Вопрос: 1189 Каково постановление совершения пятничного намаза, если пятница совпала с праздничным днем.

https://youtu.be/3jVu96VNZgA

Ответ: – Разрешено не идти на пятничный намаз (Если ты совершил ид (праздничный намаз), и разрешено совершить Зухр дома, притом, что в мечети провести пятничный намаз узаконено, но не обязательно.

Довод – хадис Зейда ибн Аркама: «Однажды пророк (саля Ллаху алейхи ва салам)

совершил праздничный намаз, а затем дал разрешение относительно пятничного намаза, а затем сказал: «Тот, кто хочет совершить его, тот пусть совершит» (Пятеро, кроме ат-Тирмизи). Хороший из-за поддерживающих цепочек. В нем: Ийяс ибн Аби Рамля – неизвестный (маджхуль), но он из числа таби'инов (последователей сподвижников). И его поддерживает хадис Абу Хурейры, в иснаде которого есть разногласие среди имамов. Ахмад и ад-Даракутни посчитали, что он из числа отосланных (марасиль) хадисов Абу Салиха («аль – 'Иляль» и «ат-Талхыс»). « يمملى الن ميصلى الله عليه وسلم ال مًَّمو ثمم رخَّمص فممي ال مِ مًمة ثمم قمال: مممن شماء أن يصمملي فل صَّمي ». А от 'Усмана передается, что однажды он дал праздничную проповедь в пятничный день и сказал: «Люди! Поистине, в этот день для вас собралось два праздника. Поэтому тот, который пришел издалека, и желает подождать пятничный намаз, тот может его подождать, а тот, который желает вернуться домой, то я ему разрешил» (аль-Бухари).

« أنم خ مَّمب ال مًَّمو يموم جم مًمة ثم قمال: يما أيهما النما إن همذا يموم قمو اج مَمل لبم ف مَّم ع مَّموان فممن أحمب أن ين ظَمر ال مِ مًمة ممن أهمي ال مًموالي فل نَّ ظَمر و ممن أحمب أن يرجمل فقمو أذنمت لم ».

Примечание: установлено от 'Умара, что он оставил совершение пятничного намаза в такой ситуации (Ибн уль-Мунзир). Достоверный. Такое же действие установлено от Ибн уз-Зубейра, и тогда люди спросили об этом Ибн 'Аббаса, и он ответил: «Он поступил по Сунне». А со слов ан-Ну'мана ибн Башира передается, что пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) совершал два намаза в один день (хадис, который в сноске 961), в конце которого пришло: «А если эти два намаза собрались в один день, то читал эти две суры в обоих намазах».

«و إذا اج مَل في يوم قرأ بهما أيضا في الصلا نََّ ».

____________________

И некоторые кто ошибся сказали что спадает пятничный намаз и зухр намаз с того кто

совершил праздничный намаз, мы же говорим да пятничный намаз может не идти но зухр обязан делать.

Из их доводов:

Хадис который передал Абу Дауд от 'Ато, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день». После чего он объединил их обе, совершая их по две раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'асра». (Абу Дауд в «сунан» 947).

Однако другая версия этого же асара тоже, которую приводит Абу Дауд № 1071 и смысл станет ясным ин ша-Аллах:

Ата говорит: "Совершил с нами Ибн аз-Зубайр Ид в начале дня, а когда мы отправились на джумуа, то он не вышел к нам. И тогда мы совершили молитву по отдельности".

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Если человек присутствовал на молитве Ид, то произошел требуемый сбор (иджтима'). Затем он совершает зухр, если не был на молитве джуму'а, и совершает зухр в его время. А молитва Ид заменяет суть молитвы джуму'а".

Источник: "Маджму'уль-фатауа" 24/211.

Говорит имам ас-Сан'ани: "Не скрыт тот факт, что Ата известил о том, что Ибн аз-Зубайр не вышел для пятничной молитвы. Но это не является однозначным текстом, указывающим на то, что он не совершил обеденную молитву дома. И заявление о том, что мазхаб Ибн аз-Зубайра состоит в том, что совершение молитвы Ид в пятницу снимает обязанность обеденной молитвы, опираясь на эту версию, не является правильным! Поскольку есть вероятность, что он совершил зухр у себя дома. Более того, в словах Ата, что они совершили ее, т.е. зухр, по отдельности содержится указание на то, что Ата не из числа тех, кто считает зухр не обязательным. И неправильно говорить, что они делали джуму'а, поскольку джуму'а не является действительной кроме как с джама'атом по единогласному мнению!" Источник: "Субулю-Ссалям" 1/146.

