К вопросу о духовно-нравственном воспитании обучающихся младших классов современной школы

Явление нравственного составляет

главную задачу воспитания,

гораздо более важную задачу,

чем развитие ума вообще,

наполнение головы познаниями.

К. Д. Ушинский

Тема духовно-нравственного воспитания школьника актуальна, так как в нашем обществе происходят коренные социально-экономические преобразования, широкий поток информации о негативных явлениях, развивающихся на глазах у школьников, демократизация общества, противоречивость нашей сегодняшней жизни, информатизация и компьютеризация влияют на ухудшение нравственной атмосферы. Все это усложняет процесс воспитания учащихся. Поэтому современная школа предназначена способствовать индивидуальному развитию личности, предотвращению нравственного падения детей и подростков, искоренению наркомании, цинизма, глумления над любовью и красотой, ограждению детей от праздности и жестокости.

Учиться нравственности – по сути дела, учиться правильно жить. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых «пустых делах» не позволять себе лжи. Понятие «нравственность» В. Даль определяет как «духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина» [1].

Ребенка воспитывает социальная среда, бытовое окружение, школа. Среда и окружение – это не специально организованная воспитательная деятельность, а повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность, но это не значит, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Это учитывается, опираясь на положительные моменты, и, нейтрализуя отрицательные. Воспитательное воздействие должно вызывать у школьника положительную реакцию и возбуждать его собственную активность в работе над собой, оказывать эффективное развивающее и формирующее влияние.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ставится во главу угла в процессе реализации ФГОС II поколения. В Концепции духовно­-нравственного воспитания говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ведущая деятельность младшего школьника – это, естественно, учебная. Содержание учебной деятельности строится на выработке у учащихся дисциплины ума, движения мысли в заданном направлении. Нравственное воспитание младших школьников осуществимо в процессе формирования учебной деятельности в совокупности с эстетическим, трудовым воспитанием с учётом важности игровой деятельности. Именно такая совокупность воспитательных воздействий будет способствовать формированию гармонически развитой, высоконравственной личности.

Задача педагога – воспитание в обучающихся самостоятельности принятия решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые обучающиеся получают, изучая учебные предметы. Изучение отечественной и зарубежной литературы, а также фольклора, даёт возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности. Уроки математики способствуют развитию математических способностей, логического и аналитического мышления. Уроки ознакомления с окружающим миром учат детей любить и понимать и оберегать природу. На уроках литературного чтения приобщаются к духовному опыту великого творческого наследия наших предков. Таким образом, процесс обучения является важным источником систематического приобщения к нравственным знаниям и их накоплению.

Что же обеспечивает эффективность нравственного обучения на уроке? Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, нравственная направленность деятельности учителя. На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между обучающимися. Сообща решая познавательные задачи, дети общаются между собой, влияют друг на друга, это рождает между ними отношения коллективной работы. Это, прежде всего, отношение каждого к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе [3].

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания обучающихся, способствует их духовному и нравственному воспитанию.

Важнейшим источником духовно-нравственного воспитания является разнообразная внеурочная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, что способствует нравственному развитию личности и возможности для самопроявления. Это и классные часы, и коллективнын творческие дела, и посещение музеев, театров, библиотеки, филармонии, поездки, походы, экскурсии, спортивные мероприятия, благотворительные акции, праздники, проводимые совместно с родителями.

Считаю, что воспитательная ценность внеурочной деятельности зависит от целеустремленности и направленности деятельности учителя. Эта работа должна подчиняться учебно-воспитательным задачам школы, быть тесно связанной с жизнью, проводиться регулярно, систематически, а не от случая к случаю. Важным требованием к организации внеурочных занятий считаю их доступность и посильность для младших школьников, а также разнообразие и новизну, обязательное участие каждого учащегося.

Итак, структурно-воспитательный процесс слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни в контексте окружающего мира. Но к этой схеме следует добавить наследственность ребенка, своеобразие его натуры и личностных характеристик.

Учить ребенка правильному поведению – это значит учить его предвидеть результат своих действий, сказывающийся на состоянии других людей и его самого, другими словами постоянная ориентация на «другого» и учет его самочувствия. Воспитание должно быть ориентировано на «завтрашний день», что предполагает включение ребенка в систему сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Вовлекая школьника в разнообразие видов деятельности, школа оснащает его палитрой жизненно-необходимых, социально ценностных и личностно-значимых умений, навыков, знаний и отношений. Чем богаче спектр проживаемых ребёнком отношений, тем богаче его духовный мир. Для духовного развития необходима постоянная духовная деятельность школьника, направленная на осмысление своего существования на земле, месте своего Я в жизни, сознание таких связей, как «Я и Мир», «Я и Другой», «Я и Общество», «Я и Близкие».

Духовное богатство – условие насыщенной, интересной жизни. В духовном становлении личности ребёнка может помочь и ознакомление его с христианством. Духовная деятельность помогает формировать такое нравственное качество личности как внутренний контроль, который в свою очередь развивает волевую сферу ребёнка, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Нравственная личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Воспитание направлено на выработку у ребенка умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание требует от ребенка заглянуть «внутрь себя», к своим истокам, умение строить свои взаимоотношения с другими на нравственно, подлинно человеческих отношениях и соотносить свою жизнь с поиском ответов на вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступать? Чего хочу от жизни? От себя? От других? Куда двигаться дальше?

Тогда будет достигнута цель воспитания нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. В статье «Всех начал начало» народный учитель Г. Д. Лаврова писала: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд».

Итак, подведем итог сказанному. Цель современного воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную человека, чтобы его идеалом достойного человека стал человек, живущий по принципам Добра, Истины и Красоты, а основными характеристиками этого идеального образа были интеллект, нравственность и созидательность.

Литература

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Предисловие А. М. Бабкина. – М.: Русский язык, 1978. – 558 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 25 с.

3. Черемисина В. Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста \ сост. В. Г. Черемисина. – Кемерово: КРИПК и ПРО, 2010. – 36 с.

Комлева Е. И.,

учитель начальных классов

МАОУ гимназия №18,

г. Нижний Тагил

Наши рекомендации