Начало проповеди о грядущих событиях
Иисус черпает многие образы этой проповеди из Ветхого Завета.
21:5.Иерусалимский храм был одним из самых прекрасных сооружений древности и создавал впечатление несокрушимой твердыни (ср., напр., "«Письмо Аристея», 100, 101); ср. коммент. К Мк. 13:1.
21:6.Представители других религиозных группировок тоже утверждали, что на храм падет суд, но большинство иудеев, независимо от позиций по другим вопросам, были едины в том, что храм является символом национальной самобытности еврейского народа, и не допускали мысли о том, что Бог допустит его разрушение (как в Иер. 7:4-15). Некоторые камни остались на своих местах (сохранилась одна стена), но это не умаляет силы самой гиперболы; храм был почти полностью стерт с лица земли в 70 г. н. э. — примерно через сорок лет после предсказания Иисуса (Лк. 21:32).
21:7.Ветхозаветные пророки часто группировали события не в хронологическом порядке, а тематически, и Иисус здесь придерживается этого принципа. Он говорит о двух совершенно разных событиях: о разрушениихрама и конце света.
Неминуемые страдания
21:8.В то время лжемессии появлялись в еврейской Палестине довольно часто и собирали вокруг себя многочисленных последователей вплоть до времени Бар-Кохбы, которого около 130 г. провозгласил мессиейРабби Акива.
21:9-11.Эти события обычно причислялись учителями, которые толковали древние пророчества, к знамениям конца времен; считалось, что перед концом света должно наступить время великой скорби или разразиться последняя война на земле. Иисус же говорит, что такие события будут характеризовать обычный ход земной истории вплоть до ее завершения.
21:12.""Синагоги были домами собраний и как нельзя лучше подходили для слушания дел и публичных наказаний. Иногда в качестве наказания предусматривалась порка; по правилам, которые действовали во IIв., это означало тринадцать ударов в грудь и двадцать шесть — по спине. Темницы служили местами предварительного заключения до суда; наказания предусматривали казнь, рабство, изгнание, конфискацию имущества и др.
21:13—15.Судя по контексту, это свидетельство будет донесено до правителей всех народов («царей» в ст. 12 может относиться только к римским вассальным князьям, но есть основания полагать, что здесь подразумеваются и парфянский царь, и другие цари Востока), что предвещало всемирные масштабы распространения Евангелия и преследования христиан.
21:16.См.: Мих. 7:5—7. В культуре, где верность семье ценилась очень высоко, предательство со стороны члена семьи воспринималась особенно остро.
21:17-19.Здесь Иисус дает обетование оза-щите (ср.: 1 Цар. 14:45; 2 Цар. 14:11) Своих верных последователей. Поскольку сотни, а скорее, даже тысячи христиан были уничтожены Нероном в Риме в 64 г. н. э., менее чемза два десятилетия до того, как Лука написал этот текст, становится понятно, что это "гипербола, а не конкретное обетование (9:23,24; 21:16). (Как и большинство исследователей, я думаю, что Лука написал этопосле 64 г. н. э., хотя этот вывод и не окончательный.) Это обетование, возможно, указывает либо на духовную стойкость (12:4,5), либо на то, что Бог часто спасает человека от физической смерти, как во многих случаях в Ветхом Завете (напр.: Дан. 3:27)
Падение Иерусалима
21:20.Лука говорит о предстоящем падении Иерусалима более конкретно, чем Марк с его «мерзостью запустения»: война с Римом началась в 66 г. н. э., и вскоре римские войска, проследовав через Палестину, окружили Иерусалим, осада которого длилась до падения города в 70 г. н. э. Тот, кто попытался выбраться из окруженного города, сделать этого не смог; некоторым удалось убежать от "зилотов внутри города, но они были зарезаны сирийскими наемниками, искавшими драгоценности, которые беженцы могли проглотить для сохранности.
