Ограничение видов неверия только отрицанием веры
Из слов мурджиитов: неверие – это почитание ложью и отрицание, и потому и не бывает обличения в неверии кроме как по причине почитания Ислама ложью и отрицанием его. Мурджииты заявляют что это аргументируется языковым смыслом, и утверждают что языковое значение понятия неверия заключается в словах Всевышнего: «Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему? Разве не в Геенне будет обитель неверующих?» (сура «Паук» 29:68).
Почитание ложью и отрицание являются явным неверием, выводящим из религии, но однако неверие не ограничивается исключительно этими видами. Тексты Корана и сунны указывают на то, что неверие может быть обусловлено и иным. Одним из видов неверия является осмеивание религии, как сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? - Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (сура «Покаяние», 9:65-66). Существует неверие по причине высокомерия и отказа, ибо сказал Всевышний Аллах о Иблисе: «отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (сура «Корова», 2:34). Существует неверие по причине отворачивания от религии, ибо сказал Всевышний: «Но те, которые не веруют, отворачиваются» (сура «Барханы», 46:3). Существует неверие лицемеров, ибо сказал Всевышний о лицемерах: «Это потому, что они уверовали, а затем стали неверующими. Затем их сердца были запечатаны, и теперь они не разумеют» (сура «Лицемеры», 63:3). Существует неверие в следствии сомнения, как в рассказе о владельцах сада в суре «Пещера»: «Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет. - Я не думаю, что настанет Час. Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное» - Товарищ его, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом — из капли, а потом сделал тебя мужчиной?» (сура «Пещера», 18:35-37).
Есть и ещё виды неверия в словах и деяниях, как было сказано выше.
Введение деяний в веру
Из числа нововведений мурджиитов то, что деяния у них не входят в понятие веры. Мурджииты говорят: если бы мы ввели бы деяния в веру, то обличили бы в неверии грешников, ибо если бы были слова и деяния частью веры, то исчезала бы вера полностью с исчезновением её частей.
В тоже время Шариатские доводы свидетельствуют о том, что входят деяния в веру, и среди них:
Сказал Всевышний Аллах: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (сура «Корова», 2:143), т.е. вашим молитвам, ибо мусульмане спрашивали пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, кто умер до перемены кыблы на Каабу: каково суждение о их молитвах? И был тогда ниспослан этот благородный айат, как говорится об том в хадисе Баръа[46].
Сказал Всевышний: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, - которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. - Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (сура «Трофеи», 8:2-4). Отмечено что обладают верой «иман мутляк» те, кто совершает деяния, описанные в этом айате.
Сказал Аллах, Преславен Он и Велик: «Воистину, преуспели верующие, - которые смиренны во время своих намазов, - которые отворачиваются от всего праздного, - которые выплачивают закят, - которые оберегают свои половые органы от всех, - кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, - тогда как желающие сверх этого являются преступниками; - которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, - которые регулярно совершают намаз. - Именно они являются наследниками, - которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура «Верующие», 23:1-11).
Сказал Всевышний: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха» (сура «Комнаты» 49:15).
Сказал Всевышний: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. - Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Комнаты», 32:15-16).
Сказано в достоверном хадисе от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делегации племени Аб дуль-Кайс: «Предписана вам вера в Аллаха. А знаете ли вы что есть вера в Аллаха? Свидетельствование того, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост Рамадана, и отдание пятой части от трофеев»[47]. Введены тут деяния в понятие веры, и не скажет никто что не упомянуто тут то, что в сердце, ибо это то что неизвестно явно, и нет нужды упоминать об этом.
Сказано в достоверном хадисе от Абу Хурайры, да помилует его Аллах, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера имеет шестьдесят или семьдесят ответвлений. Высшая из них – слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», а низшая – убрать колючку с дороги, и стыдливость – из ответвлений веры»[48].
Приводится в «Сунан» Абу Дауда с хорошим санадом в хадисе от Абу Умамы что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, повинуется ради Аллаха и выходит из повиновения ради Аллаха, тот сделал полной свою веру»[49].
Приводится в «Сунан» с достоверном санадом в хадисе от Абу Хурейры что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий тот, от которого люди считают безопасными свои кровь и имущество»[50].
Говорят мурджииты: введение деяний в понятие веры приводит к тому приведёт к исчезновению веры ввиду исчезновения её частей. Однако это неверно, ибо ветви дерева – часть дерева, и по исчезновению некоторых ветвей нельзя утверждать что исчезает и само дерево как таковое.
Быть может они аргументируют тем, что Аллах присоединил дела к вере в словах: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния» (сура «Марьям», 19:96), и это присоединение указывает на разнородность понятий.
Ответ им состоит в том, что это присоединение из разряда присоединения частного к общему, как сказал Всевышний: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали молитву и выплачивали закят» (сура «Корова», 2:277), нет сомнения что совершение молитвы и выплата закята относится к праведным деяниям. Сказал Всевышний: «кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение» (сура «Предвечернее время», 103:3). Заповедание истины относится к праведным деяниям, и это есть приобщение частного к общему, как это существует в речи арабов. Примером тому слова Всевышнего: «Оберегайте намазы, и особенно, послеполуденный намаз» (сура «Корова», 2:238), и слова Всевышнего: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (сура «Корова», 2:98), и слова Всевышнего: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом» (сура «Союзники», 33:7), и слова Всевышнего: «В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура «Милостливый», 55:68).
Те кто выводит деяния из веры бывают двух видов. Среди них есть те кто говорят: нет между верой и делами никакой связи. Предшествующие очевидные доводы опровергают этот масхаб и указывают на его ложность. И есть среди них те, кто говорят[51]: они взаимообразно связаны, и это – мурджииты фикха. Как сказали некоторые из них – разногласие между этими мурджиитами фикха, и сторонниками сунны, разногласие словестное. Сторонники сунны считают деяния частью веры, а мурджииты фикха считают деяния неразлучно связанными с верой. Но слова мурджиитов фикха неравнозначны словам современных нам мурджиитов, ибо современные нам мурджииты не обличают в неверии на основе отказа от деяний, а мурджииты фикха говорят: отрицание того что вменено в обязанность отвергает и то, что вменяет это в обязанность (т.е. отказ от деяний указывает и на отказ от веры – прим.переводчика).
Но однако же слова мурджиитов фикха противоречат текстам Корана и сунны, некоторые из которых мы приводили выше, и которые указывают на то что деяния входят в понятие веры, но однако, и хотя слова мурджиитов фикха ошибочны, такой вариант разногласий приносит некоторые благие плоды.