Человек — величайшая ценность

В дружбе, в любви важен другой. Другой обладает присущей ему ценностью, другой ценен сам по себе, является самоцелью, и вы не пытаетесь его обратить. Сама попытка обратить человека глупа. Человек — это не вещь. Человек столь велик и огромен, что никакая теория не может быть важнее человека.

Никакая Библия, Гита, Коран не является более важной, чем человек. Человек — это праздник жизни. Вы можете любить человека, но вы не можете его обратить. Если вы пытаетесь его обратить, то вы хотите манипулировать, управлять. Тогда человек становится средством, а вы эксплуатируете его.

Брак без Бога — совместное прозябание

Живя с кем-то вместе, вы никогда не знаете, что же это за такое состояние — «вместе». Прожив с женой лет тридцать, вы, возможно, не жили вместе с ней ни единого мгновения. Вы не испытываете счастья, будучи с другим, в лучшем случае — вы просто терпите другого. Самое большее — мы терпим.

А когда вы мыслите в понятиях терпимости — вы страдаете, ваша совместная жизнь — это сплошное страдание. Другой ставит вас в зависи­мость от себя, он подавляет вас. Он является причиной забот, проблем, неприятностей, и вы теряете свою сво­боду, свое счастье. И тогда всё это становится заведен­ным порядком, привычкой, просто терпимостью.

Браки почти всегда бывают неудачны, потому, что супружество подразумевает торжество совместной жизни. Это огромная революция в жизни, праздник совместного бытия, торжество жизни вместе. Внешне — их двое, внутренне они едины.

Это редкая удача — повстречать своего супруга. Люди живут вместе просто из-за того, что не могут вынести одиночество. Жить одному скучно, неудобно, неэкономично. Люди не могут жить одни — и поэтому, они живут вместе.

Иными словами: причины, побуждающие к супружес­кой жизни, носят негативный характер, а поэтому, брак существует как институт эксплуатации, а не как со­бытие. В ваших браках нет совместной жизни, а есть совместное прозябание.

Познавший совместную жизнь — познал божественное; тому, кто действительно соеди­нен, действительно женат, ведомо божественное, ибо любовь — это величайшие врата.

Безответственность — инфантилизм души

Когда смотришь вокруг, то хочется спросить: «Где зрелые люди?» «Что такое зрелость?», «Почему люди так инфантильны?». Многие психологи заметили, что умст­венное развитие большинства людей остается на уровне четырнадцати лет. Не удивительно, что люди так глупо себя ведут, что жизнь их становится сплошным идиотиз­мом.

Незрелый ум всегда старается свалить ответствен­ность на других. Вы чувствуете себя несчастным и уверены, что в этом виноват кто-то, создающий для вас ад. Но если вы зрелы, то другой может стать раем. Другой — это тоже самое, что и вы сами, ибо другой — как зеркало, как ваше отражение.

Поэтому, зрелость — это внутренняя честность; и эта внутренняя прямота, цельность появляется лишь тогда, когда вы перестаете сваливать всю вину на других, когда вы перестаете считать себя жертвой других, когда вы обнаруживаете, что вы сами — творец своего мучения.

Первый шаг к зрелости — это признание: «Я ответ­ственен. Чтобы ни происходило, я причастен к этому». Если вы сумеете сохранить это ощущение, то рано или поздно, вы сможете преодолеть очень многое, многое изменить. В этом заключена вся теория кармы. Вы... именно вы, отвечаете за всё.

Не говорите, что ответственно общество, родители, экономическое положение, не перекладывайте ни на кого ответственность. Вы ответственны. Поначалу это покажется невыносимым. Но примите это. Вы любите перекладывать вину и ответственность на другие плечи, вы так любите жаловаться.

Это дает вам возможность почувствовать себя уютнее, ведь тогда вы ни за что не отвечаете, вы не отягощены. Но эта неотягощенность — на самом деле — не свобода, и она очень дорого стоит. Сколько приходится платить вам и вашим близким за вашу безответственность.

