Возлюби ближнего, как самого себя

Моралисты отравили весь мир. Они говорят: «Не любите себя — это эгоизм. Любовь к самому себе — это грех». Но это самая опасная теория. Пока вы не будете любить себя, вы не сможете полюбить никого. Человек, который не находится в состоянии любви к самому себе, не может пребывать в любви к кому-нибудь другому.

Человек, который не любит себя, будет ненавидеть себя, а если вы ненавидите себя, то как вы сможете полюбить кого-то другого? Вы будете ненавидеть и других. А как другие будут любить вас, если вы не любите себя. Каждый осуждается в своих собственных глазах. Все основанные на морали учения дают вам только одно: техники самоосуждения — как осудить себя, как понять, что вы являетесь плохим, преступным, виновным, греховным.

Христианство утверждает, что вы рождены грешным, зачаты во грехе. И это не зависит от ваших действий. А если вы рождены во грехе, то как вы можете любить себя? Иисус говорил: «Возлюбите ближнего, как самого себя» Только тогда, когда вы любите себя, лю­бовь начинает переливаться на других. Если вы глубоко любите себя, то ваша расцветающая любовь охватывает всё, что вы делаете.

Только человек, пребывающий в любви к себе, будет искренне благодарить Бога за дар жизни. И он принимает себя таким, какой он есть, и он принимает свои действия. Ибо, действия вторичны, и они вытекают из вашего существа. Если я люблю себя, то, что бы я ни делал, я люблю это. А если я не люблю эти действия, то я прекращаю их.

Но если источник не является любимым, то и произведенное этим источником не может быть любимым. Но во все дела свои вы привносите ненависть к себе. И всё время находите объяснения, почему занимаетесь этим. Это всё обман и трусость. Из-за своего малодушия вы не можете прекратить делать это, вы не можете начать делать то, что вы любите.

Вы всё делаете для кого-то — для жены, ради отца, ради детей. Никто не любит самого себя настолько, чтобы существовать для себя. Вы разносите качество не-любви повсюду. Измените самого себя, любите самого себя и любите всё, что бы вы ни делали. Ничто не является скучным, повторяющимся, монотонным, это вы вносите свое ка­чество во всё, что делаете.

Это вы делаете действия скучными или не скучными. Дети могут играть в одну и ту же игру много раз, и им не будет скучно. Возлюб­ленные повторяют одни и те же действия много-много раз, и им не скучно. Солнце каждый день восходит, но ему не скучно. Если ваши действия становятся актами творения, вам не будет скучно.

А ваше дело становится творческим, если вы любите его. Но основная проблема состоит в том, что вы не можете любить всё, что бы вы ни делали, потому что вы не любите самого себя. Не унылая работа заставляет вас скучать, суть в том, что вы скучны сами себе. И вы привносите скуку во всё, к чему прикасаетесь.

Поэтому, не думайте об изменении внеш­него, о смене работы, думайте об изменении качества своего сознания. Больше любите самого себя. Если вы любите кого-то, вам никогда не бывает с ним скучно. Если вы любите себя, то вам никогда не будет скучно с самим собой. Но вы так не любите себя, что надоели сами себе, не можете оставаться в компании с собой.

Вы не можете прикасаться с любовью к своим рукам. Если вы остаётесь наедине с собой, вы испытываете беспо­койство, дискомфорт, гнетущее одиночество. И вы хо­тите встретиться с кем-то. Полюбите себя, и вы сможете полюбить других, любите себя, эта любовь изольется на все ваши действия.

Ничто не является повторением, скучным, если вы знаете, как проникнуть вглубь, как быть любящим, внимательным, чутким. Вы скучаете, потому что наделены сознанием, порождающим скуку. Измените сознание, и не будет никакой скуки.

Карма — это выбор

Если вы страдали, это был ваш выбор. Это и есть ничто иное, как закон кармы: вы всецело ответственны за всё. Чтобы ни случилось — страдание или счастье, ад или небеса — вы, в конечном счете, полностью ответ­ственны за это. Именно в этом заключается закон кармы: на вас возлагается вся ответственность.

