Идоложертвенное мясо поддерживает бесов
Здесь Павел приводит религиозный довод против употребления в пищу жертвоприношений идолам.
10:14.Совет «убегать» от пороков часто встречается в древних нравоучениях (ср.: 6:18).
10:15.Древние речи и нравоучительные послания часто начинались с комплиментов в адрес слушателей и читателей, чтобы завоевать их расположение. Цель Павла — убедить, а не просто укорить коринфян.
10:16,17.В религиозных ритуалах греки совершали возлияния языческим богам, отливая немного вина из чаши, прежде чем его выпить. Но здесь речь идет о «чаше» и «хлебе», которые составляли пасхальную трапезу, совершавшуюся в память о Вечере Господней (11:23—26). Над чашей с вином хозяин дома возносил благодарения не только в Пасху, но и во время обычных трапез. По некоторым свидетельствам, последняя чаша в конце трапезы называлась «чашей благодарения».
10:18.Священники съедали некоторую часть жертвоприношений в храме; остальные виды жертвоприношений (напр., пасхальный агнец, которого Павел тоже рассматривает как жертву — 5:7) съедались народом. Называя израильтян «участниками жертвенника», Павел имеет в виду, что своими жертвоприношениями они удостоверяли верность единому Богу.
10:19,20.Как и Исайя, Павел говорит, что идолы ничто (ср.: Ис. 44:12-20; 45:20-25; 46:1 — 11). Но, как и в большинстве ветхо-заветных отрывков, где упоминаются бесы (по меньшей мере, в греческом переводе —Лев. 17:7; Втор. 32:17,37-39; Пс. 105:28,37), и во многих позднейших еврейских и христианских источниках, кроме раввинских, Павел рассматривает ложных богов, которым поклоняются люди, в качестве бесов.
10:21.Принадлежностью языческого культа были так называемые «столы для жертвоприношений богам» (напр., столы Сераписа), которыми были оснащены многие храмы на древнем Ближнем Востоке. Выражение «трапеза Господня» (£ в оригинале и в английских переводах — «стол Господень») используется в Ветхом Завете как синоним жертвенника (напр.: Мал. 1:7; ср.: 1 Кор. 9:13). Застольное общение связывало участников трапезы узами дружбы.
10:22.Павел выдвигает риторическое возражение, но его читателям, знакомым с Ветхим Заветом, известно, что Бог ревнив и не допускает почитания других богов (напр.: Втор. 32:17,21; см. коммент. к 1 Кор. 10:19,20).
10:23.Греческие учителя применяли такие критерии, как «польза», для определения целесообразности совершения тех или иных действий. Павел снова выдвигает риторическое возражение («Все мне позволительно») и опровергает его («Но не все полезно»), как было принято в древних нравоучениях.
Щадите совесть окружающих
10:24,25.Все, что оставалось от жертвоприношений, доставлялось на рынок, располагавшийся на агоре, — большой площади в Коринфе (неподалеку от которой некогда работал и сам Павел; Деян. 18:3). Не все мясо, которое там продавалось, было идоложертвенным. В сравнительно больших городах иудеям часто разрешалось иметь свои собственные рынки, где они могли продавать и покупать чистую пишу. В других местах они всегда интересовались происхождением мяса. Но еврейские учителя рассматривали непреднамеренные грехи как «легкие»; таким образом, Павел мог согласиться, что тот, кто стремится скрупулезно выполнить предписания закона, может удовлетвориться сентенцией: «То, чего не знаешь, не должно тебя тревожить». Поскольку большинство людей не могли позволить себе покупать мясо, заменяя его в своем рационе рыбой или зерновыми, Павел здесь обращается в основном к состоятельным членам общины.
10:26.Павел цитирует Пс. 23:1, который прославляет величие и могущество Бога; Он истинный и живой Бог, и все сущее принадлежит Ему, а не идолам или бесам. Еврейские учителя, возможно, уже во времена Павла, использовали этот текст как доказательство необходимости возносить благодарность Богу за пищу.
10:27-29.В большинстве храмов были собственные трапезные, и людей приглашали вкусить пищи «за столом Сераписа» или других языческих богов. Совершенно очевидно, что еда, которая там предлагалась, была идоложертвенной. Но людей приглашали и на пиры в богатые дома, где они не могли точно знать происхождение предлагаемого там угощения. Евреи, которые избегали употребления нечистой пищи (напр., свинины), обычно в таких трапезах не участвовали, но они не осуждали язычников, которые ели свинину, до тех пор, пока те воздерживались от идолопоклонства. Иногда евреи предпочитали осквернению «нечистой» пищей мученическую смерть и полагали, что язычники, которые заявляют о своей вере в Бога, могут, поменьшей мере, отказаться от употребления идоложертвенной пищи.
