Богословский анализ послания всемирного саммита религиозных лидеров

БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ ВСЕМИРНОГО САММИТА РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ

Когда будут говорить: мир и безопасность;

тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно

как мука родами постигает имеющую во чреве,

и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы

день застал вас, как тать. (1Фес. 5, 3-4)

Объединить нас может только чистое исповедание Православия. Современное общество, стремительно катящееся в пропасть глобализации, предлагает множество вопросов, кажущихся неразрешимыми.

Каждая группа людей или политическая партия предлагает свои главные направления в решении этих вопросов, часто несовпадающие друг с другом и приводящие к конфликтным ситуациям. Эту же картину, к сожалению, мы сейчас видим и среди православно-патриотического движения. Не вдаваясь в подробности, определенно скажем: собраться мы все сможем только тогда, когда во главу угла поставим краеугольный камень нашей веры — чистое исповедание святого Православия.

Для этого мы перед началом всякого дела и произносим молитву «Царю Небесный», чтобы Он наставил нас на всякую истину, через которую мы только и сможем прийти ко благу для себя и наших ближних. Собраться можно только вокруг истины, и выяснение ее в каждой конкретной ситуации есть задача всякого церковного собрания. И благо, если это поймут. Иначе получается раздор и поиск общих формулировок для кажущегося согласования противоречий — без должного исследования проблемы, только бы найти компромиссное решение.

Поиск такого решения всегда происходит в ущерб истине, и является своего рода унией, так как в общих формулировках каждая сторона пытается увидеть свой особый смысл. Преподобный Максим Исповедник говорит, что «всякий человек освящается правильным исповеданием веры». (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч. 2. М., 1904. С. 222.)

Поэтому, из всего комплекса проблем, волнующих общество, нужно во главу угла поставить те, которые касаются чистоты исповедания Православной веры — иначе мы лишимся освящения от Святаго Духа. От грамотного решения вероисповедных вопросов напрямую зависят и решения всех остальных вопросов, в том числе и гражданских. Давайте же поговорим о том, что нас может объединить перед лицом общего врага.

Что скажет Господь тем священнослужителям, которые присягу добровольно нарушили объявлением ереси с церковного амвона (хоть, может быть, и не отдавая себе в этом отчета, а просто плывя по течению)? А ведь суть упоминания о саммите в Рождественском послании в том, чтобы всех повязать грехом отступления, (в том числе и мiрян, слышавших патриаршее послание в храмах), чтобы оправдания незнанием не было.

Предание Церкви не подразумевает «служение благу людей» вместе с богоотступниками и служителями суеты века сего, ибо «вемы, яко от Бога есмы, и мiр весь во зле лежит» (1Ин, 5, 19), а богопротивная глобализация, наступлению которой порадовался саммит, — это система, которая вопреки Крещению сочетает человека с сатаной. Здесь уже нет тех тонкостей христологических споров первых веков христианства, когда многие исповедники истины ради точной ее словесной формулировки пострадали до крови — в том числе и цитированный нами прп. Максим Исповедник. Ересь сейчас достаточно прямо и грубо заявлена, хотя и тонко при этом замаскирована. Но суть та же: древние ереси через словесную путаницу разрушали идею Боговоплощения.

Ересь экуменизма, на ее новом — «высочайшем»-саммитном витке, напрямую отвергает всеобщность (соборность-кафоличность) христианства для всех людей признанием «многополярности», а Боговоплощение отвергается признанием этой всеобщности за «общечеловеческими ценностями». Называть экуменизм ересью мы вправе в силу решений Всеправославного Совещания 1948 года. Известно, какое значение имели работы святителя Серафима Соболева о экуменизме и новом стиле, определившие решения Совещания по этим вопросам.

Продолжением дела Владыки Серафима можно назвать книгу его духовных чад — архимандрита Серафима (Алексиева) и архимандрита Сергия (Язаджиева) «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом». СПб. 1992 г. Все, что относилось в то время к экуменизму, относится сейчас и к нечестивому саммиту религиозных лидеров, только тогда были семена, а сейчас бурьян этот зацвел, — видимо, скоро и плоды колючие покажутся.

Обвиняющим нас в попытке расколоть Церковь укажем на упомянутое 15 Правило Двукратного Собора: «...Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений».

Мы предлагаем епископам внимательно изучить церковную ситуацию и должным образом применить это Правило, яко православным, ведь «благочестивые законы говорят так: является еретиком и подлежит законом против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры» (цит. по: архим. Амвросий (Погодин). Свт. Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Б. М. 1994. С. 333).

Показательно, что с церковного амвона ересь современного экуменизма, отрицающая необходимость Боговоплощения для всех людей через «многополярность» и «толерантность»,
была подтверждена патриаршим посланием именно в день Рождества Христова. Такое прямое заявление как предстоятеля Церкви, так и всех клириков, озвучивших патриаршее послание в своих храмах, без всякой натяжки можно расценить как признак отступления их от Христа.

