Свободны от греха, рабы праведности

6:12,13. Слово «орудие» допускает и такой имеющий более узкое значение перевод,' как «оружие» (как в 13:12). Если здесь присутствует этот образ, то он вызывает ассоциации (в большей степени, чем в 12:1) с воинами, готовыми вступить в бой (хотя речь идет и об обязанностях раба, как в ст. 16).

6:14—21.Некоторые богословы усматривают здесь идею «священного отпущения»: раб мог быть освобожден от служения своему хозяину, если официально становился собственностью Бога и Его храма. Гораздо более очевидно, что многие философы постоянно использовали понятия «рабство» и «свобода» в смысле пребывания в рабстве у ложных идей и пагубных страстей и, соответственно, свободы от подобных идей истрастей, а также от их последствий, например от беспокойства. Философы часто подчеркивали, что они сами себе хозяева.

Иудаизм допускал возможность освобождения от греха. Еврейские учителя считали, что, поскольку Израиль имеет закон, греховные побуждения, которые превращали язычников в грешников, не могли поработить израильтян. Они также учили, что Израиль по освобождении из египетского рабства стал рабом Бога.

6:22. В Ветхом Завете Израиль был «освящен», или избран, Богом для Себя; согласно традиционному иудейскому учению, вечная жизнь ожидалась в грядущем мире и должна была начаться с воскресениямертвых.

6:23. Рабы действительно нередко получали «плату», вознаграждение. Хотя хозяин раба по закону распоряжался его имуществом, иногда раб мог использовать это имущество (peculium) или деньги даже на то, чтобы выкупиться из рабства. То обстоятельство, что само понятие вознаграждения обычно несло положительный смысл, придает словам Павла еще большую силу и убедительность.

Умерли для закона и освободились от него

Евреи верили, что они спасены самим фактом милостивого избрания Богом, а не скрупулезным соблюдением заповедей. Тем не менее, за малым исключением, они стремились соблюдать заповеди самымтщательным образом, и это отличало их от язычников, которые не вели такой праведный образ жизни, как израильтяне. Павел здесь говорит о другом серьезном барьере между иудеями и язычниками, пытаясьвоссоединить их (см. введение), поскольку даже язычник, обращенный в иудаизм, должен был потратить годы, чтобы познать закон так же хорошо, как евреи, которые впитали его с молоком матери.

7:1. Некоторые позднейшие еврейские учителя утверждали, что обращенный в иудаизм становился новой личностью — в такой степени, что его бывшие родственники уже не считались его родней. Павел мог использовать эту мысль под другим углом зрения: точно так же, как человек становился мертвым для своего старого хозяина (здесь греха) при обращении (см. коммент. к 6:1—5), он становился мертвым для старого закона, которому прежде подчинялся.

7:2—4.Согласно библейскому закону, и смерть, и развод разрывали прежние связи между людьми. Павел подчеркивает в данном контексте нужный ему аспект. (Поскольку никто не называет «мужем» бывшего мужа женщины после ее развода с ним, никто не может воспринимать слова Павла здесь как запрещение определенного типа разводов; ср.: 1 Кор. 7:15.)

7:5. Философы часто противопоставляли разум (добро) страстям (которые были злом); еврейские учителя рассуждали на эту тему в свете добрых и греховных побуждений. См. коммент. к 7:15—25.

7:6. В большинстве течений иудаизма считалось, что Дух отошел от Израиля вместе с пророками и вернется только с пришествием Мессии; здесь Павел противопоставляет новое деяние Бога, выразившееся в пришествии Духа, древним заповедям, записанным только на скрижалях (ср.: Иез. 36:26,27). Греческие комментаторы традиционно делали различие между истолкованием закона в соответствии с принципами и в соответствии с его точным словесным выражением; в методике толкования, разработанной в еврейской Палестине, особый упор делался на анализ точных формулировок (иногда действительно вплоть до «буквы»)

Закон и грех

Богословы спорят, говорит ли здесь Павел о себе, о своей прошлой жизни, или использует местоимение «я» в общем смысле по отношению к грешникам, подчиняющимся закону. Поскольку случаев использования учителями собственного опыта в качестве примера (напр.: Флп. 3:4—8), больше, чем использования местоимения «я» в общем смысле (в отличие от риторических «вы» или «некто»; но ср.: 1 Кор. 13:1), вероятно, Павел бросает здесь ретроспективный взгляд на собственный опыт жизни «под законом», чтобы более наглядно передать читателям сущность такой жизни.

7:7,8. «Не пожелай» — десятая из Десяти заповедей и единственная, где говорится о состоянии сердца. Речь идет о том, что пожелание можно было бы не рассматривать как нарушение Божьего закона, если бы об этом не информировал сам закон.

7:9. Когда еврейскому мальчику исполняется тринадцать лет (как и в более позднем bar mitzvah, обычае, сходном с римскими ритуалами инициации), он становится официально ответственным за соблюдение заповедей. Павел, возможно, вспоминает о каких-то даже более ранних эпизодах своей жизни, поскольку еврейские мальчики начинали изучать закон в возрасте пяти лет.

7:10,11.Еврейские учителя признавали пагубное воздействие человеческого греха, но считали, что изучение закона позволяет преодолеть грех и что закон приносит жизнь. Павел же, напротив, говорит, что закон стал движущей силой, приведшей его к смерти.

7:12,13.В этом послании Павел утверждает, что иудеи и язычники приходят к Богу на равных условиях (см. введение) и что закон не дает никаких преимуществ для спасения (2:12—15), хотя и представляет ценность, позволяя знать больше о спасении (3:2). Его главная цель в этом разделе — пояснить, что проблема состоит не в законе; именно человеческая греховность заставляет людей не соблюдать закон в своих сердцах.

Наши рекомендации