Но не бойтесь, поскольку вся ответственность на вас, то внезапно от­кроется дверь свободы, ибо если вы являетесь причиной страдания, то вы можете изменить это. Если причиной являются другие, то вы ничего не сможете изменить. Но мы настолько негативны, пессимистичны, что даже такое прекрасное учение, как закон кармы, мы интерп­ретируем так, что он не освобождает нас, а скорее, еще больше обременяет.

Что мы сделали? Мы не приняли ответственность на себя, а возложили всю ответствен­ность на закон кармы. Мы лицемерно говорим, что жизнь не удалась из-за наших предыдущих жизней. Но закон кармы должен был освободить вас. Он давал полную свободу в отношении самого себя. Никто другой не может причинить вам страдание — в этом его откровение.

Если вы страдаете, вы сами породили это. Вы являетесь хозяином своей судьбы, и если вы желаете изменить ее, вы можете сделать это сразу, и жизнь станет другой. Вы полностью ответственны за то, чем вы являетесь, и за тот мир, в котором живете. Это ваше творение. Если эта мысль глубоко войдет в вас, вы можете всё изменить. Вы не должны страдать. Вопрос не в том, что случилось с вами, вопрос в том, как вы это воспринимаете.

* * *

Страдание является частью жизни. Оно прекращается только тогда, когда вы полностью исчезаете из тела. Пока вы существуете, страдания будут продолжаться. Но вы можете осознать следующее: страдания случаются где-то вокруг вас, если вы осознали себя, стали свидете­лем, то вы сами будете блаженством. Нельзя иметь блаженство, блаженством можно быть.

И страдания будут приходить постоянно, но теперь ничто не сможет заставить вас страдать. Так что, помните, если вы стра­даете, значит вы выбрали это сознательно или бессозна­тельно, прямо или косвенно. Это ваш выбор, и вы ответственны за него. Когда вы осознающий, то даже в аду, где мучения и пытки, вы не будете страдать, если выбрали не страдать.

И на самом деле, рай и ад — это не географические места. Вы носите свой рай и ад с собой. И вы проецируете это на всё, что случается с вами. Вы страдаете из-за себя. Никто другой не может заставить вас страдать. Это невозможно. И даже если кто-то заставляет вас страдать, то это ваш выбор — быть страдающим из-за него.

Но вы всё время думаете, что если кто-то другой изменится или будет поступать по-другому, то вы не будете страдать. Нет, другие вовсе не отвечают за это. Ответственным являетесь вы, и пока вы сознательно не примете эту ответственность на себя, вы не изменитесь. Изменения станут возможными, если вы осознаете, что вы ответственны за всё.

* * *

Почему люди пребывают в страдании, хотя никто никогда не выбирает страдания. Все выбирают счастье. В этом парадокс. Если вы выбираете счастье, то вы пребываете в страдании, потому что быть в блаженстве означает быть невыбирающим. Если вы остаетесь невы­бирающим свидетелем, вы будете пребывать в счастье.

Так что это не вопрос выбора между страданием и счастьем, это вопрос выбора между выбором и отказом от выбора. Почему каждый раз, когда вы выбираете, вы страдаете? Потому что выбор делает жизнь. Вы не принимаете целого, что-то приемлете, а что-то отверга­ете. И то, что вы отвергаете, возвращается к вам, ибо, благодаря вашему отвержению оно становится сильнее, чем вы.

Парадоксально, отвергая страдание, вы, некото­рым образом, выбираете именно страдание. Вы начина­ете относиться, как к страданию, к тому, что не испыты­ваете постоянно счастье. Но жизнь нельзя разделить на части. А выбор — это разделение. Вы не можете сказать: «Я буду жить только днем, и буду избегать ночей» или «я буду жить только вдыхая и не буду выдыхать», или «я буду жить только в том случае, если буду счастлив».

Счастье — это выдох, страдание — это вдох. Жизнь — это смена противоположностей, и вы не можете выбрать что-либо одно из них. Радуйтесь целос­тности жизни — дню и ночи, вдоху и выдоху, счастью и страданиям. Это путь мудрости: получать удовольствие и от того и от другого, не выбирая.

