Ii. источники по истории ордена иезуитов
3. Папская булла Regimini militantis (27 сентября 1540 года)
Павел епископ, раб рабов Божиих. На вечную о том память. Будучи поставлены изволением Господа, хотя и незаслуженно, во главе управления воинствующей Церковью и в силу пастырского долга неусыпно заботясь о спасении душ, мы всех верных, которые направляют к тому свои желания, поддерживаем благодатью апостольского благоволения и, кроме того, располагаем другими милостями свыше; соответственно сему, взвесив качество времен и мест, с помощью Божией находим полезным привести в исполнение.
I. Так как недавно мы узнали, что любезные сыновья наши — Игнатий Лойола, Петр Фабер, Яков Лайнец, Клавдий Иайус, Пасхазий Броэт, Франциск Ксавье, Альфонс Сальмерон, Симон Родригес, Иоанн Кодури и Николай де Бобадилла, священники, магистры словесных наук, получившие степени в Парижском университете и многие годы занимавшиеся богословскими науками, по вдохновению Св. Духа, как благочестиво верят, уже давно собрались вместе из разных стран мира и, составив общество и отказавшись от прелестей мира сего, посвятили свою жизнь на вечное служение Господу нашему Иисусу Христу, нам и преемникам нашим римским первосвященникам, и уже много лет как похвально трудились в винограднике Господнем, публично проповедуя слово Божие с достаточной в предыдущем свободой, увещая частным образом верных к доброй и благочестивой жизни, побуждая к благочестивым размышлениям, заботясь о странниках, уча детей и необразованных людей тому, что необходимо для наставления человека в христианстве, и весьма похвально исполняя во всех землях, где они странствовали, обязанности милосердия и обязанности, относящиеся к спасению душ.
II. Когда они, связанные узами любви, явились в сей богоспасаемый город и, добиваясь утверждения и сохранения их единения во Христе, выработали относительно того, что, как они узнали на практике, ведет к предположенной ими цели, некоторые правила, согласные с евангельскими наставлениями и каноническими установлениями отцов, было сделано так, чтобы образ жизни этих братьев, как он формулирован в названном уставе, не только восхвалялся многими хорошими и ревностными в Боге людьми, но также чтобы со стороны некоторых он встретил такое одобрение, чтобы они сами возжелали ему следовать...
XIV. Так как в вышесказанном[413] не встречается ничего, что не было бы благочестиво и свято, мы, чтобы те же братья, которые относительно этого смиреннейше умоляли нас, тем скорее могли начать предположенную им благочестивую жизнь и знали, что они удостоены высшей милости апостольского престола, мы апостольской властью все вышесказанное (чтобы они видели, что это одобрено нами) и отдельные статьи, как полезные для духовного преуспеяния этих братьев и остального христианского стада, в настоящем порядке, в твердой уверенности одобряем, утверждаем, благословляем и укрепляем вечным утверждением, а самих братьев принимаем под наше и святого апостольского престола покровительство, причем допускаем, чтобы они свободно издавали свои частные уставы, какие они сочтут соответствующими цели этого рода общества, славе Господа нашего Иисуса Христа и благу ближнего, и чтобы эти уставы, будучи разрешены, имели силу.
4. Из устава Общества Иисуса (1540 год)
Да будет известно всем членам нашего общества и да напишут они это неизгладимыми буквами не только на дверях своих обителей, но и в сердцах своих на всю жизнь: все наше общество и, следовательно все и каждый, кто в него вступает, обязывается верой-правдой повиноваться нашему святому отцу — папе и всем преемникам его, и только под этим условием имеют право трудиться для Бога. Хотя Евангелие учит, и потому Церковь признает догматом, что все верующие во Христа обязаны повиновением и покорностью папе римскому, как видимому главе Церкви и наместнику Иисуса Христа, тем не менее, для того, чтобы показать великое смирение нашего общества вообще и полное самоотречение каждого члена его в частности, — чтобы всенародно засвидетельствовать решительный отказ наш от собственной воли, — мы обязываемся принять особый обет послушания. Обет этот должен состоять в том, что мы обещаем всегда, немедленно и беззаветно повиноваться всему, что прикажут нам нынешний и будущие папы, насколько это послужит для блага душ и для распространения религии, какие бы поручения они нам ни давали, хотя бы они послали нас к туркам или к другим неверным. Поэтому все, кто намерен вступить в наше общество, должны, прежде чем принять на себя такое бремя, хорошо взвесить и подумать, обладают ли они для этого достаточною душевною силою, чтобы с Божьей помощью взобраться на такую высоту; они должны подумать, одарил ли их на это Дух Святой такою степенью благодати, чтобы они могли надеяться, при Его помощи, не пасть под великим бременем такого призвания. Но раз твердо решившись быть воинами Христовыми, они должны денно и нощно не снимать меча и каждый час быть готовыми выполнять свои обязанности.
Все и каждый должны дать обет безусловно повиноваться генералу* во всем, что касается устава ордена; генерал же обязывается давать лишь такие приказания, которые, по его мнению, клонятся к достижению цели общества. Словом, для пользы ордена и в видах постоянного упражнения в смирении, члены общества должны всегда и во всем повиноваться генералу, согласно правилам общества, и чтить в нем представителя Христова.
5. Игнатий Лойола. "Духовные упражнения" (1548 год)
I. О назначении ордена как воинствующей церковной организации
Затишье — опаснее и хуже всякой бури, и самый опасный враг — отсутствие врагов!
***
Работающие в винограднике Господнем должны опираться на землю лишь одной ногой, другая должна уже быть приподнята для продолжения пути.