Вера Авраама вменена ему в праведность
Как родоначальник Израиля, Авраам являл собой образец веры; он служил также прообразом "прозелита (обращенного в иудаизм), поскольку до своего обрезания считался язычником. Иудейские читатели Павла верили, что они были избраны в Аврааме и что фактически все израильтянине спасутся по "благодати Божьей, если будут хранить верность завету с Богом. Язычники, которые хотели стать частью избранного сообщества, однако, должны были пройти через обряд обрезания и присоединиться к израильтянам, совершая праведные дела "закона, как Авраам.
Эта глава — пример типичного еврейского "мидраша, или комментария, к Быт. 15:6. Участники иудейских и греко-римских дискуссий часто в качестве доказательства приводили примеры, и к этому ветхозаветному тексту еврейские учителя обращались особенно часто.
4:1. Риторические вопросы, которые служили связующим звеном со следующей темой, характерны для жанра "диатрибы. В иуда-истской традиции постоянно встречается выражение «отец наш Авраам».
4:2. Если иудаистская традиция и признавала кого-то праведником, то это был Авраам. Образцовый "фарисей, он служил Богу из любви; образцовый прозелит, он привел многих язычников к вере в единого Бога. Он уничтожил идолов и твердо стоял настраже Божьей истины. В небиблейских 1удейских преданиях часто утверждалось, что заслуги Авраама поддерживали или хранили Израиль в последующих поколениях.
4:3. Ссылаясь на библейский текст, раввины обычно предваряли цитату словами «что говорит Писание?» Еврейские учителя часто комментировали Быт. 15:6, где говорится о вере Авраама, истолковывая ее как«верность», одну из его заслуг. Павел же рассматривает ее в контексте Божьего обетования и подчеркивает слово «вменилось», т. е. «зачлось» — бухгалтерский термин из древних деловых документов об оплате кредита.
4:4,5.Продолжая разъяснять Быт. 15:6, Павел и здесь имеет в виду Авраама. Эта «вмененная праведность» сравнима с оправданием, которое может вынести суд, — признанием невиновности. Но то, что произошло с Авраамом, выходит за рамки простого объявления о прощении, и ни один еврейский читатель не воспринимал провозглашенное Богом оправдание как чисто правовой акт: когда говорит Бог, Он творит новую реальность (Быт. 1:3); см.: Рим. 6:1-11.
4:6-8.Используя раввинский принцип толкования gezerah shavah, связывающий тексты, содержащие одно и то же ключевое слово или выражение, Павел ссылается на Пс. 31:1,2, где разъясняется значение слова «вменять». Опуская следующую строчку о нравственной стороне праведности (не имеющей отношения к рассматриваемой здесь теме), Павел указывает, что «покрытие» в этом псалме основывается на Божьей благодати, а не на безгрешности псалмопевца (Пс. 31:5). Пс. 31 приписывается Давиду.
4:9. «Блаженство» — это то, о чем говорится в 4:7,8; в традиционной иудейской манере Павел разъясняет детали цитируемого им текста.
4:10.Здесь Павел обращается к другому методу толкования из арсенала раввинов — контексту. Вера была вменена Аврааму в праведность более чем за тринадцать лет до его обрезания (Быт. 15:6; 16:3,4,16; 17:24,25;некоторые еврейские комментаторы называют более длительный срок — двадцать девять лет). Этот факт подвергает сомнению исключительное значение, придававшееся в иудаизме обрезанию, хотя еврейские учителя были правы в том отношении, что в "Ветхом Завете обрезание представлено как знамение завета.
4:11,12.Обрезание было знамением завета (Быт. 17:11; "Книга Юбилеев 15:26); но Павел истолковывает его как «печать» предшествующей (prior) праведности Авраама, засвидетельствованной в Быт. 15:6. Евреи, вероятно, с негодованием восприняли рассуждения Павла о том, что язычники являются равноправными наследниками Авраама без всякого обрезания. Одно дело говорить, что необрезанные язычники могут быть спасены, если будут соблюдать семь «Ноевых заповедей» (см. коммент. к 1:19,20), но совсем другое —поставить их на один уровень с иудеями.
4:13.Аврааму была обещана в наследство «земля»; но в еврейском языке это слово означает не только страну или надел земли, но и Землю как планету, и иудейские комментаторы издавна утверждали, чтоАвраам и его потомки унаследуют весь грядущий мир.
4:14—16.Павел побуждает читателя выбрать между совершенной праведностью через веру (основанную на Божьей "благодати; иудаизм признавал благодать) и совершенной праведностью через знание "закона, чтоделало Израиль более праведным, чем язычники, независимо от веры.
4:17.Иудаизм признавал, что Бог вызывает к жизни то, чего не существовало, Своим словом (напр.: Быт. 1:3). Павел говорит, что обетование, данное Богом Аврааму, было достаточным основанием для превращенияязычников в Его детей (особенно потому, что Бог предназначил Аврааму стать отцом многих народов, прежде чем повелел ему обрезаться — Быт. 17:5).
4:18-22.Вера, как показывает пример Авраама, — это не пассивное согласие с тем, что говорит Бог, а неизменная приверженность Божьему обетованию, за которое верующий готов отдать жизнь. На уровнесмыслового содержания Павел не расходится здесь с Иаковом (Иак. 2:14-26). Не исключено также, хотя об этом нельзя говорить с уверенностью, что Павел имеет в виду жертвоприношение и чудесное спасениеИсаака, сына Авраама (Быт. 22).