10:30.Как и евреи, христиане всегда воздавали благодарение за пищу перед едой (и — по крайней мере, в семьях благочестивых палестинских евреев — после еды).
10:31.Еврейские учителя подчеркивали, что все должно делаться во славу Бога, как здесь и говорит Павел; некоторые философы утверждали, что свою жизнь следует посвятить только тому, что имеет значение длявечности. В Ветхом Завете Бог настоятельно требует, чтобы вся жизнь Его народа была посвящена Ему (Втор. 6:4,5; Пс. 62:2,3). Павел рассматривает такие убеждения как единственно верные и связывает их с доверием к Евангелию (1 Кор. 10:32,33).
10:32,33.См. коммент. к 9:19-23.
11:1.Павел уже представил себя в качестве образца (гл. 9) в следовании правилу, которое он сформулировал в 10:32,33; философы часто призывали учеников строить жизнь, подражая их примеру.
О женских покрывалах
Павел возвращается к теме пиши в 11:17—34 (гл. 8—10), но здесь он делает краткое отступление от основной темы, обращаясь к вопросу, который стоял в коринфской церкви и который касался тех, кто был готов отказаться от своих прав (11:10). Отступ-ления были характерны для древней литературы.
Женские волосы в древности были объектом вожделения, и во многих странах Средиземноморья женщинам предписывалось покрывать голову. Считалось, что женщина с непокрытой головой вызывает у мужчин похоть, — точно так же, как думают в некоторых современных культурах о женщине в купальнике. Женские покрывала были обязательны в еврейской Палестине (где было принято прикрывать даже лицо) и в других местах, но женщины, принадлежавшие к высшему кругу, стремились продемонстрировать свои модные прически, и потому не носили покрывал. Поэтому Павел вынужден рассмотреть и этот конфликт — между привычками членов церкви из высших кругов и озабоченностью простолюдинов нарушением приличий. (Греки обнажали головы на богослужении, а римляне — наоборот, что также могло создавать проблемы в Коринфе, который был одновременно и греческим, и римским городом. Но поскольку эти обычаи соблюдались независимо от пола, они, вероятно, не имеют отношения к данному вопросу.)
Павел приводит целый ряд доводов, каждый из которых рассчитан на ту культурную среду, с которой он имеет дело. Его аргументы не могут быть услышаны в каждой культуре (он и сам не вполне удовлетворен ими — 11:11,12), но он обращается не к современным, а к коринфским женщинам, убеждая их покрывать голову.
11:2.Древние авторы нередко писали письма «в похвалу» или «в осуждение» своих адресатов; иногда эти темы составляли основное содержание всего послания. «Предания» — устно передававшиеся из поколения в поколение рассказы или предписания; например. фарисеи в Палестине передавали таким путем свое учение.
11:3,4.Древние писатели часто основывали свои рассуждения на игре слов, как и поступает здесь Павел. Он рассматривает слово «голова» и в буквальном (то, что может быть покрыто), и в переносном (главенство в древней семье) смысле. (Некоторые комментаторы утверждают, пожалуй небезосновательно, что слово «голова» означает не «власть», а «начало, источник» — см.: 11:12; но этот вопрос бурно обсуждается и не может быть решен здесь.) О женских покрывалах см. во введении к данному разделу. Женщины не проводили молитвы в большинстве синагог, а еврейские предания были склонны принижать роль вет-хозаветных пророчиц; в церквах Павла более демократично подходили к служению женщин.
11:5,6.Павел использует древний полемический прием reductio adabsurdum: если они так заинтересованы в обнажении своей головы, то почему бы им не снять и естественный покров, волосы? Павел, таким образом,сводит их упрямство к нелепости: самый большой позор для женщины — быть обритой наголо или носить короткие волосы, как у мужчины.
11:7.Здесь Павел начинает рассуждение с напоминания о порядке творения. Он не может отрицать, что женщины тоже созданы по Божьему образу (Быт. 1:27 гласит, что и мужчина, и женщина были созданы по Божьему образу). Возможно, он имеет в виду, что женщины с непокрытой головой привлекают внимание мужчин к земной суете, отвлекая их от Бога.