21:21.Горы в Иудее были самым безопасным убежищем — в виду неизбежного нашествия врага, как это уже было хорошо известно всем в Иудее (напр., для Давида и во время гражданской войны Маккавеев во II в. до н. э.). Завидев приближавшиеся вражеские войска, люди обычно пытались покинуть городские пределы; но того, кто оказывался в ловушке городских стен, ожидала печальная участь (ст. 24).
21:22.Пророки часто предрекали суд над Иерусалимом. Хотя они обычно подразумевали вавилонский плен (который имел место примерно за 600 лет до Иисуса), этот принцип — суд и необходимость покаяния для полного восстановления — все еще не потерял своей силы.
21:23.Естественные трудности и заботы, связанные с рождением и кормлением младенцев, в этот период усугублялись. Данный текст, возможно, указывает на горе и скорбь в связи с потерей детей (ср.: "2 Вар. 10:13—15). Язык «великого бедствия» эхом отзывается в "пророчествах о великой скорби, которая будет предшествовать окончательному покаянию Израиля (Дан. 12:1). В "Ветхом Завете Божьи суды в истории часто описываются как «гнев» (напр., на Иерусалим — Пл. 1:12), а также как Его грядущий гнев в День Господень (напр.: Соф. 1:14,15).
21:24.Все жители Иерусалима погибли во время войны (от голода, болезней, пожаров, военных столкновений между самими евреями и с римлянами) или были порабощены в 70 г. Иерусалим был разрушен до основания; после второго разрушения в 135 г. н. э. Иерусалим был перестроен как языческийгород с языческим храмом на том месте, где некогда возвышался Божий храм.
Будьте готовы
Разрушение Иерусалима представляет собой последнее знамение миру перед вторым пришествием Иисуса; получив такое предзнаменование, последователи Христа должны быть готовы к Его пришествию.
21:25,26."Иосиф Флавий и ссылающиеся на него авторы говорили о знамениях на небе, которые предшествовали падению Иерусалима. Такие знамения были сигналом для нечестивых — убояться (Ис. 19:16; Иер. 4:9). Это язык конца времен (Ис. 13:10; 34:4; ср.: 24:23; Иез. 32:7,8). Некоторые древние авторы использовали этот язык катаклизмов для изображения исторических событий (в "«Сивиллиных оракулах» так описано землетрясение; ср.: Пс. 17:7-20; Иер. 4:20-28), но большинство авторов пользовались подобным языком для описания конца времен, преобразования современного мирового порядка и установления вечного Божьего "Царства.
21:27.Иисус иногда описывает пришествие "Сына Человеческого в образах еврейской литературы, обычно относящихся к Богу (ср.: Ис. 19:1). Здесь у Иисуса содержится явная аллюзия на Дан. 7:13,14, где «как бы Сын человеческий» (т. е. напоминающий человека) получает "Царство от Бога.
21:28.Вотличие от другихлюдей, верующим нечего бояться этих небесных знамений (Иер. 10:2); они просто свидетельствуют о приближении времени «искупления». Еврейские националисты во время мятежа против римлян заявили о наступлении своего «искупления», или освобождения от Рима; но Иисус учит, что это избавление придет только свыше, от Бога.
21:29-31.Знамения, которые перечисляет Иисус, служат признаком близости конца подобно тому, как листья на смоковнице показывают, какое время года наступило. (Зимой смоковница выглядит более оголенной, чем другие деревья.)
21:32,33.Время одного поколения определялось по-разному, но в "Ветхом Завете оно обычно считалось равным сорока годам (в "Свитках Мертвого моря сорок лет отводится на страдания последнего поколения). Иисус произнес эти слова около 30 г.; храм же был разрушен в 70 г. н. э.
21:34-36.Выражение «да сподобитесь избежать» (ст. 36) может относиться к бегству из Иудеи в ст. 21 или к преследованиям в ст. 12-19; «предстать пред Сына Человеческого» может означать «выстоять до конца» или«предстать перед Ним в числе победителей».
