Капподакийские святители об именах Божиих
В своем сочинении святитель Василий Великий «Против Евномия» писал: «Именования являются обозначениями не сущностей, а тех отличительных свойств, которые они в каждом отдельном случае обозначают»; имена возникают «благодаря приложению слов (к предметам), а не по сущности предметов»[2]
Теория имен, предложенная Василием Великим в противовес евномианской, суммирована в следующих тезисах:
1. Собственные имена, будь то имена Божии или имена тварей, никоим образом не обозначают и не описывают сущности предметов, но лишь указывают на основные свойства предметов.
2. Существует различие между относительными и абсолютными именами. Абсолютные имена означают сами объекты (человек, корова, конь и пр.), тогда как относительные имена указывают на отношения объектов к другим объектам (сын, слуга, друг и пр.).
3. Абсолютные имена не указывают на сущность предмета, но только на свойства сущности.
4. Природа предмета не обусловлена его именем, тогда как имена предметов обязаны своим существованием самим предметам. Предметы важнее своих имен, и реальность важнее слов.
Так же рассматривал и высказывался на эту тему и святитель Григорий Богослов: «Божество неименуемо. И это не только показывают логические рассуждения, но дали нам понять и мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особыми знаками и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами писались и имена всех, кто ниже Бога, и имя Самого Бога, чтобы Божество даже в этом было непричастно ничему свойственному нам, могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом наименовать Природу неразрушимую и единственную? Ибо, как никто никогда не вдыхал в себя весь воздух, так и сущность Божию никоим образом ни ум не мог вместить, ни слово объять»[3].
Возражая Евномию, который считал, что сущность Бога заключается в Его «нерожденности», Григорий Богослов писал: «Бог непостижим, неименуем и неописуем: мы можем описать только некоторые Его свойства (τα κατ' αυτόν), но не можем адекватно описать Его сущность»[4].
Так же возражал теории имен Евномия и Григорий Нисский : «бытие – не одно и то же с наименованием» (Григорий Нисский. Против Евномия 12); «иное предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет»[5].
(Имя) – «некий признак и знак какой-либо сущности и мысли, сам по себе не существующий и не мыслимый»[6]. Он считал, что имена нужны, потому что мы телесны и не можем общаться на интеллектуальном уровне, а общаемся на телесном соответственно уровне: «В человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровенные движения разума»[7].
По мысли святителя Григория (в которой он созвучен и свят. Василия Великому): «имена суть ярлыки, «клейма», звуковые обозначения, прилагаемые душой человеческой к предметам»[8].
Свят. Григорий Нисский однозначно заявляет, что Бог непостижимый и неизреченный по естеству выше всякого имени: «Бог ... не может быть объят ни именем, ни мыслью, ни какой-либо другой постигающей силой ума. Он пребывает выше не только человеческого, но и ангельского и всякого премирного постижения, – неизглаголан, неизреченен, превыше всякого обозначения словами и имеет одно только имя, служащее к познанию Его собственной природы, именно, что Он один выше всякого имени»[9].
Свят. Григорий Нисский различал в имени внешнюю (звуки) и внутренную (значение) стороны и в этом он был абсолютно согласен со свят. Василием Великим, который писал: «Имя Божие называется святым, конечно, не потому, что в слогах имеет некую освящающую силу, но так как всякое свойство Божие и понятие мыслимого о Нем свято и чисто»[10]. Полностью соглашаясь с высказыванием свят. Василия Великого, свят. Григорий Нисский шел, даже немного дальше утверждая, что «Бог превосходит не только звуки и буквы собственного имени, но и заключающийся в них смысл, поскольку несозданное естество Божие выше не только всякого имени, но и «всякого заключенного в имени значения»[11].
Что же говорил о происхождении божественных имен святитель Григорий? Он считал, что Бога человек называл и давал имена в соответствии с тем, что Бог делал в данный момент в отношении человека: «Бог не есть речение и не в голосе и звуке имеет бытие. Призывающим же Его именуется не само то, что Он есть, – ибо естество Сущего неизглаголанно, – но Он получает наименование от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни»[12].
И самое главное – свят. Григорий заявляет, что имя Бога нам неизвестно : «Мы не знаем имени, которое обозначало бы Божеское естество»[13]
В то же время свят. Григорий Нисский в противность Евномия, пренебрегающего священными именами, – считает имена Божии достойными поклонения: «Посему, так как Евномий пренебрегает священными именами, при призывании которых силою божественнейшего рождения подается благодать приступающим с верою, а также презирает общение знаков и обычаев, в которых крепость христианства; то скажем слушателям сего обмана: как вы не видите, что это гонитель веры, вызывающий доверяющих ему к отклонению от христианства?»[14].
Обобщив все выше сказанное можно заявить, что и Григорий Нисский и Григорий Богослов сходились в одном мнении – что что имена Божии указывают на свойства Божии, но не на сущность Божию, и в том, что сущность Божия выше всякого имени.
Теперь рассмотрим как относился свят.Иоанн Златоустк учению об именах Божиих. Большинство высказываний этого святителя на данную тему содержится в его беседах на отдельные книги Библии.
Вот что говорит свят. Иоанн Златоуст об имени Божием и существе Божием толкуя выражение Псалма – «Свято и страшно имя его»: «Таким образом, представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит: «свято и страшно имя его». Если же оно свято, то для прославления нужны и уста святые и чистые»[15] А говоря именно о сущности Божией он утверждал, что мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во имя Его, так как оно творило чудеса.
Святитель Иоанн Златоуст придает особое значение имени Иисуса Христа, говоря, что это «не просто имя, но сокровище бесчисленных благ» (Иоанн Златоуст. 1901.с.43); «Это имя совершает чудеса» (Иоанн Златоуст. 1914.с.425); что одно имя Христа делает то, что Он делал Сам: «достаточно призвать имя Его, и демоны обратятся в бегство»[16].
Еще святитель говорит, толкуя слова Песни Песней, о том как мы должны относиться к имени Божиему: «Ешь ли, пьешь ли, женишься ли, отправляешься ли в путь, – все делай во имя Божие, т. е. призывая Бога на помощь. Этим именем возрождены мы и, если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его»[17].
О приведенном выше отрывке из текста свят. Иоанна Златоуста так пишет митрополит Илларион в своей книге «Священная тайна Церкви»: « Златоуст подчеркивает, что все имена Христа, будь то «Сын», «Иисус», или «Господь», относятся к обоим Его естествам – человеческому и божественному. Он обращает внимание на то, что «мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он существовал прежде, чем был зачат»; Иисусом же Он назван потому, что «имел дело Спасителя». Иными словами, в таинственном и прообразовательном смысле имя «Иисус» относилось к Тому, Кто существовал как Бог прежде, чем был зачат как Человек.