Проявляйте милосердие к ближнему
6:27.Ветхий Завет призывает любить ближнего (Лев. 19:18), но заповеди любить своих врагов там нет.
6:28.Хотя Иисус (23:24) и Его последователи (Деян. 7:60) на деле благословляли врагов и молились за них, для Ветхого Завета и древних «текстов проклятий» более характерны молитвы об отмщении врагам (2 Пар. 24:22; Пс. 136:7-9; Иер. 15:15; ср.: Отк.6.10?.
6:29.Пощечина, особенно по правой щеке, в древности на Ближнем Востоке считалась тяжелейшим оскорблением. Одежда, о которой идет речь в этом стихе, — это верхняя и нижняя одежда, соответственно. Самые бедные люди (напр., египетские крестьяне), как правило, имели только одну смену одежды; таким образом, Иисус, используя "гиперболу, говорит здесь об абсолютном непротивлении.
6:30.Здесь Иисус, вероятно, подразумевает нищих, которых было очень много на Древнем Востоке, а также бедняков, берущих деньги в долг. Крестьяне обычно занимали деньги в счет будущего урожая. В еврейском обществе ценились и благотворительность, и исполнение взятых на себя обязательств.
6:31.В Древнем мире была широко принята отрицательная форма («Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой») нравоучений.
6:32,33.Мысль о том, что нужно любить своих врагов и давать взаймы без отдачи, была неслыханной для этой аудитории, хотя многие фарисеи призывали поддерживать мир с Римским государством (по крайней мере, в определенном смысле, быть терпимыми к врагам).
6:34,35.В римском мире кредитные ставки иногда достигали 48 процентов, но в Ветхом Завете запрещалось отдавать деньги в рост. Поскольку многие кредиторы боялись потерять свои вложения, если давали в долг к концу седьмого года (когда за-кон требовал прощения всех долгов), они просто не предоставляли кредиты, что тяжело отражалось на земледельцах, лишая их возможностей развивать свое хозяйство. Еврейские учителя, таким образом, находили пути обхода этого закона, чтобы бедные могли занимать деньги, при условии возврата долгов. Иисус осуждает такую практику: тот, кто имеет возможность помочь другому, должен делать это бескорыстно.
Библейские законы, предусматривавшие прощение долгов каждый седьмой год (Втор. 15:9; ср.: Лев. 25), подтверждают принцип, на который ссылается здесь Иисус, но Он идет дальше, настаивая на бескорыстной помощи ближнему. Хотя закон ограничивал своекорыстие, Иисус раскрывает самую его суть и побуждает жертвовать ради своего ближнего. «Сыновья» благородного человека могут унаследовать характер своего отца; так и дети Божьи должны руководствоваться в своей жизни божественными принципами.
6:36.Милосердие человеческое должно отражать милость Божью — это прописная истина иудаизма (напр., «Письмо Аристея», 208; раввины). В арамейском языке «милосердный» и «совершенный» (Мф. 5:48) обозначаются одним словом.
6:37.«Судить», «осуждать» и «прощать» — это образы Судного дня, предзнаменованием которого служит Божье воздаяние каждому по его делам (напр., в День искупления).
6:38.Здесь используется метафора из области торговли: емкость, в которую засыпают зерно до самого верха; эту тару затем встряхивают с силой, чтобы зерно осело и уплотнилось так, чтобы ее можно было пополнить еще не раз. Отсыпать «в лоно» — т. е. в складки в одежде, которые использовались вместо карманов. Поскольку евреи, следуя запрету называть имя Бога, употребляли неопределенно-личную грамматическуюформу, то, перефразируя сказанное, можно сказать, что Бог отмерит каждому по его мере; возможна и другая трактовка: Бог воздаст человеку через других. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог судит людей, видя пути их (напр.: Ис. 65:7). Притчи и другие тексты говорят о благословениях, которые получают щедрые и великодушные люди (напр.: Втор. 15:10; Прит. 19:17; 22:9; 28:8).
Истинные и ложные учителя
6:39.Образ слепого часто используется в притчах и нравоучениях. Главная мысль состоит в том, что, прежде чем учить других, необходимо самому познать истину (6:40) и исправиться (6:41).
6:40.В древнем иудаизме цель обучения ученика состояла в том, чтобы сделать из него в будущем компетентного учителя, или рав-вина. По определению, ученик не мог знать о законе больше, чем учитель.
6:41,42.Здесь Иисус использует "гипербо-лу, которая могла рассмешить и тем самым привлечь внимание Его слушателей.
6:43—45.См.: 3:9. Смоквы и виноград часто выращивались вместе и были одними из самых распространенных культур в Палестине, которые в ветхозаветных текстах часто связаны между собой. Терновник и другие сорняки доставляли много хлопот земледельцам (ср., напр.: Быт. 3:18; а также Ис. 5:2,4LXX).