21:37.Заход солнца в апреле наступал около шести часов вечера, и во дворах храма к этому времени народ постепенно убывал. Тысячи паломников, которые пришли на праздник Пасхи в Иерусалим, должны былиустраиваться на ночлег в близлежащих деревнях.
21:38. «С утра» — вероятно, с восходом солнца, т. е. в апреле в Иерусалиме это было в шесть часов.
Приготовление к Пасхе
22:1.Еврейская Пасха начиналась сразу же после Праздника опресноков; но поскольку паломники прибывали в Иерусалим, чтобы отпраздновать оба праздника, в народе оба они сливались воедино.
22:2—6. В
еврейских источниках говорится, что первосвященники не останавливались ни перед чем, чтобы устранить своих противников. Естественно, они не могли примириться с тем, кто утверждал, что послан Богом осудить состояние дел в храме. Но популярность Иисуса вынуждала их действовать осмотрительно (22:2; ср. коммент. к 20:5-7).
22:7.См. коммент. к 22:1.
22:8,9.Представители каждой семьи должны были привести священнику на заклание в храме ягненка, а затем вернуться с ним домой и ночью съесть этого пасхального агнца всей семьей.
22:10.Кувшины с водой (в отличие от мехов с вином) почти всегда носили женщины; таким образом, кувшин для мужчины служил хорошим опознавательным знаком.
22:11—13.Двухэтажный дом, в котором наверху располагалась большая горница, мог принадлежать только зажиточному хозяину. Эта семья, вероятно, проживала в Верхнем городе, близ храма, а не в бедной части Иерусалима, Нижнем городе, где находилась система сточных вод. Вследствие того, что Пасху полагалось съесть внутри города, большинство домов было заполнено гостями; но приготовления для последней вечери Иисуса и Его учеников были сделаны по всем правилам.
Пасхальная трапеза
Как приготовление Пасхи, так и пасхальная трапеза сопровождаются обетованиями и предсказанием предательства, поскольку Пасха здесь сама по себе служит прообразом смерти Иисуса. Ожидая исполнения обетовании Ветхого Завета, иудаизм надеялся на новый исход, когда Бог снова спасет Свой народ, хотя иудаизм того времени ожидал нового Моисея, а не нового Агнца.
22:14.Пасху надлежало съесть вечером. В апреле в Иерусалиме солнце заходит в шесть часов вечера, и с этого момента начиналась пасхальная трапеза. За столом собиралась вся семья; часто две семьи объединялись для совместной трапезы, но здесь Иисус и Его ближайшие ученики составляют одну семью. Во время обычных трапез за столом сидели, а на торжественных, праздничных трапезах, как в данном случае, возлежали.
22:15,16.Обеты воздержания были характерны для палестинского иудаизма: «Я не буду есть того-то и того-то, пока не произойдет то-то» или «Я не буду использовать то-то и то-то до тех пор, пока не произойдет соответствующее событие». В еврейских преданиях наступление "Царства часто изображается как пир. На обычных трапезах, а также на Пасху перед едой полагалось вознести благодарение над чашей с вином.
22:17—19.Хозяин дома обычно воздавал благодарность за хлеб и вино перед каждой едой, но особо торжественно — перед началом пасхальной трапезы. Мы не должны воспринимать слова «сие есть Тело Мое» в буквальном смысле, так же как и традиционную пасхальную формулу, которую евреи произносили, воздавая благодарность за пасхальный хлеб: «Это хлеб страданий, который ели наши предки, когда они вышли из Египта».
22:20.Договоры заключались через пролитие крови жертвы; Бог искупил Свой народ из египетского рабства через кровь пасхального агнца. «За вас» — вероятно, аллюзия на Ис. 53 (см. коммент. к Мк. 10:45). В традиционном пасхальном ритуале хлеб и вино имели символическое значение, и произносилось благословение над чашей. Но в этом ритуале чаша с вином не трактовалась как кровь, потому что еврейский закон и традиция категорически запрещали даже мысль о том, что можно пить кровь животного, а тем более человеческую.