Подтверждает эту мысль свт. Игнатий (Брянчанинов), давая должную цену «общечеловеческим ценностям» в своем «Слове о спасении и христианском совершенстве»:

«Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего. Как падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего — это отличительный признак падения отверженных ангелов — а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом, то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совершают их язычники, магометане и все, чуждые Христа. Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют спасению нашему.

Отвергнем это мнимое добро или, правильнее сказать, это величайшее зло! Отвергнем деятельность падшего естества! Предадимся деятельности, заповедуемой нам Верой во Христа! Перестанем проводить жительство по указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнем проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасемся.

Те, которые дают добрым делам падшего естества не заслуживаемую ими высокую цену, впадают в величайшую душевредную погрешность. Они впадают, не понимая того, в уничижение и отвержение Христа. Часто слышится от них вопрос: «Отчего не спастись язычникам, магометанам, лютеранам и всем подобным, явным и прикрытым врагам христианства? Между ними много самых добродетельных людей».

Очевидно, что вопросы и возражение являются от совершенного незнания, в чем заключается погибель и спасение человеческие. Очевидно, что таким вопросом и возражением уничижается Христос, выражается мысль, что Искупление и Искупитель не были необходимостью для человеков, что человеки могут удовлетворить своему спасению собственными средствами. Короче, этим вопросом и возражением отвергается христианство. Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя.

«Свет прииде в мiр, сказал Богочеловек о своем пришествии к человекам, и возлюбиша человецы паче тму, неже Свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая, ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана» (Ин. 3. 19-21).

Свойственно возлюбившим грех отвергать Христа, потому что Христос повелевает оставление возлюбленного грешниками греха. Свойственно любителям добродетели притекать и прилепляться ко Христу, потому что исполнение (полнота) возлюбленного ими добра — Христос.»

Нужно от лица Поместного Собора заявить нашему многонациональному народу, включающему в себя как людей церковных, так и нецерковных, что Божие предназначение России — это хранение Святого Православия, необходимого для исполнения идеала Святой Руси в рамках концепции «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Исполнение этого предназначения — единственное, что может удержать мiр от пропасти антихристианства.

Неисполнение этого Божия повеления скорейшим образом приведет мiр к антихристу и конечной погибели. В этом смысле, люди церковные — как клирики, так и мiряне, должны понять, что защита нашего отечества, в том числе и от внешних врагов — это подвиг вероисповедания, и без этого мы не спасемся, закрывшись «личным спасением». Да вдохновят нас примеры славной истории России — преподобный Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, святитель Гермоген, Минин и Пожарский, многие новомученики и исповедники Российские.

4. Исключая личную неприязнь, нужно потребовать поставить во главу угла краеугольный камень — выяснение истины, а не взаимные обвинения в расколе или ереси, «ибо все есьмы в бедах». Поэтому выяснение всех вопросов должно быть в духе взаимного уважения и любви, давая место Господу нашему Иисусу Христу, который да покроет нас своею милостию.

Р.S. Употребляя в тексте слово «мы» для обозначения автора, я имел ввиду единомысленных со мной православных христиан, неоднократно обращавшихся к епископату Русской Православной Церкви за разъяснениями в связи с создавшейся критической ситуацией в Церкви. Надеюсь на поддержку, понимание и содействие.


С любовью о Господе воплотившемся нашего ради спасення,

6/19 января 2007 года Крещенiе Господне,

дiаконъ ЕвгенiйМоргун

ПРИЛОЖЕНИЕ


Послание Всемирного саммита религиозных лидеров

(Москва, 3-5 июля 2006 г.)

Мы, участники Всемирного саммита религиозных лидеров — главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран, — собрались в Москве в преддверии саммита «Большой восьмерки».

Подробно обсудив вопросы, представляющие взаимный интерес, мы обращаемся к главам государств, к нашим религиозным общинам и ко всем людям доброй воли. Мы считаем, что человек по природе своей религиозен. С самого начала истории религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности, общественного уклада.

При возрастающей роли веры в современном обществе мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов. Религия имеет потенциальную возможность связывать различные народы и культуры, несмотря на нашу человеческую хрупкость, особенно в сегодняшнем контексте множественности и многообразия.

Человеческая жизнь — это дар Всевышнего. Наш священный долг — сохранить этот дар, что должно быть заботой как религиозных общин, так и политических лидеров. Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию — как способ согласования различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и глобальном уровне — с уважением к нравственному чувству, образу жизни, различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей.

Всесторонние, справедливые и стабильные решения международных споров должны достигаться мирными средствами. Мы отвергаем двойные стандарты в международных отношениях. Мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и упрощенные идеологические схемы.