В смерти нет неравенства

Мы движемся во внешний мир, потому что у нас есть потребности, которые могут быть удовлетворены только внешними объектами.

Почему вы не движетесь внутрь? Потому что вы не осознали потребность двигаться внутрь? При помощи каких процессов человек начинает осознавать глубокую потребность, помогающую двигаться внутрь?

Во-первых, смерть. Если вы хотите двигаться внутрь, во внутренние пространства, то осознание смерти — луч­шее средство. Только люди, глубоко познавшие смерть, начинают двигаться внутрь. Слово «человек» связано с осознанием смерти. Не со страхом, а с осознанием.

Ваша смерть родилась вместе с вами; теперь вы не можете убежать от нее. Она сокрыта в вас — осознайте ее. Если вы осознаете, что смерть неизбежна, ум начинает смот­реть в другое измерение. То, что имеет значение для жизни во внешнем мире, для смерти не имеет никакого значения. Ни пища, ни комфорт, ни богатство.

Как бы вы ни жили, для смерти не имеет значения; она всё уравнивает. В жизни невозможно равенство; в смерти невозможно неравенство. И знайте, смерть возможна в следующий же момент, она возможна в любой момент. Приблизьте ее, чтобы ум мог воспринять ее, и само замешательство ума, растерянность ума перед смертью, поможет вам войти внутрь.

Во-вторых, смысл. Представьте, что вы имеете всё, что хотите в этом мире. Что дальше? Вдруг исчезает смысл жизни. Всё теряет значение. Зачем вы растрачи­вали жизнь и энергию на создание зависимости. Если ваше блаженство зависит от внешнего, оно ничего не стоит. Вы только углубляете свои страдания, накапливая всё больше и больше. Только одно важно — быть счастливым без чего-либо, без какой-либо зависимости.

И третье: учитесь. Если вы желаете обратиться внутрь, учитесь. Вы всё время забываете. Вы совершаете одни и те же ошибки. Вы раскаиваетесь в одних и тех же проступках. Трудно найти человека, которого учит жизнь. Если бы жизнь вас учила, вы бы не совершали одни и те же ошибки снова и снова.

И более того, чем больше вы их совершаете, тем больше у вас склонность их совершать. Посмотрите назад на то, что вы сделали со своей жизнью, со своей энергией, со своим временем — одни и те же глупости снова и снова. Начните, наконец-то, учиться и выйдите из колеса повторений. Изучайте уроки жизни, она лучший учитель.

«Нет» сеет печаль

Для ума самое легкое — говорить «нет» и самое трудное говорить «да». В тот момент, когда вы другому говорите «нет», вы чувствуете себя могущественным. Когда вы говорите «нет», вы закрываете двери, вы закрываете себя. «Нет» просто обрубает все возможнос­ти соединения вас с другими.

Все возможности любви, молитвы, медитации, открытия немедленно обрываются в тот момент, когда вы говорите «нет». Человек «нет» — это остров: говоря «нет», вы разрушаете все мосты, все связи. И это всегда хочет «нет», оно всегда радуется любой возможности говорить «нет». Понаблюдайте.

Даже простое непроизнесение слова «нет» делает вас всё более и более чутким. Даже если вы поставлены перед необходимостью сказать «нет», скажите его так, чтобы оно приняло позитивный оттенок, имело аромат «да». Эти два слова, «да» и «нет», очень могущественны. Они меняют всё ваше бытие. И это не просто слова, это ваши позиции, ваш путь, ваш стиль жизни.

Человек «нет» становится всё больше печальным, подавленным, жизнь больше не стучится в его дверь. Он насаждает сорняки и тернии, говоря «нет». И кульминация «нет» — это сказать «нет» Богу. Говорящий «нет» это атеист. Сказать «да» жизни — вот что означает теизм: открыть все свои двери, общаться, быть доступным.

Скажите «да», и вы почувствуете, как в вас отворяются все ставни, С «да» вы создаете открытость. Утром пусть ваш язык, ум, всё ваше тело повторяет «да». Говорите «да» весь день. Пусть вас окружает аура «да». Пусть вашей основной мантрой будет «да».