Принимайте всё, что выпало вам. Станьте невыбирающим. Наслаждайтесь и страданиями и счастьем. Безвыборность станет блаженст­вом. Блаженство является качеством, которое вы можете привнести во что угодно — даже в страдание. Страдания будут случаться с вами, но не будут затрагивать вас.

Любовь — вне страха

Что лежит в основе страдания? В основе его лежит смерть. Вы боитесь конца, который должен наступить. Смерть — это нечто абсолютно определенное. Ничего нельзя сделать — смерть придет неизбежно. И эти мысли присутствуют, как в сознательной, так и в бессознатель­ной частях вашего ума. Вы отталкиваете эти мысли, но они продолжают присутствовать в подсознании. Каждую минуту вы боитесь смерти.

Ум должен умереть, но вы не умрете, — но вы не знаете самого себя. Если вы сумеете найти в своем бытии нечто, что никогда не начинается, что не имеет конца, что просто есть, то страх смерти исчезнет. И только тогда, когда страх смерти исчезнет, в вас расцветет любовь, но не раньше. Как вы можете любить, если вам предстоит умереть?

Вы можете цепляться за кого-то, манипулировать кем-то, эксплуатировать, но любить не сможете. При наличии смерти, любовь кажется бессмыс­ленной, потому что смерть разрушает всё. Что бы вы не делали для своего любимого, вы не можете избежать смерти — она просто ожидает позади всего этого.

И часто любовь является всего лишь уловкой для избежа­ния страха. Любящие стараются забыть о смерти, или им кажется, что они стали бесстрашными. Но всё это лишь видимость. Обычно, любовь является частью наше­го страха — мы ее лелеем, чтобы избежать его.

Реальная любовь случается, когда нет никакого страха, когда вы знаете, что вы никогда не начинались и никогда не кончитесь. И если вы глубоко войдете в медитацию, то это случится. Страх исчезнет, так как вы узнаете о собственной бесконечности. Вы бесконечно распрост­раняетесь. Вы просто есть. Ощутите эту беспредель­ность.

Язык чувств

Гнев и ненависть не являются противоположностями любви, противоположностью является безразличие. Когда кто-то безразличен к вам, то это означает, что любовь утеряна. Если кто-то не готов даже сердиться на вас, то всё потеряно.

Но обычно, если ваша влюбленная сердится на вас и реагирует на ваши действия более бурно, вы становитесь агрессивным. Вы не можете понять символического значения этого. В действитель­ности, вы еще не познали свой собственный гнев, вот почему вы не можете понять гнев других.

Вы сами сердитесь только тогда, когда любите, в противном случае, гнев не был бы нужен. Через гнев вам говорят, что вас еще любят, вы не безразличны. Вас ждут, ждут ваших изменений, а теперь ожидание превра­тилось в гнев.

Вам могут не говорить это прямо, язык чувств не является прямым, и это превратилось сегодня в большую проблему, так как вы не умеете понимать язык чувств. А чувства имеют свои собственные средства выражения, они являются более фундаментальными, более реальными. И раз вы познакомились со своим собственным существованием, то вы будете так же осознавать существование других.

И каждый является, с точки зрения познания, бездной, в которую можно про­никнуть и которую надо познать. И каждый ждет, что кто-то проникнет в него глубоко и почувствует его сердце. Но так как вы не познали свое сердце, вы не можете понять сердце другого.

Познай познание

Вы можете всё время использовать термин «самопоз­нание», но оно является неправильным, ибо вы не можете знать самого себя. Вы сами всегда являетесь познающим, а не объектом познания. Вы не можете поставить самого себя перед собой; вы всегда будете отступать немного назад. Всё, что бы вы ни познавали, не может быть вами.

Я не могу видеть самого себя так же, как я вижу вас. Кто будет видеть? Ведь каждый акт познания, видения, представления означает, что имеют­ся, как минимум, две сущности: познаваемое и познаю­щий. В этом смысле, самопознание невозможно, ибо вы не можете превратить себя в объект. Но слово «самопоз­нание» имеет другое значение.

