Неприятие Иисуса в родном городе
Принцип «не бывает пророка без чести, разве в своем отечестве» подтверждается в Ветхом Завете на примере Иеремии, Моисея, Иосифа и многих других. В позднейшей иудаистской традиции эта концепция обозначена еще более отчетливо. Иисус «не мог» совершать чудеса, потому что неверие односельчан не столько сковывало Его силы, сколько сужало Его миссию: исцелять в отсутствие нравственноориентированной веры означало бы действовать по принципу языческих целителей древности.
В 6:3 Иисус назван «плотником». Во времена Иисусова детства римляне разрушили Сепфору, столицу Галилеи. Город стал сразу же восстанавливаться. Плотники из Назарета, городка, расположенного в нескольких милях от разрушенной старой столицы, несомненно, принимали участие в ее восстановлении. Иосиф, отец Иисуса, как это было принято, обучил Его профессии плотника. После того как Сепфора была перестроена, они, возможно, занимались плотницкими работами и в других селениях Галилеи. Тот факт, что Иисуса назвали плотником, означает, что Его узнали, и нет ничего удивительного в том, что плотник стал учителем: известны и другие знаменитые учителя среди людей этой профессии (напр., Шаммай).
«Братьями» и «сестрами» обычно называли детей одной матери; более общий термин «сродники» (напр.: Рим. 16:11) не используется по отношению к братьям и сестрам Иисуса. Этот текст, несомненно, относится к детям Марии, которые родились у нее после Иисуса.
Странствующие посланники Иисуса
6:7. В греческой и иудейской культурах глашатаев, или вестников, обычно посылали по двое. Кроме того, в иудаизме наличие двух человек требовалось для подтверждения достоверности свидетельства (Втор. 17:6; 19:15).
6:8,9.Они должны странствовать налегке:
1) как крестьяне, у которых только одна смена одежды (хотя они редко путешествовали);
2) как странствующие философы, которыхназывали киниками; 3) как некоторые пророки, например Илия и Иоанн Креститель.Они должны полностью посвятить себя этоймиссии, отбросив все мирские заботы. Сумуобычно носили для сбора подаяний (так ееиспользовали киники).
6:10.Гостеприимство высоко ценилось. Подобно древним синагогам, ранние церкви находили наиболее удобным встречаться по домам и использовать их как своего рода оперативный штаб для распространенияБлагой вести в обществе.
6:11.Выражение «отрясите прах от ног ваших» означает, что истинные последователи Иисуса должны относиться к этим еврейским городам как «нечистым» и языческим, и даже пыль этих городов не должна оставаться на их обуви.
6:12,13.Масло иногда использовалось как лечебное средство, а в Ветхом Завете оно часто связывалось с божественным поручением. Таким образом, это был полезный символ в молитве об исцелении (Иак. 5:14).
Политические убийцы пророка
5-14—16.Ирод Антипа был четвертовластником, или тетрархом (ср.: Мф. 14:1; Лк. 3:1), а не царем; Марк упоминает этот титул нестрого или иронически. Под влиянием Иродиады Ирод действительно стремился получить титул царя, за что и был лишен власти в 39 г. н. э. Возможно, ирония Марка объясняется этим обстоятельством.
Некоторые греки (и подпавшие под их влияние евреи) верили в переселение душ; но об Иоанне сказано, что он «воскрес из мертвых» (как и те немногие люди, которые были воскрешены ветхозаветными пророками); Илия избежал смерти, и многие евреи ожидали его возвращения (Мал. 4:5). Таким образом, речь идет не о переселении души.
6:17—19.Связь Ирода со своей невесткой, на которой он к тому времени женился, была хорошо известна всем. Фактически, именно эта связь привела к разводу Ирода с первой женой, чей отец, царь, пошел из-за этого войной против Ирода и победил его. Осуждая действия Ирода и объявляя незаконным его брак (помимо прелюбодеяния здесь имело место нарушение запрета на кровосмесительные связи; см.: Лев. 18:16;20:21), Иоанн обличал главным образом безнравственность его поведения, но Ирод воспринял слова пророка как политическую угрозу, поскольку политические последствия этого брака действительно были очень серьезны и привели в конечном счете к крупному военному поражению (Иосиф Флавий Утверждает, что многие рассматривали позорное поражение Ирода как божественное возмездие за его расправу с Иоанном Крестителем).
Высказывались предположения, что сводный брат Ирода — Ирод Филипп — назван здесь по второму имени, чтобы не спутать его с главным Иродом в этой истории — Иродом Антипой.
6:20.Несмотря на то что у Антипы были основания ненавидеть Иоанна (6:17-19), вовсе не исключено, что ему нравилось его слушать (ср.: Иез. 33:31-33). Многие состоятельные греки, воображавшие себя покровителями интеллектуальных занятий, поддерживали философов не столько для того, чтобы прислушаться к их нравоучениям, сколько для развлечения. Под влиянием идеалов греческой аристократии Ирод, несомненно, считал себя просвещенным монархом, хотя в действительности был грубым политиком.
6:21.Празднование дней рождения вто время было греко-римским, а не иудейским обычаем, хотя представители высшего сословия восприняли многое из греческой культуры. Ирод держал Галилею под жестким централизованным контролем, и чиновники, которых он пригласил, были представителями местных властей, лояльные к его правительству. Из всех городов Галилеи только два города, Тивериада и Сепфора, были устроены по греческому образцу.