Также и шейх Мукъбиль, упомянув этот асар от Ата, сказал: "Его смысл не указывает на то, что Ибн аз-Зубайр не совершил зухр дома". Источник: "аль-Джами' ас-сахих" 2/190.

"А тот, кто не совершил джуму'а из тех, кто совершил молитву Ид, тот обязан совершить молитв зухр, опираясь на общие доводы, указывающие на обязательность зухра для того, кто не совершил джуму'а!" Источник: "Фатауа аль-Ляджна" 2358.

Под этим фатуа подписались шейхи: Ибн Баз, Абдурраззакъ Афифи, Абдуллах ибн Гъудаян и Абдуллах ибн Къу'уд.

Ибн Усаймин сказал: "Правильное в этом вопросе то, что человек должен совершить либо пятничную молитву с имамом, либо совершить обеденную молитву". Затем подробно разъяснив этот вопрос, приводя доводы разных сторон, шейх заключил: "Однако, является обязательным совершения зухра, поскольку зухр является обязанностью в установленное время, и нельзя его оставлять!". Источник: "Фатауа Ибн Усаймин" 16/107-109.

Ученые Постоянного комитета после шейха Ибн База, разъясняя данный вопрос и приведя все асары и хадисы по теме совпадения Ида с пятницей, сказали: "Мнение о том, что посещение молитвы Ид снимает обязанность и молитвы джуму'а и молитвы зухр в этот день, не является правильным! По этой причине ученые отвергли это мнение и вынесли суждение о его ошибочности и отклоненности, поскольку это противоречие Сунне и снимание обязанности из числа фардов Аллаха без довода! Вероятно до высказавшего это мнение не дошли по этому вопросу Сунны и асары, которые указывают на то, что посетившему молитву Ид не обязательно посещать джуму'а, но что ему уаджиб совершить молитву зухр". Источник: "Фатауа аль-Ляджна" 7/120. Под этим фатуа подписались шейхи: Абдуль-Азиз Али Шейх, Абдуллах ибн Гъудаян, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зейд.

Говорит шейх Мухаммад ибн Али аль-Асьюби после разбора хадисов данной главы: "Что касается слов о том, что молитва зухр спадает с тех, с кого спала и молитва джумуа, то это мнение, у которого нет довода! Те, кто говорит о том, что зухр спадает, не привели на это ясного довода, напротив, все что у них – это предположения, как поступок Ибн аз-Зубайра, который упоминался. Истина состоит в том, что не спадает обязанность совершения молитвы зухр, поскольку обязанность молитвы зухр установлена однозначными, бесспорными текстами. А тот, кто заявил, что зухр спадает, делает это на основании текстов, имеющих предположения. И нельзя оставлять основу, не выполнив ее, кроме как при убежденности!" Источник: "Шарх ан-Насаи" 17/236.

Порицая того, кто вынес фатуа о том, что зухр спадает с того, кто совершил Ид, шейх Ибн Баз написал ему: "Мнение о том, что джуму’а и зухр спадают с того, кто совершил Ид в пятницу – явно ошибочное! Всевышний Аллах вменил в обязанность Своим рабам пять молитв в течении дня и ночи, и мусульмане единогласны в этом. И в пятницу пятой молитвой будет молитва джуму’а. И праздничный день также не исключение, если совпадет с пятницей. И если бы молитва зухр спадала бы с тех, кто совершил Ид, то пророк разъяснил бы это, поскольку эта вещи, которые не ясны людям. И когда он дозволил людям, посетивших Ид не совершить джуму’а, он ничего не сказал о том, что спадает и молитва зухр, и это указывает на то, что ее обязанность сохраняется, следуя основе и ясным доказательствам, а также иджма’у в обязательности пяти молитв в течении дня и ночи!" Источник: “Имляат шейх Ибн Баз” 1/1308.