11:8,9.Согласно Быт. 2:18, Бог создал женщину несколько отличающейся от мужчины, чтобы тот не был больше одинок; выражение, переведенное как «помощник, соответственный ему», восхваляет женщину, а не принижает ее. (Слово «помощник» в Ветхом Завете обычно означает «помощник Бога», а не кого-то другого; выражение «соответственный ему» подразумевает, что, в отличие от животных, женщина равна мужчине.) Таким образом, женщина была создана, потому что мужчина нуждался в ее поддержке, а не для того (как некоторые неверно истолковывают этот стих), чтобы быть ему слугой.
11:10.Дословно, Павел говорит здесь, что женщина должна иметь на голове своей знак власти над нею «из-за Ангелов», имея в виду, что она должна разумно пользоваться своим правом решать, покрывать ли ейголову в знак почтения к мужу (11:8,9), учитывая ситуацию с «ангелами». «Ангелы» истолковываются по-разному: 1) как ангелы, которые (согласно иудаистскому толкованию Быт. 6:1—3) вожделели к земнымженщинам, и потому пали; 2) как ангелы, присутствующие на богослужении, которые могли быть оскорблены нарушением приличий и унижением мужей (ср. Свитки Мертвого моря); 3) как ангелы, правящие народами, которые в конце времен подчинятся верующим, в том числе этим женщинам (6:3; т. е. как будущие властители, христиане — и мужчины, и женщины — должны руководствоваться в этой жизни разумом, в том числе в выборе одежды).
11:11,12.Павел смягчает свой предыдущий довод, заимствованный из рассказа о творении (11:7—10), желая показать, что речь идет лишь о головных покрытиях, и не более. Женщины и мужчины взаимно зависят друг от друга (ср. также: 7:2—5).
11:13—15.Древние авторы, особенно философы-стоики, любили иллюстрировать свои мысли примерами из природы. Природа учит, говорили они, что только у мужчин растут бороды; у женщин волосы длиннее, чем у мужчин. Как и все городские жители, Павел прекрасно знает, что есть исключения из общего правила (варвары, философы, эпические герои, а также библейские назореи); но «природный» аргумент апеллировал к порядку творения, известному каждому из его читателей по собственному опыту.
11:16.Павел приберегает последний довод для тех, кого не убедили его предыдущие рассуждения. Представители одного из философских течений — скептики — отвергали все аргументы, за исключением одного, признаваемого почти всеми: «не имеем такого обычая».
Разделенное братство
Члены церкви в Коринфе собирались в Домах состоятельных патронов (см. коммент. к Деян. 18:6,7). В греко-римском обществе патроны, устраивая в своем доме прием, обычно рассаживали представителей высших классов в триклинии (гостиной), а остальных помещали в атрии, где на ложах могли возлежать около сорока человек. Гостям в атрии подавались пища и вино более низкого качества, по поводу чего они часто жаловались. Эта социальная проблема была унаследована и церковью.
Вечеря Господня вела свое происхождение от еврейской пасхальной трапезы; см. коммент. к Мф. 26:17—30. Но коринфяне, по-видимому, упускали эту первооснову из виду, рассматривая Вечерю Господню какпраздничный пир, ничем не отличающийся от пиров, устраивавшихся в честь греческих праздников или на собраниях греческих религиозных обществ.
11:17—19.Павел мог похвалить коринфян за определенные вещи (см. коммент. к 11:2), но только не за это; социальное неравенство, подобно национальным и культурным предрассудкам (см. введение к коммент. кПосланию к Римлянам), противоречит Евангелию.
11:20.О Вечере Господней см. в коммент. к 10:21. Павел с иронией подчеркивает контраст между ВечерейГосподней (11:20) и их собственной (11:21).
11:21,22.Одним во время общих трапез оказывалось большее почтение, чем другим — в соответствии с их общественным положением в мире. См. введение к данному разделу.
11:23.Глаголы «принял» и «передал» использовались для описания передачи традиции из поколения в поколение (11:2; 15:3). Позднейшие раввины говорили о традициях, принятых от Моисея, и хотя они знали,что получили их от своих предшественников, это означало, что в конечном счете традиции восходят к Моисею. Павел, вероятно, имеет в виду, что о Вечере Господней ему рассказали ученики Иисуса. Она совершалась ночью, как и пасхальная трапеза.
