Постановление о папском авторитете
В заключение святой собор объявляет, что во всем и в частности в том, что на этом святом соборе при папах Павле III, Юлие III и блаженнейшем Пие IV было постановлено во всех заключениях и словах относительно улучшения нравов и церковной дисциплины, было определено, что во всем этом всегда пребывает и подразумевается нерушимым авторитет апостольского престола.
ТЕМА 14
КУЛЬТУРА ИТАЛИИ XV - СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА
План
1. "Культура Италии в эпоху Возрождения" Я. Буркхардта и основные направления в историографии итальянского Возрождения в XX веке.
2. Проблема истоков и социальных предпосылок итальянского Возрождения.
3. Итальянский гуманизм и гуманисты XV—XVI веков.
4. Обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения.
5. Человек в сочинениях итальянских гуманистов. Ренессансный индивидуализм.
6. История и политика в гуманистической мысли Италии.
7. Педагогические идеи итальянского Возрождения.
8. Интерес к научному знанию. Леонардо да Винчи. Джордано Бруно. Галилео Галилей.
9. Кризис итальянского Возрождения.
Источники
1. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984—1988. Ч. 1-2.
2. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII вв.). М., 1999.
3. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996.
4. Расцвет искусства в Италии // История средних веков (XV—XVII вв.): Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова и А. Я. Шевеленко. М., 1974. Ч. II; 2-е изд. М., 1981; 3-е изд. М., 1988.
5. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
6. Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1—2.
Литература
1. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1989.
2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.
3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения X1V-XV вв. М., 1977.
5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1986.
6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
8. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1—2 (любое изд.).
9. История Европы. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени.
10. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.
11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
12. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV века. М., 1977.
13. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения (любое изд.).
14. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI - начало XVII в. М., 1980.
15. Штекли А. Э. "Город солнца": утопия и наука. М., 1978.
Методические рекомендации
XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрождении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчетливо сформулировано в знаменитом труде швейцарского историка Я. Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежали идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневековой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, открытия античного культурного наследия. На протяжении многих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей революционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее время едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспариваются историками самых разных направлений. Тем не менее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв.
Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно характеризуют следующими основными чертами: 1) особым вниманием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) верой в то, что различные философские и богословские системы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его земной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную мудрость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и уверенности в возможностях человеческого разума.
В настоящей теме представлены источники, позволяющие рассмотреть основной круг вопросов по культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в сочинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию.
Жизнеописание "Сократа ренессансной Флоренции" Никколо Никколи (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину образа жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним (документ 1). Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные устремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший источник по истории итальянского Возрождения. Он дает возможность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочестивой жизни, о мирской добродетельности и др. (/"Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов (документ 2). Написанная как вступительное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огромное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии^
Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) "О Придворном", развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников (документ 3). Главная задача сочинения, заимствованная у античных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это считала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заявляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для подражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я".
Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), избранного в 1458 г. римским папой Пием II (документ 4). Основу содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ребенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллектуального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты.
В данном разделе также приводится фрагмент знаменитого сочинения Никколо Макиавелли (1469—1527) "Государь" (документ 5), дающий возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентийца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историографии, и в широком общественном мнении, породив понятие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Приводимый отрывок из сочинения гуманиста может стать предметом дискуссии на семинарском занятии. При анализе текста сочинения следует учитывать конкретные исторические обстоятельства, в которых оно появилось.
Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпохи Возрождения представлено отрывками из сочинений трех авторов: Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилее Галилея (1564—1642) — документы 6, 7, 8.
Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпохи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — ученый и гуманист, будучи убежден в безграничных возможностях человека, считал, что опыт является началом всякого знания, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Ниже приводится два фрагмента из его "Записных книжек", которые позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом.
Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и множественности миров. Фрагмент одного из его главных сочинений, диалога "О бесконечности, вселенной и мирах", позволяет составить представление о ключевых идеях и характере аргументации ученого.
"Отречение" итальянского математика, физика и астронома
Галилео Галилея, впервые доказавшего с использованием телескопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европы.