Петр продолжает совершать чудеса исцеления
9:32.Лидца, столица одной из областей Иудеи, население которой включало и неевреев, стала позднее прибежищем знаменитых раввинов и раввинских школ.
9:33—35.Сарон не город, а прибрежная равнина, которая простирается от Лидды до горы Кармил на севере. Христианское присутствие в Лидде давало о себе знать вплоть до середины II в.
9:36.Иоппия (Яффа), слившаяся в наше время с Тель-Авивом, была процветающим портовым городом. Евреи владели Иоппи-ей со времен Хасмонеев, но в 68 г. н. э. она перешла под власть римлян. Тавифа — имясемитское, а по-гречески оно звучит как Дорка.
Еврейские женщины активно занимались благотворительностью. В греко-римской культуре женщины иногда выступали в роли патронесс, и можно предположить, что Тавифа была патронессой, или благодетельницей вдов, которые упоминаются в ст. 41.
9:37.Иудеи всегда обмывали покойников перед погребением. Женщин готовили к погребению только женщины.
9:38. Близость Лидды к Иоппии была немаловажным обстоятельством, потому что погребение обычно совершалось вскоре после смерти. Расстояние в 10 миль, составлявшее путь вестников в Лидду и путь Петра в Иоп-пию, можно было преодолеть за три-четыре часа; по обычаю хоронить полагалось до захода солнца, и даже если Тавифа умерла в первой половине дня, они не могли медлить с погребением.
9:39. Горницы обычно были небольшими (в 1:13 — исключение), но в данном случае комната была достаточно просторной, чтобы в ней могли разместиться несколько человек. Изготовление одежды было одним из основных занятий женщин в этой культуре. Состоятельные римлянки имели для этого служанок, но ответственность за пошив одежды все равно возлагалась на них.
9:40.Традиционная еврейская щепетильность требовала, чтобы тело Тавифы было укрыто покрывалом, прежде чем Петра введут в комнату. О том, что Петр выслал всех вон, ср.: 4 Цар. 4:33.
9:41,42.В тех редких случаях, когда святым удавалось совершить воскрешение, они предъявляли воскрешенного человека тем, кто молился о его воскресении (3 Цар. 17:23; 4 Цар. 4:36; Лк. 7:15).
9:43.В древности было принято называть людей не только по имени, но и по роду занятий или происхождению. Ревнители фа-рисейских воззрений на чистоту избегали, по возможности, общения с кожевниками, поскольку необходимость сдирать шкуры с животных постоянно вынуждала этих ремесленников соприкасаться с ритуально нечистыми трупами животных. Учителя II в. сообщали (хотя достоверность этих сведений сомнительна), что кожевникам запрещалось жить в Иерусалиме (многие раввины были более снисходительны, если кожевенные мастерские располагались у воды, как и дом Симона — 10:6). Но в иудаизме высоко ценилось гостеприимство, и Петр, который, вероятно, никогда не придерживался фарисейских воззрений, был рад им воспользоваться.
Видение Корнилия
Ср. коммент. о «парном» видении Павла и Анании (9:12).
10:1.Ирод Великий переименовал крепость Стратона в «Кесарию» в честь императора. Поскольку она служила резиденцией римского прокуратора Иудеи (23:23,24), там размещался регулярный римский гарнизон. В подчинении сотников находилось примерно восемьдесят человек (а не сто, как следует изнаименованиядолжности). Вотличие от представителей знати, которые могли сразу стать трибунами или легатами, сотники обычно выслуживались из солдат, поднимаясь от звания к званию собственными усилиями. Его сотня была частью полка (когорты) — десятой части легиона, насчитывающей шестьсот человек. Пять когорт базировались на постоянной основе в Кесарии и одна в Иерусалиме. Известно, что в 69 г. в Палестине действительно находился Италийский полк, хотя здесь не говорится, что дело происходило именно в тот период; в 41-44 гг. В Кесарии держал свои войска Агриппа I, так что эти события, вероятно, имели место до 41 г.
Военная служба была престижным занятием; только половина призванных выдерживали двадцатилетний срок службы (обычно в возрасте от семнадцати до тридцати семи; позднее, в I в., этот срок был продлен до двадцати пяти лет), но зато те, кто выдерживал, получали высокое вознаграждение. Лица, не имеющие римского гражданства, не могли служить в регулярных войсках, но принимались во вспомогательные подразделения, после службы в которых могли получить права гражданства.
10:2.Очевидно, Корнилий не был еще полностью обращен в иудаизм (10:28), но его милосердие и добрая слава, которой он пользовался среди знавших его иудеев (10:22), свидетельствуют о его вере. Хотяопределение «боящийся Бога» имеет весьма широкое значение, в Книге Деяний и в некоторых еврейских источниках оно обычно используется в более узком смысле — по отношению к праведным неевреям, которыене были обрезаны. У "Иосифа Флавия, у Филона, в надписях и даже у греческого философа Эпиктета упоминается эта категория не полностью обращенных. Древние надписи показывают, что военные проявляли большой интерес к религии.
Если эти события происходили до 41 г. (см. коммент. к 10:1), то к началу войны 66— 70 гг. Корнилий, вероятно, уже был в отставке (сотники уходили в отставку в возрасте шестидесяти лет). Вместе с тем, после 70 г. большинство еврейских читателей были недовольны присутствием римских военных в Палестине, и этот рассказ мог быть воспринят ими с определенной долей предвзятости. Призванные на службу всегда приносили клятву верности своему обожествленному императору.
