Понимание имени Божия в Ветхом Завете
Имя в Библии не условное обозначение для различия одного лица от другого, оно указывает не только на основные характеристики своего носителя, оно определяет место его положения в мире.
Ветхий Завет, начинающийся рассказом о сотворении Богом мира и человека, повествует и о наречении имен. Сначала Бог называет все сотворенное им в мире, а после сотворения людей, нарекает их: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». (Бытие 5:2). Нарекая имя каждому творения и твари, Бог определяет при этом их место в иерархии бытия, устанавливая взаимоотношения с другими тварями. При этом Бог дает человеку право нарекать имена другим тварям, давая человеку тем самым право владеть и управлять ими. Для этого Бог приводит к человеку всех сотворенных тварей: «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Бытие.2:19-20).
Адаму было дано право назвать и мать всего человечества: «и нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. III, 20).
Но в Ветхом Завете человек дает имена не только твари, но и Самому Богу. В Ветхом Завете встречается много наименований Бога, большая часть из этих имён данных человеком Богу является выражением отношения Бога к человеку в данный определенный момент, а не является собственно именем Бога, выражающим его суть.
Поэтому в Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно. Иаков, боровшийся с Богом, спрашивал о имени Божием, но не узнал его. Повествование о встрече Иакова с Богом является одним из наиболее загадочных и таинственных во всей Библии: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?» (Быт. 32:24-30). Так же и в Книге Судей о явлении Ангела Маною сказано: «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно. И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога». (Суд. 13:17-22). Последние слова Маноя повествуют о том, что ему явился Сам Бог и отказ назвать Свое имя принадлежит тоже Самому Богу.
Все перечисленные выше (упоминаемые в Ветхом Завете) имена Божии, которые человек нарекал Богу, следует отличать от имени (Yahweh – Яхве), которым Сам Бог открылся человечеству.
В книге Исход откровение этого имени Моисею происходит на горе Хорив: «И воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, (Господи)! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал Господь (Моисею): Я увидел страдание народа Моего в Египте. Итак пойди, я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израиле–вым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.» ( Исх.3:4-15).
Понимание Имени Божия в этом тексте еврейское выражение в переводе на славянский язык звучит как «Я есмь Сущий» или «Я есмь Тот, кто Я есмь». То есть это повествование должно пониматься не как откровение Богом Своего имени, а как указание на то, что в человеческом языке не существует слова, которое могло бы быть именем Бога. То есть здесь имя «Сущий» указывает на то, что Бог является источником бытия всего существующего.
Особое место занимает почитание имени Божия в Псалтири:
И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое (5:12).
Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле (8:2).
И будут уповать на Тебя знающие имя Твое (9:11).
Чтобы обобщить все сказанное выше об почитании имени Божия в Ветхом Завете приведем слова архиепископа Феофана (Быстрова), написанные в 1905 году: «человеком даны были имена животным и, конечно, всем предметам видимого мира. Не может быть, чтобы Существо, с которым он наиболее находился в общении, осталось у него без имени. А из возможных и известных из откровения имен божественных имя «Сый» для этой цели было как нельзя более подходящим. Превысший всякой сущности и человеческого мышления, благий и все превосходящий добротою Создатель мира сотворил человека по образу Своему и внедрил таким образом в самые основания духовной человеческой природы мысль и ведение о собственной Своей вечности, чрез это самое соделал его, по выражению св. Афанасия Великого, созерцателем и знателем Сущего, чтобы человек, беседуя с Богом, жил блаженною и бессмертною жизнью. Из этого созерцания Бога светлым, не омраченным греховною нечистотою, разумом первозданного человека, можно думать, и возникло настоящее имя»[1].