11:24,25.Для евреев пресный пасхальный хлеб обычно символизировал «хлеб печали, который ели наши предки» во времена Моисея; Иисус заповедал есть этот хлеб в воспоминание о Нем (см. коммент. к Мк. 14:22—24). Язычники иногда устраивали поминальные трапезы «в воспоминание» об умершем, но здесь смысл тот же, что и в Ветхом Завете, где празднование Пасхи совершалось в память о спасительных деяниях Бога в истории (напр.: Исх. 12:14). Как и в пасхальном ритуале (ср.: Втор. 26:5), местоимение «вы» (•£ в русском синодальном переводе — подразумеваемое) относится ко всем будущим поколениям.
11:26.Выражение «доколе Он придет» указывает, до каких пор будет совершаться Вечеря Господня, начало которой было также положено Иисусом (см.: Мк. 14:25). Пасхальное празднество служило прообразомбудущего искупления Израиля и в то же время напоминало о том, как Бог искупил их во время исхода при Моисее.
11:27—29.Выражение «есть недостойно», использованное здесь, напоминает о неверном отношении к трапезе (11:21,22); такое поведение разъединяет Церковь. Отвергая других членов Тела Христова — Церкви(10:17), они тем самым отвергают спасительный дар Его Тела, Которое в трапезе символизирует хлеб (см.: 11:24).
11:30—34.Еврейские учителя подчеркивали, что в этом мире Бог наказывает праведников за их редкие прегрешения, но в грядущем мире Он накажет нечестивых за их многочисленные грехи; таким образом, еврейские учителя верили, что страдания могут избавить от последующего осуждения. Павел соглашается, по меньшей мере, с тем, что страдания могут быть Господним наказанием; возможно, речь идет о том, что те,кто не принимает всем сердцем других членов церкви, не получат исцеление через церковь (12:9).
Определение даров
Поскольку христианские дары, как и дар "пророчества, даются Духом Божьим (как в Ветхом, так и в Новом Завете), культурная подоплека не играет здесь такой роли, как в ряде других мест Первого послания кКоринфянам (напр., в разделе об идоложертвенной пише). Но это может помочь современному читателю понять, как первые читатели воспринимали действие некоторых из этих даров в свете своей культуры.
Павел отмечает, что дар пророчества не обязательно является свидетельством благочестия; язычники тоже пророчествовали, и в греческих оракульских святилищах изрекали пророчества разные личности, впадающие в экстатическое состояние под воздействием своих богов, а не христианского Бога. Хотя интерес к оракулам в тот период уже несколько ослаб, на языческую культуру эти оракулы и другие формы гадания все еще оказывали большое влияние. Павел, таким образом, напоминает своим читателям о их прежнем существовании в язычестве, предупреждая, что состояние исступления само по себе не свидетельствует о их повиновении Богу. (В ст. 3, вероятно, противопоставляются две крайности — анафема и изречение истины.)
Дары различны
Павел подчеркивает, что все дары разные, но все они полезны; следовательно, наделенный определенным даром христианин не менее и не более важен, чем другой, имеющий иной дар. Как и многие другие древние авторы, Павел приводит примерный перечень даров. Учитывая, что «слово мудрости» и «знание» (12:8) уже упоминались в этом послании выше, здесь эти понятия явно относятся к дарованным Богом красноречию и способности учить (см. коммент. к 1:5). (Некоторые современные читатели полагают, что эти понятия указывают на обретение сверхъестественных знаний. Хотя в контексте Первого послания к Коринфянам эти понятия, вероятно, не имеют такого значения, подобного рода знание, данное свыше, часто упоминается в Ветхом Завете и может рассматриваться как некая форма дара пророчества.)
Некоторые маги пытались совершить исцеления и чудеса (12:9,10), но вне христианства в древности не существовало параллелей этим регулярно имевшим место явлениям в отдельных христианских общинах. Дар «различения духов» был особенно полезен для суждения о пророчестве (ср.: 14:29; 1 Ин. 4:1). Хотя бормотание в экстатическом состоянии встречается в некоторых языческих культурах и поныне, в древнем Средиземноморье мы не находим свидетельств этого явления, или чего-то подобного «языкам» (вдохновленной свыше речи на языке, которого человек не знает — 14:2), или вдохновленному свыше «толкованию» языков (это понятие может означать либо перевод, либо передачу общего смысла).