22:21. Вглазах еврейских читателей предательство одного из участников совместной трапезы было кощунством, поскольку это
нарушало законы гостеприимства и тесные дружеские связи, которые объединяли людей за совместной трапезой.
22:22,23.Большинство приверженцев иудаизма в древности подчеркивали одновременно и суверенность Бога, и свободную волю человека как неотъемлемую составляющую их взаимоотношений. (Современныевоззрения, которые усматривают здесь противоречия, базируются на греческой логике, игнорируя целостность еврейского, или библейского, мышления.)
Возвышение слуг
22:24,25.Иудеи были хорошо знакомы с языческой моделью власти: на древнем Ближнем Востоке правители издавна возводились в ранг божества и были тиранами; греческие правители восприняли эту модель, практически воплотив ее в жизнь на территории большей части Восточного Средиземноморья. Евреи рассматривали римского императора и его вассальных князей (которые не отличались особой заботой осохранении национальной самобытности еврейского народа) примерно в одном ключе. Представители власти, которые с высоты своей позиции могли иногда достаточно благосклонно относиться к своим подчиненным, считались «благодетелями»; в греческих кругах практика благотворительности широко поощрялась. Напоминание Иисуса о том, что ученики, которые желают власти, поступают как язычники, равнозначно предостережению не делать этого.
22:26. Вдревности статус человека часто определялся возрастом; самый молодой заслуживал наименьшего уважения. Раб был всегда бесправным и не имел никакого социального статуса по сравнению со своим господином (независимо оттого, какое положение занимали рабы по отношению к крестьянам и другим людям, которые находились на более низкой социальной ступени по сравнению со своими господами).
22:27.Рабы и слуги прислуживали господам за столом. «Возлежание» — обычная греческая поза за едой, которую палестинские евреи переняли у них для торжественных трапез.
22:28-30. Веврейской литературе Царство часто изображалось как время, когда Израиль будет приглашен на пир, приготовленный для него; традиционное ожидание евреев, связанное с грядущим Царством, —восстановление потерянных колен Израиля. Те, кто «судил» Израиль в Ветхом Завете, властвовали над ним.
Накануне отречения
22:31,32.Пшеница просеивалась для очищения от посторонних примесей; см. об этом образе у Амоса (9:9). О веянии пшеницы для удаления плевел см. в коммент. к Мф. 3:12. Упоминаемое здесь требование "сатаны, вероятно, основано на Иов. 1:6-12 и 2:1-6, где сатана пытается обвинить Иова перед небесным судом (евр. слово «сатана» означает «противник», т. е. обвинитель).
22:33,34.В древних источниках пение петуха обычно считается верным признаком наступления рассвета (см. напр.: Апулей, «Метаморфозы», 2.26; 3 Мак. 5:23; Вавилонский Талмуд Berakot 60b). Но некоторые комментаторы отмечают, что в Палестине ночное пение петуха может периодически повторяться в течение ночных страж, начиная с половины первого ночи; второе пение раздается обычно около половины второгоночи. В любом случае здесь речь идет о том, что отречение неотвратимо.
22:35.См. коммент. к 9:3.
22:36-38.Упоминая о мече, Иисус не призывает к насилию, в отличие от зилотов (ср.: Псевдо-Фокилид, 32—34; Фокилид — греческий поэт VI в. до н. э.). Иисус призывает к временному и символическому акту — двух мечей достаточно (ст. 38), чтобы Его можно было обвинить в мятежных намерениях и, следовательно, «причесть к злодеям» в соответствии с Ис. 53:12. (О "мессианском аспекте Ис. 53 ом. в коммент. к Мф. 12:15-18.) Без верхней одежды ночью человек мог замерзнуть и простудиться, но Иисус говорит, что это лучше, чем если ученики окажутся невооруженными в предстоящем конфликте.