Что касается асара рассказанного со слов Уахб ибн Кайсана: "Совпали во время Ибн аз-Зубайра два Ида, и он оттянул выход, пока не рассвело, а затем вышел и прочитал хутбу, затянув ее, а потом спустился (с минбара) и совершил молитву. И он не совершил в этот день с людьми джумуа. А когда это рассказали Ибн Аббасу, он сказал: «Соответствовал Сунне»". ан-Насаи 1592, аль-Хаким 1/296. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Ибн Къудама передал, что имам аль-Хаттаби сказал: “Нельзя это понимать, кроме как в соответствии с мнением, что дозволено совершать джуму'а до зенита солнца. И в таком случае получается, что Ибн аз-Зубайр совершил джумуа молитву, поэтому спала обязанность Ида и зухра. Ведь если джумуа спадает при ее строгости (совершением Ида), то Ид тем более спадает совершением джуму'а. А если он совершил Ид, то нуждается в том, чтобы совершить зухр в его время, если не делал после этого джума”. Источник: “аль-Мугъни” масаля 1381.

Данное мнение, что Ибн аз-Зубайр совершил именно джуму'а некоторые имамы взяли не с неба, а опираясь на версию этого асара от Ата, что приводит Абу Дауд: "Сказал Ибн аз-Зубайр: "Два 'Ида совпали в один день", и он объединил их оба и совершил их вместе в два рака'ата".

Имам Ибн Къудама сказал: "Если человек подвинул молитву джумуа и совершил ее во время Ида, то от Ахмада передается: "Одна из них достаточна". И на основании этого (джумуа совершенная во время молитвы Ид) достаточна для совершения молитвы Ид и молитвы зухр. И ни чем человек не обязан до молитвы аср по мнению тех, кто дозволяет делать джуму'а во время уакта Ида". После этого Ибн Къудама привел упомянутый асар от Ата, что Ибн аз-Зубайр объединил два Ида и не делал молитв до асра. Источник: "аль-Мугъни" 3/243.

Также и хафиз Ибн Абдуль-Хади об этом асаре Ибн аз-Зубайра сказал: "То, что совершил Ибн аз-Зубайр указывает на дозволенность совершения молитвы джуму'а во время молитвы Ид, и что она достаточна для молитвы Ид и зухр". Источник: "Танкых ат-тахкыкъ" 2/562.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Что касается того, что сделал Ибн аз-Зубайр, то не дозволено для меня это понимать иначе, кроме как в соответствии с мнением, что дозволено совершать джуму'а до зенита солнца. И это (совершение джумуа в во время ида) передается от Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса, до которого когда дошло, что сделал Ибн аз-Зубайр, сказал: «Соответствовал Сунне». ‘Ата сказал: «Любой ‘Ид совершенный утром – это джуму’а». Исхакъ ибн Мансур передал от Ахмада, что его спросили: «Джумуа совершается до зенита или после?» Он ответил: «Если совершить до, то я не буду это порицать». Также говорил и Исхакъ (Ибн Рахауайх). На основании этого следует, что Ибн аз-Зубайр совершил два рака’ата молитвы джуму’а”.

Источник: “Ма’алим ас-Сунан” 1/212.

Обрати брат внимание на асар от того же Ата, что привел аль-Хаттаби: «Любой ‘Ид совершенный утром – это джуму’а».

А Ибн Хазм в «аль-Мухалля» привел этот асар ‘Ата в такой форме: «Любой ‘Ид совершенный утром – это аль-джуму’а, аль-адха и аль-фитр».

В "Сахих фикъху-ссунна", где приводился этот асар от Ата и после него слова аш-Шаукани, и затем сказано: "Что касается снятия обязанности молитвы зухр для того, кто не совершил джуму'а, но совершил Ид, то я не знаю кого-либо из сподвижников, согласившихся с этим. Несмотря на то, что от самого же Ата передается следующее: "Совпали два Ида во времена Ибн аз-Зубайра и он совершил Ид, и потом совершил джуму'а как зухр в 4 рака'ата". Иснад достоверный, его приводит ИБн Аби Шейба 2/7". Источник: "Сахих фикъху-Ссунна" 1/598.

Абдуррахман ибн Аби Зиъб рассказывал: “Однажды я вышел вместе с аз-Зубайром (ибн аль-‘Аууам) в путь в пятницу, и он совершил джумуа в четыре ракаата”. Ибн Аби Шейба 1/206. Шейх аль-Альбани назвал в “аль-Аджуиба” иснад достоверным.

Это достаточно, чтобы понять, что саляфы зухр в пятницу называли джуму'а?

