Прославление перед лицом преследования
4:23,24.Хотя в греческой драме хор подхватывает и повторяет слова, здесь слово «единодушно» просто означает «вместе», «дружно» (это же слово встречается в 1:14; 2:46; 5:12). Это не общая литургия, которая стала обычной в синагогах; не все богословы даже соглашаются с тем, что в тот период в большинстве палестинских синагог молитва произносилась хором, в унисон. Данный текст, вероятно, означает просто, что некто был вдохновлен Духом вести молитву.
Молитва начинается с признания Божьего всемогущества (уверенности в том, что Бог ответит на молитву), выраженного строкой из Пс. 145:6 о верности Бога, защищающего и оправдывающего гонимых; Он могущественнее противников христиан.
4:25—28. ВПс. 2 ясно выражено обращение к царственному потомку Давида, Мессии, против которого объединят свои усилия все цари земные. (Позднее раввины относили этот текст к Гогу и Магогу, народам, которые выступят против Мессии и Израиля.) В ст. 27 верующие признают, что предсказанноепротиводействие воплотилось в лице противников Иисуса. Это признание означает, что противодействие Иисусу (и им самим) осуществляется в согласии с волей Божьей.
4:29—31.Молитвы об отмщении характерны для Ветхого Завета и иудаизма (см.: 2 Пар. 24:21,22; Пс. 108:6-20; см. также: Отк. 6:10), но эта молитва — о верности и смелости (ср.: Пс. 137:3). Хотя в иудаизме превозносились немногочисленные чудотворцы, а у язычников были чародеи и святилища, славившиеся целебными свойствами, религиозное движение, уповающее на то, что Бог даст возможность совершать чудеса в столь широких масштабах (ср.: Деян. 2:43; 5:12) не имеет параллелей.
Непрестанное духовное возрождение
Как и во 2:41-47, излитие Духа Божьего ведет не только к совершению чудес и к вдохновенному словесному свидетельству, но и к отказу от собственности в пользу общины. См. также коммент. ко 2:43—45.
4:32,33.В Ветхом Завете Божьей благодатью и Духом могли «исполниться» только отдельные индивидуумы (ср.: Чис. 11:24-29; Иез. 11:5).
4:34,35.Согласно Свиткам Мертвого моря, пожертвования и взносы распределялись между членами общины ее руководителями; у палестинских евреев денежные средства, предназначенные для благотворительных целей, распределялись надзирателями.
4:36.На Кипре было много иудеев. Арамейское имя «Варнава» может означать не только «сын утешения», но и «сын пророка». Прозвища обычно отражали наиболее характерные свойства личности.
4:37.Дары, подобные принесенным Иосией, были нередки (4:34), но Лука хочет привести положительный пример, прежде чем перейти к отрицательному (5:1-11), и познакомить читателей с одним из главных персонажей своей книги (9:27). Умение пользоваться приемом противопоставления считалось достоинством древних авторов. Хотя по ветхозаветному закону левиты не имели земельной собственности, во времена Иисуса они уже стали землевладельцами (ср.: родственники Варнавы в 12:12,13), а некоторые из них, такие, как саддукейские священники, даже были богаты.
Ложь Анании и Сапфиры
Грех человека, припрятавшего военные трофеи, навлекла однажды беду на весь Израиль, и только смерть преступника позволила Израилю двигаться дальше (Нав. 7). Бог относился к чистоте Своего народа и к искренности заявлений об абсолютной преданности гораздо более серьезно, чем большинство современных христиан.
5:1—4.В древних сообществах, требовавших от своих членов передачи имущества в общее пользование, людям обычно давалось время на размышление, в течение которого они могли забрать свою собственность ивыйти из сообщества (см. Свитки Мертвого моря и «Устав» пифагорейцев). Первые христиане руководствовались не правилами, а любовью, но в этом отрывке преступная ложь о передаче якобы всех денег за проданное имение общине трактуется более сурово, чем где бы то ни было. В Свитках Мертвого моря сказано, что нарушитель на целый год отрешался от участия в совместных трапезах, а количество выдаваемой ему пищи сокращалось на четверть; здесь Бог выносит смертный приговор. О том, что большинство людей в древности осознавали опасность лжи Богу или Его представителям, свидетельствуют как 4 Цар. 5:20-27, так и греческая надпись из Эпидавра.
5:5. Иудаистская традиция гласит, что нарушительница супружеской верности мгновенно умирала, как только выпивала горькую воду, смешанную с землей из скинии (Чис. 5); в позднейших преданиях рассказывается о раввинах, которые испепеляли взглядом нерадивых учеников. Истории о возмездии, осуществляющемся чудесным путем, встречаются не только в Ветхом Завете (напр.: Чис. 16:28-35; 4 Цар. 2:24; 2 Пар. 26:16—21), но и в греческой традиции.