Заслуживает внимания упоминаемый здесь «дом» Корнилия. Лука, несомненно, знал, что римскому военному персоналу не разрешалось заводить семью. Солдаты обычно имели наложниц, на что их начальники смотрели сквозь пальцы, но сотников часто переводили с места на место, и потому у них не было возможности вступать в длительные неофициальные отношения с местными женщинами. Таким образом,хотя Корнилий мог быть женат на местной женщине, вероятность этого очень невелика. Считалось, что жена должна разделять религиозные убеждения мужа, поэтому если он все же был женат, единодушие супругов в вопросах веры не вызывает удивления. Но понятие, переведенное как «дом», может означать не только семью, но и рабов или вольноотпущенников; хотя дешевый . раб стоил около трети годового жалованьясолдата, сотники получали в пятнадцать раз больше рядовых. Таким образом, под «домом» здесь могут подразумеваться только «слуги» (ст. 7).
10:3.«Около девятого часа», т. е. около трех часов пополудни; Корнилий придерживается часов молитвы, которые соответствовали времени утреннего и вечернего жертвоприношений в храме (3:1).
10:4—8.В Ветхом Завете Бог тоже присматривался к язычникам, которые искали Его, хотя еще не полностью обратились в веру (напр.: Нав. 6:24; 2 Цар. 12:9,10), и являл Себя не только потомкам Авраама (Быт. 5:24;Чис. 22—25). Выражение «на память», возможно, восходит к тексту молитв, читавшихся в храме во время жертвоприношения (Лев. 2:2).
Видение Петра
Ср. видение Корнилия в 10:1—8;
о случаях подобных «парных» видений ср. коммент. к 9:12.
10:9.Кесария находилась в 30 милях к северу от Иоппии. Если посланцы Корнилия вышли сразу после трех часов дня (10:3), они должны были идти всю ночь или (что менее вероятно) Корнилий нашел для них лошадей, поскольку они прибыли в Иоппию к полудню («около шестого часа»). Поручение у них было неотложное.
Плоские кровли домов использовались для сушки овощей и для молитв. Даже в полуденный зной на кровле под пологом было прохладней, чем в плохо проветриваемых комнатах большинства палестинских домов. Полдень не был часом постоянной молитвы (3:1), откуда следует, что Петр молился не только в установленные часы.
10:10.Петр проголодался не потому, что соблюдал пост; полдень был временем обеда в Риме и в Иоппии, вероятно, тоже. Филон описывает состояние, которое здесь приписывается Петру, как «божественное опьянение», когда душа так наполняется Богом, что человек перестает воспринимать окружающее; но, в отличие от Филона и авторов апо-калипсисов, которые стремились получить мистический опыт, Петр испытал это состояние, ничего не предпринимая со своей стороны.
10:11—13.Даже наиболее терпимые вдругих отношениях евреи употребляли только кошерную пищу. Таким образом, это видение представляло ужасающую картину для всех палестинских (и для большинства живущих за пределами Палестины) евреев в I в.: Бог повелевает Петру есть всех этих нечистых, запретных тварей. Как он ни был голоден (10:10), но все же не настолько, чтобы есть это!
10:14—16.В другом видении, пятьсот лет назад, Бог так же повелел Иезекиилю, священнику, есть нечистое, и там тоже был протест; в ответ Бог несколько изменил первоначальное повеление в лучшую сторону (Иез. 4:13-15). Во времена Маккаве-ев иудеи предпочитали умереть, чем съесть нечистую (некошерную) пищу; поэтому еврейских читателей, вероятно, ужаснуло, что Бог может требовать есть нечто омерзительное (с точки зрения национальной кухни) и запретное (с точки зрения Ветхого Завета). Суть видения, заключающаяся в том, что Бог может объявить чистым все, относится главным образом к язычникам, с которыми предстоит встретиться Петру (10:28; 15:9). В повторении видения нет ничего необычного (1 Цар. 3:4-10).
А Петр принимает язычников
10:17.Иоппия была большим городом, но, зная профессию Симона и то, что его дом расположен около моря, найти его было нетрудно. (Во многих городах Римской империи люди одной профессии селились в одном районе.) Тот факт, что перед домом Симона были ворота, свидетельствует о его достатке.
10:18.Зная иудейские обычаи (10:2), посланцы Корнилия не заходят в дом (10:28), а вызывают Петра, хотя, как представители римского сотника, они могли безнаказанно войти в дом, как это было принято у римлян.
10:19—21.Петр «сошел» к ним по наружной лестнице, ведущей на плоскую кровлю.
10:22.Хотя во многих историях рассказывается о еврейских учителях, беседующих с язычниками, иудеи, строго соблюдающие закон, не входили в дома язычников сами и не пускали язычников в свой дом.
Таким образом, получив приглашение в дом Корнилия, Петр сталкивается с проблемой. Хотя более свободомыслящие иудеи не усмотрели бы здесь ничего особенного (ст. 23а), Петр должен был помнить оболее строгих членах церкви, среди которых могли быть даже фарисеи (115:5).
10:23а.Фарисеи и другие пиетисты не допускали и мысли, чтобы разделить трапезу с «нечистыми» язычниками: оставить язычников на ночлег, какими бы уставшими они ни были, считалось нарушением строгого иудейского благочестия. Есть с ними за одним столом было запрещено на том основании, что язычники были «дурной компанией» (Книга Юбилеев 22:16). Вероятно, кожевник Симон был в меньшей степени озабочен исполнением этих строгих правил; хотя большинство его покупателей были евреями; Иоппия была городом со смешанным населением, и его профессия в любом случае презиралась строгими пиетистами. (Даже позднейшие раввины допускали кратковременные деловые контакты с язычниками и признавали, что в некоторых мастерских используется труд и евреев, и язычников.) Но видение Петра, вероятно, имело отношение к тому, какой прием следует оказать гостям.