6:22.Двор Ирода был известен тем, что там творились непотребства, подобные описанным здесь. Некоторые исследователи полагают, что дочь Иродиады Саломея к этому времени была уже не подростком, а женойтетрарха Филиппа. По другим хронологическим оценкам, ей было лет двенадцать-четырнадцать (возраст, в котором девушки в еврейской Палестине обычно выходили замуж); возможно, она была даже моложе. Влюбом случае поведение Ирода аморально: мало того, что он женился на жене своего брата (ср.: Лев. 20:21), так он еще вожделеет к падчерице, дочери своей жены (ср.: Лев. 20:14).
6:23.Клятва, данная Иродом в состоянии опьянения, напоминает клятву персидского царя, очарованного красотой Эсфири (Есф. 5:3,6; 7:2), хотя просьба этой девицы далеко не так благородна, как просьба Эсфири. Но клятва Ирода ни на чем не основана; как римский вассал, он не имел права дарить что-либо из номинально принадлежавшего ему царства.
6:24.Девица должна была «выйти», чтобы посоветоваться со своей матерью. Раскопки в крепости Махерон показывают, что там было два обеденных зала — для женщин и для мужчин. Поэтому, вероятно, Иродиада не видела, как реагировал Ирод на этот танец. "Иосиф Флавий дает Иродиаде такую же характеристику, что и Марк: ревнивая, коварная интриганка (в конце концов, они с Антипой сами загнали себя в тупик; см. коммент. к 6:14— 16).
6:25.Казни через обезглавливание предавались римские граждане и знатные особы из провинций, не имевшие римского гражданства; представителей низшего сословия обычно распинали на кресте или казнили другими способами, если дело не терпело отлагательства. Просьба Саломеи подать голову Иоанна Крестителя на блюде (как одно из кушаний обеденного меню) придает этой зловещей сцене налет абсурда.
6:26—28.Хотя клятва, данная Иродом, сточки зрения закона ни к чему его не обязывала, нарушение слова поставило бы его в неловкое положение перед гостями. Тацит, который презирал Нерона, сообщает, что этому ничтожному человеку приносили головы его жертв; на читателей Марка образы Ирода и Иродиады должны были произвести такое же отталкивающее впечатление, какое, по мысли Тацита, должен был производить нарисованный им портрет Нерона. В отличие от иудейских вождей, нуждавшихся в санкции Пилата на приведение приговора в исполнение, Ирод Антипа был действующим правителем в своих владениях.
6:29.Если у человека были сыновья, то обязанность похоронить отца обычно возлагалась на старшего сына; здесь эту обязанность по отношению к Иоанну Крестителю должны были исполнить его ученики. Поскольку Иоанн был казнен, ученики совершили смелый поступок, взяв тело без предварительного разрешения Ирода (ср. отсутствие ближайших учеников Иисуса в 15:42-47!).
Пастырь питает свою паству
6:30—34. Жалость Иисуса к «овцам, не имеющим пастыря» (6:34), сопоставима с заботой Бога о Своем народе в Иез. 34:5,15; эта забота подразумевает прежде всего преподнесение людям верного учения (ср.: Иез. 34:4; Иер. 23; Чис. 27:17).
6:35—38.Рыба и, особенно, хлеб были основными продуктами питания в Палестине; мясо ели только по праздникам. Продукты продавались на деревенских рынках, а в Галилее было множество деревень (6:36). Ноздесь действие разворачивается в некотором отдалении от ближайших селений (6:32). Даже в наиболее крупных деревнях население не превышало 3 тыс. человек. Несмотря на то что в Галилее не ощущалось недостатка продуктов питания, накормить такое множество народа представлялось затруднительным. Потребовалось бы истратить сумму, составлявшую средний заработок работника более чем за двести дней (около семи месяцев тяжелого труда).
6:39.Зеленая трава указывает на весеннее время — вероятно, перед Пасхой.
6:40.Слушатели Иисуса были рассажены рядами, как воины в Ветхом Завете или в "Свитках Мертвого моря. Вероятно, так было легче распределять пищу, однако некоторые люди в толпе могли подумать, что Иисус выстраивает их как мессианское войско (ср.: Ин. 6:15). (Марк же отмечает этот порядок, чтобы подчеркнуть огромное число людей, которых предстояло накормить.)
6:41.Обычно перед едой полагалось воздать благодарение за хлеб, и лишь затем преломлять его.
6:42—44.Насыщение пяти тысяч вызывает в памяти чудо дарования манны Израилю в пустыне, и особенно умножение пищи Елисеем (4 Цар. 4:42—44, где также осталась часть продуктов). Выбрасывать остатки считалось расточительством и не одобрялось с точки зрения морали, тогда как представители высшего сословия часто афишировали подобное расточительство.
Хождение по воде
6:45—48.Выражение «хотел миновать их» может напомнить «проведение» славы Божь-1 ей в Ветхом Завете (Исх. 33:19; Иов 9:11), а также хождение Бога «по высотам моря» (Иов. 9:8).
6:49.Хотя не все еврейские учителя поддерживали веру в призраки, эти поверья бытовали в народе, находясь в противоречии с традиционным еврейским (и новозаветным) учением о том, что в перспективе грядущего воскресения души умерших праведников и нечестивцев разделены.
6:50—52.Возможно, ответ Иисуса «это Я» не просто отклик, но и намек на «Я есмь» — слова, произнесенные Богом в Ветхом Завете (Исх. 3:14; ср. коммент. к Мк. 6:45—48).