5:6. У евреев было принято хоронить людей в тот же день, когда они умерли, хотя жена обычно знала о погребении мужа (5:7). Вероятно, у Анании и Сапфиры не было родовой гробницы, поскольку большую часть своей собственности они передали церкви.
5:7—11.Ветхий Завет (напр.: Втор. 21:21) и позднейший иудаизм (Свитки Мертвого моря, раввины и др.) предписывали за некоторые преступления смертную казнь, чтобы другие «устрашились» (ст. 11); таким образом, это наказание служило сдерживающим средством.
Чудеса продолжаются
Хотя чудотворцев среди древних учителей было немного, лишь о наиболее выдающихся из них дошли сведения, что они совершали чудеса, подобные тем, что приписываются здесь "апостолам, причем эти сведения относятся к позднейшему времени. В источниках, близких по времени к указанным учителям, чудеса обычно связываются с богами, обитающими в храмах (об отношении первых христиан к языческим богам см. в 1 Кор. 10:20).
5:12.О «притворе Соломоновом» см. в 3:11 и в коммент. к Ин. 10:23.
5:13.Местоимение «никто», по-видимому, относится к неверующим, а не к христианам (2:42,47) (в отличие от некоторых греческих философских школ, напр, школы Пифагора, где только избранные считалисьдостойными приблизиться к учителю). Многие неевреи посещали "синагогу и верили в Бога Израиля, хотя и не были полностью обращенными в иудаизм и не соблюдали предписаний еврейского закона (см. коммент. к 10:2); возможно, здесь подразумевается подобная группа «посторонних» евреев, которые с уважением относились к последователям Иисуса, но еще не обратились в христианскую веру.
5:14—16.Древние считали, что тень прикреплена к человеку; по еврейскому закону, если чья-то тень упала на труп, то такой человек осквернялся точно так же, как если бы он прикоснулся к трупу. Массовое убеждение о необходимости дотронуться до целителей, вероятно, связано с языческим предрассудком (согласно которому целительная сила вещественна), но Бог, несмотря на это заблуждение, удовлетворяет нужды людей с помощью Своих уполномоченных представителей (ср.: 19:11; Мк. 5:28-30).
Повторный арест
5:17.Саддукеи обладали властью, но никогда не были так популярны, как фарисеи. Хотя политическая ситуация вынуждала их поддерживать отношения с фарисеями, нет ничего удивительно в том, что они завидовали им (ср.: Мк. 15:10) и враждебно относились к "апостолам. "Иосиф Флавий описывает саддукеев как «секту», а Лука, определяя саддукейское учение как «ересь», фактически говорит о том же (см. также:Деян. 15:5; 26:5). Иосиф Флавий, который писал для греческой аудитории, возможно, понимал под этим термином философскую школу или направление.
5:18.Темницы обычно использовались как камера предварительного заключения, а не как наказание в виде лишения свободы.
5:19.Тема чудесного избавления из заточения иногда встречается в греческой мифологии (напр., греческий бог Дионис, заключенный под стражу царем Пентеем), а также в одной дохристианской повести о Моисее, сочиненной писателем еврейской "диаспоры Артапаном. Фактически, исход из Египта также был чудесным спасением из плена (ср. также: Лев. 26:13; Пс. 106:10-16).
5:20,21.Ворота храма открывались в полночь, но народ приходил только на рассвете. Слушание дела "апостолов было назначено на дневное время, поскольку суды не могли производиться ночью (4:3,5).
5:22—26.Если бы эти стражи были не левитами, охранявшими покой храмовой аристократии, а воинами, мобилизованными римлянами или Иродом Агриппой I, им бы крупно не повезло: они могли быть казнены (см.: 12:18,19).
5:27.Первосвященник председательствовал в "синедрионе, т. е. стоял во главе судебного совета.
5:28."Апостолов обвиняли в том, что они якобы призывали народ к мятежу против религиозной верхушки Иерусалима, пользующейся поддержкой Рима, возлагая на нее ответственность за казнь Иисуса. (Синедрион рассматривал казнь Иисуса как ликвидацию мятежника, чья деятельность дестабилизировала обстановку в стране.)
5:29,30.См. коммент. к 4:19,20. Апостолы заявляют, что синедрион несет ответственность за эту казнь.
5:31.См. коммент. к 3:15. "Саддукеи, которые занимали ведущее положение в синедрионе, могли рассматривать утверждение апостолов о том, что Иисус ныне царствует у Бога и оправдан Им после того, как синедрион казнил Его, как ошибочное; но более вероятно в данном случае то, что они усматривали в этом заявлении вызов своей политической власти и мудрости.
5:32.0 свидетелях см. в 1:8; предполагалось, что "Святой Дух — Дух "пророчества, побуждавший их к свидетельству, — будет доступен только в конце времен, а ныне может осенять только самых благочестивых людей. Как явствует из ответа апостолов, они не считали, что синедрион послушен Богу.