вергилий о детях италийцев:

Крепкий от корня народ, мы зимой морозной приносим

К рекам младенцев-сынов и водой закаляем студеной;

Отроки ухо и глаз изощряют в лесах на охоте,

Могут, играючи, лук напрягать и править конями[455].

Учиться тому, что можно делать честно, никак не по­зорно. Впрочем, я не запрещал бы мальчику игр, кото­рые не являются непристойными. Хвалю и одобряю игру в мяч с ровесниками. Есть еще игра в обруч, есть и дру­гие детские игры, которые не содержат в себе ничего позорного, их тебе иногда должны позволять наставники, чтобы таким способом сделать перерыв в работе и восста­новить бодрость. Детям не следует всегда предаваться на­уке и серьезным делам, и не надо возлагать на них без­мерные труды, от которых они падали бы обессиленные и к тому же задавленные тяжелым грузом, небезропотно воспринимали бы науку. Ведь и растения питаются водой, даваемой в умеренном количестве, а если в большем, то они погибают. Тебе надо знать, что жизнь наша разделе­на на две части — на занятия и отдых: к примеру, бодр­ствование — сон, мир — война, лето — зима, трудовые дни и праздничные, облегчением труда служит отдых. Стало быть, не надо ни чрезмерно перенапрягаться в тру­де, ни излишне предаваться досугу. Ибо недруги наук, по словам Платона, — чрезмерные труды и сон. [...]

7. Какие телесные удовольствия надо обуздывать

Впрочем, поскольку мы до сих пор рассуждаем относительно заботы о теле, следует привести на этот счет сжа­тое суждение Платона. Он желает уступать [желаниям] тела только для того, чтобы оно могло служить философии. Сказано, на наш взгляд, благоразумно, если в стремлении к философии содержится и забота о государстве. [...] Те, кто старательнее всего заботятся о теле, а душой, которая должна пользоваться услугами тела, пренебрегают, ничем не отличаются от тех, кто со всей тщательностью ищут повсюду возможность приобрести музыкальные инструмен­ты, а искусство же, ради которого приобретают музыкаль­ные инструменты, презирают. [Душу же] напротив, надо оберегать: в самом деле, страсти тела надлежит сдержи­вать, укрощать как некоего бешеного зверя и безрассудные порывы его, направленные против души, смирять уздой разума. [...] В еде надо заботиться только о том, чтобы телу доставлять необходимое, дабы могло оно заниматься какой-то работой. Словом, желудку надлежит давать пищу не для наслаждения, а для питания. А те, кто думает все­гда об обеде и поварах и ради пиров обшаривает земли и моря, угнетен жалким рабством и платит тяжелейшую дань господину. Надо следить, чтобы ты не старался воздавать больше телу, чем благу души; и позорно будет правителю из-за чрезмерной заботы о теле казаться изнеженным. По­требно соблюдать во всякой одежде опрятность, которая не была бы неприятна и слишком тщательна; избегай, одна­ко, дикой и бесчеловечной неаккуратности.



Наши рекомендации