О рабах, которые идут в плавание в качестве матросов
Если рабы, которые идут в плавание на кораблях Дубровника, приняты на правах свободных, и если какой-либо раб, который совершает плавание как матрос, убежит или будет взят в плен до возвращения корабля в Дубровник, то доля его работы должна выполняться [на корабле] как бы от лица хозяина этого раба, и никто другой не может быть принят вместо него; и так же необходимо выполнять работу каждого другого свободного, если он будет взят в плен.
XX
О рабах, которые идут в плавание как наемники
Подтверждаем, что все рабы владельцев кораблей, которых они захотят поместить или послать на своем корабле, должны быть приняты капитаном как рабы, а не как свободные. И необходимо знать, что судовладельцы могут поместить своего раба на корабле как наемника, когда корабль будет подготовлен. И капитан, который примет этих рабов, имеет право бичевать и бить раба или рабов судовладельца и наказывать их во время плавания корабля. И если раб или рабы из-за этих побоев убегут или погибнут, необходимо знать, что капитан или его [корабельное] товарищество ничего не должен платить за того раба или рабов, однако доля [прибыли] рабов должна идти судовладельцам, как было сказано.
XXII
О сроке службы матросов, который закончится раньше, чем будет завершено плавание
Если какой-либо корабль начал плавание и имел капитана и матросов, нанятых за плату, и если срок службы, на который они были приняты, истек раньше, чем закончилось плавание, мы желаем, чтобы капитан и матросы были обязаны завершить плавание, если судовладелец или его уполномоченный этого потребуют, с тем условием, чтобы каждый из них получил плату за дополнительный срок службы, соразмерную той оплате, которую они получали [по договору].
XXIII
О заболевшем матросе, который несет службу из доли прибыли
Когда какой-нибудь корабль начинает плавание из Дубровника и это плавание будет совершаться из доли прибыли, то если кто-либо из матросов заболеет до выхода из Дубровника, он не имеет никаких обязательств по отношению к кораблю. А если корабль выйдет из Дубровника и кто-либо из матросов заболеет вне Дубровника и останется больной в каком-нибудь месте, то его доля дохода сохраняется за ним в течение всего того первого рейса, как если бы он сам присутствовал на корабле; кроме того, на него должны распространяться все расходы, которые несет каждый другой матрос. А когда корабль возвратится в город или место, где оставил того самого больного и найдет его выздоровевшим, а сам матрос захочет вернуться и продолжать плавание, то он волен это сделать, если только корабль не принял вместо него другого матроса.
XXVI
О разногласии относительно числа долей между судовладельцем и матросами
Если судовладелец предоставит свой корабль для плавания из доли прибыли и возникнет спор между владельцем корабля и капитаном и матросами о числе долей прибыли, а свидетелей их соглашения не было, желаем, чтобы доверие оказывалось владельцу корабля.
XXVII
О том, что наемник может быть свидетелем
Необходимо знать, что всякий наемный матрос корабля вполне может быть свидетелем [в конфликтах], за исключением споров между капитаном и матросами, а также* между торговцами и капитаном с матросами; наемник может быть свидетелем, если только он не является рабом; такой свидетель должен быть проверен, а его показания могут быть приняты во внимание по усмотрению тех, кто будет разбирать споры.
XXVIII
О тех, которые пожелают разделить прибыль вне Дубровника
Если в то время, когда корабль находился вне Дубровника, члены его сообщества пожелают разделить прибыль, которую получили, и разделят эту прибыль, то писарь корабля должен записать, какая доля была получена каждым. И если названный корабль потерпит какой-нибудь ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен за счет той самой прибыли: каждый должен вернуть долю, которую он получил. И если поделенная прибыль была больше стоимости ущерба, то они должны возместить столько, во сколько оценивается ущерб, а если поделенная прибыль была меньше стоимости ущерба, то они не должны возвращать больше того, что получили [в качестве прибыли].
XXIX
О парасподии[187], которая не должна быть отделена [от других товаров]
Ни один корабль, который совершает плавание из доли прибыли, не может отделить парасподию от имущества корабельного товарищества. И если какой-нибудь матрос или наемник погрузит на корабль какие-то вещи, он должен заручиться согласием судовладельца или капитана; и пусть знает об этом писарь, чтобы получить плату за их провоз, как платят за провоз других грузов, находящихся на корабле.
XXX