И вы почувствуете те колоссальные измене­ния, глубинные изменения. Мир откроет для вас новые измерения. Вселенная будет вам говорить только «да». И счастье откроет вам свои объятия «да». И цветы будут распускаться на вашем пути. И вы увидите, как много радостных глаз окружает вас.

Суждение скрывает бытие

Когда вы судите, вы привносите прошлое в настоя­щее, вы опираетесь на прошлый жизненный опыт, и вы как бы сами переноситесь в прошлое. Например, вы говорите, что это лицо прекрасно. Как вы судите? Как вы узнали об этом? Только на основе прошлого опыта или суждений других. Если вы не привносите прошлого, тогда возникает полностью другое представление о кра­соте.

Это не будет суждением, заключением, интерпре­тацией. Это будет просто участие в этом лице — здесь и сейчас, глубокое участие в этой тайне, и в этот момент человек не прекрасен и не уродлив, исчезли все сужде­ния. В этот момент приобщения к тайне необсуждаемой, неназванной, возникает необусловленная любовь.

Если вы смотрите на человека без рассуждения и обсуждения, красив он или нет, хорош или плох, греш­ник или святой — когда вы не судите, а просто смотрите в глаза без обсуждения, внезапно возникает слияние энергий. И это слияние прекрасно.

Когда вы не судите, для вас открывается бытие, вас приглашает бытие. Когда вы смотрите на цветок и не судите, он открывает свое сердце. Суждение — критик. В суждении нет любви. Не судите, и камни станут живыми для вас. Но если вы судите, то живые люди превратятся в камни.

Осуждение очень легко для ума. Проще всего на свете сказать «я прав, а это неверно». И это чувство своей правоты заставляет нас судить. Не судите.

Миллионы не услышали Иисуса, миллионы Будду, миллионы не услышали Божественное, открывающееся через звезды, деревья, людей. Они не услышали только из-за своих суждений. Не судите, и вам откроется Сущее.

Творение в каждом мгновении

Неоднократно нам навязывали идею, что когда-то в прошлом Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день Он отдыхал. За шесть дней он создал мир таким, как он есть, и с тех пор не было творения. Но для мудрых Бог — это сама творящая сила. Творение — это не какое-то отдельное историческое событие в прошлом — оно происходит в каждое мгновение.

Бог творит каждое мгновение. Но снова язык создает проблему, когда мы говорим: «Бог творит». Появляется такое ощущение, что Бог — это кто-то, кто постоянно творит. Нет, Бог — эта сама творческая сила. Поэтому, мы каждый момент находимся в творении. Вы сотворяетесь каждое мгнове­ние, каждое мгновение вы в глубоком общении с божес­твенным, с источником творения.

Откройтесь переживанию одухотворенности всей Вселенной, и к вам вскоре придет другое ощущение всего существования вокруг вас. Вещественность исчезнет, будет только океаническое бытие, лишь волны, вибра­ции. Когда это случится, вы познаете, что есть Бог. Этот океан энергии и есть Бог.

Бог — не персона, сидящая на небесах на троне; там никто не сидит. Бог — это целостность всего того, что есть. Вся созидательная энергия существования — вот что такое Бог. Но люди прошлого навязали вам шаблоны мышления. Реальность всегда одна и та же.

Каждое общество, каждая культура смотрит на одну и ту же реальность, но находит различ­ные реальности, поскольку различны их шаблоны, их концепции. И если вы не отбросите шаблоны, если не отбросите прочь свою обусловленность, вы не познаете, что есть реальность, вы познаете только интерпретации, созданные вашим умом.

Реальность без шаблонов — это единственная реаль­ность. И просветленные дают различные способы, чтобы помочь вам снять шаблоны, снять обусловленность. Из-за них вы не можете видеть мир таким, как он есть. Пусть растворится всё, что кажется вам реальным.

Наши рекомендации