Человек — уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность. Он не должен становиться ни товаром, ни объектом политических манипуляций, ни деталью машины производства и потребления. Поэтому прежде всего необходимо постоянно утверждать высочайшую ценность человеческой жизни от зачатия до последнего дыхания и естественной кончины. Следовательно, семья нуждается сегодня в поддержке, ибо она является преимущественной средой для формирования свободной, разумной и нравственной личности.

Мы призываем усилить поддержку семьи, особенно в ее воспитательной миссии, с помощью национального и международного права, а также практики государств, различных общественных институтов, религиозных общин и средств массовой информации. С этим связана наша озабоченность положением женщин и детей во многих обществах. Помогая развитию уникальной личности каждого человека, женщин и мужчин, детей и престарелых, а также людей с ограниченными возможностями, мы видим, что все они обладают своими особыми дарами. Защита их от насилия и эксплуатации — это общая задача для власти, общества и религиозных общин.

Человек — венец творения Всевышнего. Поэтому права личности, их защита и соблюдение на национальном, региональном и международном уровне являются важной заботой для нас. Тем не менее, наш опыт также показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностей ни одна страна или общество не свободны от конфликтов и упадка. Грех и порок разрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественный уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития.

Мы заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и национальных меньшинств.

Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Считаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Мы сожалеем о деятельности псевдорелигиозных групп и движений, разрушающих свободу и здоровье людей, а также нравственный климат в обществе.

Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности. По-настоящему справиться с ним можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, средства массовой информации и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знания своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви.

Мы требуем прекратить любое оскорбление религиозных чувств и осквернение священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест. Тот, кто посягает на святыни, должен знать, что больно ранит сердца людей и сеет рознь между ними. Через образование и социальное действие мы должны вновь утверждать устойчивые нравственные ценности в сознании людей.

Мы считаем эти ценности данными Всевышним и глубоко коренящимися в жизни человека. Практически они во многом едины для наших религий. Мы чувствуем свою ответственность за нравственное состояние наших обществ и желаем взять на себя эту ответственность, работая вместе с государствами и гражданскими объединениями во имя жизни, в которой нравственные ценности являются свойством и источником устойчивого развития.

Жизнь человека связана и с экономикой. Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне.

Совершенно необходимо, чтобы все правительства и деловые сообщества были одинаково ответственными хранителями ресурсов нашей планеты. Эти ресурсы, дарованные всем поколениям Творцом, должны использоваться во благо каждого человека. Все народы имеют право употреблять свои ресурсы, разделяя их с другими, а также развивать технологии, нужные для их сохранения и эффективного использования.

Ответственное распределение богатств Земли, справедливость в области мировой торговли и активная гуманитарная деятельность помогут победить нищету и голод, от которых страдают миллиарды наших братьев и сестер. Бедность и социальная незащищенность становятся причиной массовой миграции, порождающей все новые проблемы как в бедных, так и в богатых странах. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, — это глобальная трагедия. Она определенно продолжит мировую дестабилизацию, угрожая миру на планете.

Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов. Правительства, религиозные общины и народы мира должны сообща бороться с новыми вызовами, такими как эпидемии инфекционных болезней, особенно СПИДа, а также наркомания и распространение оружия массового уничтожения. В одиночку ни одна страна, даже самая богатая и могущественная, не справится с этими угрозами. Мы все взаимосвязаны, и у нас одна судьба. Это требует согласованных и объединенных усилий со стороны всех государств - членов международного сообщества. Причем болезни — это не только забота врачей, а расползание смертоносных технологий — не только проблема правоохранителей. Эти вызовы должны стать заботой всего общества.

Межрелигиозный диалог должен осуществляться усилиями религиозных лидеров и специалистов, а также обогащаться вкладом простых верующих. Не должна иметь место ситуация, опасность которой подтверждена историей, когда религиозные общины действуют под диктовку политических интересов. Мы также осуждаем попытки искусственно «смешать» веры или изменить их без воли на то их последователей, чтобы приблизить их к секуляризму.

Наши общины готовы развивать диалог с приверженцами нерелигиозных взглядов, с политиками, со всеми структурами гражданского общества, с международными организациями. Мы надеемся, что этот диалог продолжится, позволяя религиям внести свой вклад в согласие и взаимопонимание между народами, в общий дом, основанный на истине, построенный на справедливости, оживотворяемый любовью и свободой.

Этот диалог должен вестись на равных, вестись ответственно и регулярно, с открытостью к любым темам, без идеологических предубеждений. Полагаем, что настало время для более системного партнерства религиозных деятелей с Организацией Объединенных Наций.

Особо обращаясь ко всем верующим людям, призываем их уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия. Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для всечеловеческой семьи.

Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!


http://www.mospat.ru/index.php?page=32132

БОГОСЛОВСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ ВСЕМИРНОГО САММИТА РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ

Когда будут говорить: мир и безопасность;

тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно

как мука родами постигает имеющую во чреве,

и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы

день застал вас, как тать. (1Фес. 5, 3-4)

Наши рекомендации