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, когда упомянул разногласия ученых по вопросу совпадения Ида с пятницей, сказал, что у ученых три мнения на этот счет:

Первое, что джумуа должны делать и те, кто совершил Ид и те, кто не совершил. И это мнение Малика и др.

Второе, джумуа в случае с совпадением Ида спадает с тех, кто живет за границами города, как это передается от Усмана ибн Аффана и что выбрал аш-Шафи’и.

Третье, тот, кто совершил Ид, с него спадает обязанность джумуа. Однако имам обязан делать джумуа, чтобы посетили эту молитву те, кто желает, как на это указывает Сунна и что выбрал Ахмад.

И затем он выбрал сам третье мнение, назвав его сильным. Источник: “аль-Фатауа” 24/212.

И шейхуль-Ислам даже не упомянул о таком мнении имамов, как спадение и джуму'а и зухра с того, кто сделал Ид.

Имам Малик говорил: “Наихудшее знание – это редкое, а наилучшее знание – это ясное и известное, которое передавали люди”. Источник: “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 2/100.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Любое мнение, которым уединились последующие поколения, что до них не говорили предшественники, обязательно будет ошибочным! Как сказал имам Ахмад: «Остерегайся говорить в каком-либо вопросе, в котором у тебя нет имама!»” Источник: “Маджму’уль-фатауа” 21/291.

Говорит известный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас’уд: “Кто застал один ракаат молитвы джумуа, пусть добавит к нему еще один, а кто не застал руку’ (второго раката), пусть тогда совершает четыре (зухра)”. Ибн Аби Шейба 1/126, ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/38. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Это понимание сподвижника ясное и прямое на то, что не совершившему или не успевшему на джуму'а необходимо делать зухр. И неизвестно, чтобы ему противоречили в этом другие сподвижники.

Другой более сильный довод этому то, о чем говорили ученые Ляджны: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время прощального Хаджа, когда был на ‘Арафе в день пятницы, не совершил джуму’а, а сделал с людьми молитву зухр, и не сделал с ними джуму’а”.

Источник: “Фатауа аль-Ляджна” 8/229.

Будь джумуа основной, пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказался бы от основы?

Говорит имам ас-Сан'ани: "Затем, слова о том, что основа в пятницу, это молитва джумуа, а зухр заменяется ею – это отвергаемое мнение. Наоборот, молитва зухр – это основная молитва, которая была вменена во время ночного вознесения, а джумуа была вменена позже нее. И затем, если человек упустил молитву джумуа, уаджиб ему делать зухр по единогласному мнению!"

Источник: "Субулю-Ссалям" 1/146.

А до него иджма’ об этом передавал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, сказавший: “Все единогласны, что зухр является обязательным для каждого, кто в таком положении (когда снимается обязанность джумуа)”. Источник: “аль-Истизкар” 10/285.

Спросили шейха Ибн База: «Если я не совершил джумуа с джамаатом в мечети, то делать ли мне ее дома в два ракаата с намерением джумуа, или же я делаю четыре раката с намерением зухра?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Кто не был на молитве джумуа с мусульманами по шариатской причине, как болезнь и т.п. причины, тот совершает зухр! Так же и женщина совершает зухр, и путник, и живущие в пустынях. Все они совершают зухр, как на это указывает Сунна и слова всех ученых. И нет нужды обращаться к тем, кто отклонился в этом вопросе от ученых”.

Источник: “Фатауа Ибн Баз” 12/332.

Также кстати и шейх аль-Альбани, приведя упомянутый асар Ибн Мас’уда и еще другие, сказал: “А кто заявляет, что основа в пятничный день – это пятничная молитва, и кто ее упустил, нет обязанности на нем, как на путнике и женщине, они делают два ракаата джумуа, тот тем самым противоречит этим текстам без довода. Затем я увидел у ас-Сан’ани подобные слова, что если джумуа будет упущена, то уаджиб делать зухр по иджма’у”.

Источник: “аль-Аджуиба аль-муфида” 74-75.

Говорит хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр о версии асара Ибн аз-Зубайра: “Этот хадис, иснад его запутанный”. Источник: “ат-Тамхид” 10/274.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Что касается поступка Ибн аз-Зубайра, который передал Ата, давая фатуа на этом, при том, что от Ата самого это передается по разному, то нет этому мнению основу для джама’ата фахихов, и это мнение для них явно ошибочное”.

