Ii. источники по истории ордена иезуитов

3. Папская булла Regimini militantis (27 сентября 1540 года)

Павел епископ, раб рабов Божиих. На вечную о том память. Будучи поставлены изволением Господа, хотя и незаслуженно, во главе управления воинствующей Церко­вью и в силу пастырского долга неусыпно заботясь о спа­сении душ, мы всех верных, которые направляют к тому свои желания, поддерживаем благодатью апостольского благоволения и, кроме того, располагаем другими милос­тями свыше; соответственно сему, взвесив качество времен и мест, с помощью Божией находим полезным привести в исполнение.

I. Так как недавно мы узнали, что любезные сыновья наши — Игнатий Лойола, Петр Фабер, Яков Лайнец, Клавдий Иайус, Пасхазий Броэт, Франциск Ксавье, Аль­фонс Сальмерон, Симон Родригес, Иоанн Кодури и Ни­колай де Бобадилла, священники, магистры словесных наук, получившие степени в Парижском университете и многие годы занимавшиеся богословскими науками, по вдохновению Св. Духа, как благочестиво верят, уже дав­но собрались вместе из разных стран мира и, составив об­щество и отказавшись от прелестей мира сего, посвятили свою жизнь на вечное служение Господу нашему Иисусу Христу, нам и преемникам нашим римским первосвящен­никам, и уже много лет как похвально трудились в вино­граднике Господнем, публично проповедуя слово Божие с достаточной в предыдущем свободой, увещая частным об­разом верных к доброй и благочестивой жизни, побуждая к благочестивым размышлениям, заботясь о странниках, уча детей и необразованных людей тому, что необходимо для наставления человека в христианстве, и весьма по­хвально исполняя во всех землях, где они странствовали, обязанности милосердия и обязанности, относящиеся к спасению душ.

II. Когда они, связанные узами любви, явились в сей богоспасаемый город и, добиваясь утверждения и сохране­ния их единения во Христе, выработали относительно того, что, как они узнали на практике, ведет к предпо­ложенной ими цели, некоторые правила, согласные с еван­гельскими наставлениями и каноническими установлениями отцов, было сделано так, чтобы образ жизни этих брать­ев, как он формулирован в названном уставе, не только восхвалялся многими хорошими и ревностными в Боге людьми, но также чтобы со стороны некоторых он встре­тил такое одобрение, чтобы они сами возжелали ему сле­довать...

XIV. Так как в вышесказанном[413] не встречается ничего, что не было бы благочестиво и свято, мы, чтобы те же братья, которые относительно этого смиреннейше умоля­ли нас, тем скорее могли начать предположенную им бла­гочестивую жизнь и знали, что они удостоены высшей милости апостольского престола, мы апостольской властью все вышесказанное (чтобы они видели, что это одобрено нами) и отдельные статьи, как полезные для духовного преуспеяния этих братьев и остального христианского ста­да, в настоящем порядке, в твердой уверенности одобря­ем, утверждаем, благословляем и укрепляем вечным утверж­дением, а самих братьев принимаем под наше и святого апостольского престола покровительство, причем допуска­ем, чтобы они свободно издавали свои частные уставы, ка­кие они сочтут соответствующими цели этого рода обще­ства, славе Господа нашего Иисуса Христа и благу ближ­него, и чтобы эти уставы, будучи разрешены, имели силу.

4. Из устава Общества Иисуса (1540 год)

Да будет известно всем членам нашего общества и да напишут они это неизгладимыми буквами не только на две­рях своих обителей, но и в сердцах своих на всю жизнь: все наше общество и, следовательно все и каждый, кто в него вступает, обязывается верой-правдой повиноваться нашему святому отцу — папе и всем преемникам его, и только под этим условием имеют право трудиться для Бога. Хотя Евангелие учит, и потому Церковь признает догма­том, что все верующие во Христа обязаны повиновением и покорностью папе римскому, как видимому главе Церк­ви и наместнику Иисуса Христа, тем не менее, для того, чтобы показать великое смирение нашего общества вообще и полное самоотречение каждого члена его в частности, — чтобы всенародно засвидетельствовать решительный отказ наш от собственной воли, — мы обязываемся принять осо­бый обет послушания. Обет этот должен состоять в том, что мы обещаем всегда, немедленно и беззаветно повино­ваться всему, что прикажут нам нынешний и будущие папы, насколько это послужит для блага душ и для рас­пространения религии, какие бы поручения они нам ни давали, хотя бы они послали нас к туркам или к другим неверным. Поэтому все, кто намерен вступить в наше об­щество, должны, прежде чем принять на себя такое бре­мя, хорошо взвесить и подумать, обладают ли они для это­го достаточною душевною силою, чтобы с Божьей помо­щью взобраться на такую высоту; они должны подумать, одарил ли их на это Дух Святой такою степенью благода­ти, чтобы они могли надеяться, при Его помощи, не пасть под великим бременем такого призвания. Но раз твердо решившись быть воинами Христовыми, они долж­ны денно и нощно не снимать меча и каждый час быть го­товыми выполнять свои обязанности.

Все и каждый должны дать обет безусловно повиноваться генералу* во всем, что касается устава ордена; генерал же обязывается давать лишь такие приказания, которые, по его мнению, клонятся к достижению цели общества. Сло­вом, для пользы ордена и в видах постоянного упражне­ния в смирении, члены общества должны всегда и во всем повиноваться генералу, согласно правилам общества, и чтить в нем представителя Христова.

5. Игнатий Лойола. "Духовные упражнения" (1548 год)

I. О назначении ордена как воинствующей церковной организации

Затишье — опаснее и хуже всякой бури, и самый опас­ный враг — отсутствие врагов!

***

Работающие в винограднике Господнем должны опи­раться на землю лишь одной ногой, другая должна уже быть приподнята для продолжения пути.

Наши рекомендации