Вы можете познать себя не так, как вы познаете всё остальное. Когда нет ничего, что можно было бы познать, когда все объекты исчезли, когда вы отвергли всё познаваемое, внезапно вы начи­наете осознавать самого себя. И это осознание не явля­ется двойственным: здесь нет ни объекта, ни субъекта. Это просто субъективность.

Эта осознанность дает вам другое измерение существования. Вы не разделены на две части. И это лучше назвать самоосвещением. Поз­нание бывает двух типов: познание объектов и познание субъективности. Познание познаваемого и познание по­знающего. Человек может познать весь мир, но если он не осознает познающего, он остается невежественным.

Не сражайтесь с собой

Человек как «двуликий Янус», он и животное, и божественное одновременно. Животное — это прошлое человека, а божественное — это будущее. Прошлое ушло, а будущее еще в будущем, это просто потенциаль­ная возможность. И между этими двумя ликами сущест­вует человек — тень прошлого и мечта о будущем.

Он ни то, ни другое, он и то, и другое. Человек существует, как напряженность между тем и другим: тем, что было, и тем, что может быть. Это причина конфликтов, при­чина борьбы за самореализацию. Человек — это просто шаг от животного к божественному. Поэтому, что бы человек ни делал, он никогда не бывает удовлетворен­ным.

Если удовлетворено животное, то не удовлетворено божественное. И наоборот. Какая-то часть всегда недовольна. И все пытаются сделать невозможное — прийти к какому-то компромиссу, на основе которого могли бы существовать прошлое и будущее, низменное и возвы­шенное, ад и небеса, божественное и животное.

Но тысячелетия показывают, что все эти усилия абсурдны. Единственный выход — учиться свидетельствованию без какого-либо выбора. Не выбирать ни прошлое, ни буду­щее, а быть настоящим. Не будьте обусловлены про­шлым и не создавайте никаких проекций в будущее. Не сражайтесь с самим собой.

Примите себя здесь и сейчас. Оставьте агрессию и ненависть по отношению к себе. В момент свидетельствования оба ваших лика исчезнут. В момент свидетельствования вы не являетесь человеческим существом. Вы просто есть, без ярлыка, без имени, вне всяких категорий. Вы — просто чистое существование.

Даже дышите с любовью

Будьте любящими. Будьте любящими, даже по отно­шению к вещам. Что бы вы ни делали, в этом должно присутствовать состояние любви. Когда я говорю «быть любящим», я имею в виду изменение качества ваших взаимоотношений; пусть они будут основаны на любви, нужно стать любящим не только по отношению к близ­ким, но и ко всей жизни.

Если вы едите, ешьте с любовью. Пусть пища для вас будет проявлением божественности. Подумайте сами: она дает вам жизнь, энергию, силу. Будьте благодарны, относитесь к ней с любовью. Но обычно люди едят свою пищу насильственно, как будто убивают кого-то, или едят безразлично, без всяких чувств.

Прикасайтесь к своей пище с любовью, благодарностью: это ваша жизнь. Дышите с любовью. Смотрите на мир с любовью.

Признание освобождает

Не спрашивайте, что делать, чтобы избавиться от страданий. Проблема в том, чтобы знать, что вы есть творец всех своих страданий. Вы можете сказать: «Да, я знаю, что являюсь причиной этих страданий», но в глубине души вы уверены, что кто-то другой породил их. Может быть жена, муж, кто-то другой, и такой взгляд приносит утешение, ибо вы не можете ничего сделать.

Но если вы понимаете, что причиной являетесь вы, они прекращаются немедленно. И никогда не появляются вновь. Если они появятся, то это будет означать, что понимание не было глубоким. Всё, что происходит с вами, зависит от вашего выбора. И понимание своей ответственности за всё происходящее делает вас хозяином судьбы.

И если вы по-настоящему понимаете, что являетесь источником своих страданий, то в любой момент вы можете прекратить, если только они не доставляют вам удовольствие, если только вы не мазохист. Но это знание должно быть вашим переживанием, а не чужим знанием.

Наши рекомендации