Источник: “аль-Истизкар” 2/385.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Группа людей приводила, что молитва, которую совершил Ибн аз-Зубайр в день Ида была пятничной молитвой”. Источник: “аль-Истизкар” 2/385.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “А другие истолковали это так, что Ибн аз-Зубайр не вышел по той причине, что он совершил зухр в четыре ракаата со своей семьей дома”.

Источник: “аль-Истизкар” 2/385.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “И все единогласны, что зухр является обязательным для каждого, кто в таком положении (когда снимается обязанность джумуа). А Ата и Ибн аз-Зубайр соглашаются с аль-джама’а в этом не в отношении дня Ида, а также и в день Ида, на что указывает аналогия и правильное понимание. И это в том случае, если бы их мнение было бы разногласием, берущимся во внимание, а что сказать о том, когда это мнение отклоненное и далеко от понимания?!” Источник: “аль-Истизкар” 10/285.

И также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “И если эти асары несут в себе столько пониманий, нельзя мусульманину опираться на них, чтобы снять обязательность джуму’а”.

Источник: “ат-Тамхид” 10/277.

Более того, даже вопрос о том, что молитва Ид заменяет джуму’а был весьма спорным, не говоря уже о том, чтобы Ид заменил зухр!

Многие имамы не приняли достоверность этих хадисов.

Например, хадис от Муауии, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал послабление в не совершении джуму'а тому, кто совершил Ид, который приводят Абу Дауд, Ибн Маджах и др., сказал о нем имам Ибн аль-Мунзир: “Этот хадис не достоверный, потому что в нем передатчик по имени Ийяс, который является неизвестным”. Хафиз Ибн аль-Къаттан сказал: “Так и есть, как он сказал”. Источник: “Тахзиб ат-тахзиб” 1/340.

Также сказал и имам Ибн Хузайма в своем Сахихе 2/359, что не знает этого Ийяса.

Другой хадис на эту тему от Абу Хурайры, ученые также и относительно него разошлись. Хафиз Ибн Хаджар в «Тальхыс аль-хабир» передал, что ад-Даракъутни и Ибн Ханбаль сказали, что правильное мнение в том, что этот хадис мурсаль. Имам аль-Хаттаби сказал, что в иснаде Абу Хурайры есть проблемы, также сказал и хафиз аль-Мунзири, что проблема эта - передатчик Бакыя ибн Уалид. Также назвал хадис этот слабым Ибн аль-Джаузи.

Источник: “аль-Иляль мутанахия” 1/469, “Аунуль-Ма’буд” 3/289.

Шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади в «Аунуль-Ма’буд» сказал: “Имам аш-Шафи’и и группа ученых говорили, что молитва Ид не становится причиной, дозволяющей оставить джумуа, приводя в качестве довода то, что джумуа обязательна всегда в любое время. А упомянутые хадисы и асары не использовали в качестве исключения из общей основы по причине проблем в их иснадах”.

А Ибн Хазм в «аль-Мухалля» вообще заявил: “Если Ид и джумуа совпадут в пятницу, то совершается Ид и затем обязательно джумуа! И нет достоверного сообщения в противовес этому”.

И даже имам аш-Шафи’и, вы думаете он свое мнение взял с воздуха, что Ид снимет посещение джумуа именно с тех, кто живет за пределами города? Его мнение основывалось на асаре от Усмана, что приводят аль-Бухари и Малик, что когда Ид и джумуа совпали, Усман сказал: “О люди, в этот день собрались два Ида, и кто желает ждать джумуа из числа жителей пустынь, то пусть ждет, а кто хочет вернуться, то я разрешаю ему”.

Также они опирались на хадис Умара ибн Абдуль-Азиза, который сказал: “Два Ида совпало во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Кто желает остаться из числа жителей долин, то пусть садиться, если его это не затруднит»”. аль-Байхакъи 5813.

Имам аль-Байхакъи сказал, что иснад этого хадиса достоверный. Однако несмотря на достоверность этого иснада, сам хадис мурсаль, так как Умар ибн Абдуль-Азиз не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Бадруддин аль-Айни вообще сказал, что все факъихи говорят, что джумуа является обязательным исходя из общих доводов, как аят и сообщения, указывающие на это, и что она не отменяется совершением Ида, как и зухр не отменяется Идом. Источник: "Шарх Сунан Аби Дауд" 4/397.

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Наши рекомендации