По мотивам сказок Гофмана «Орех Кракатук»
Цель:приобщать детей дошкольного возраста к классике мировой детской литературы.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством немецкого писателя сказочника Э. Т. А. Гофмана.
2. Закрепить понятие «музыкально-театральный жанр» на примере балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
3. Развивать у детей дошкольного возраста художественно-эстетический вкус в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
Предварительная работа:
ü чтение сказок Гофмана «Орех Кракатук», «Щелкунчик и мышиный король»;
ü беседы с детьми по содержанию сказок;
ü рассматривание иллюстраций к сказкам;
ü выставка рисунков (совместные коллективные и семейные работы);
ü видео-просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», обсуждение, анализ;
ü разыгрывание миниатюр;
ü разучивание танцевальных композиций.
Дети заходят в музыкальный зал.
Его декорации имитируют дворцовое убранство.
Волшебник:Мы побываем с вами в сказке про волшебный орех Кракатук. Слышите? Это звуки старинного танца. Сегодня у короля и королевы бал по случаю рождения дочери, маленькой принцессы. Она такая хорошенькая, что Король и Королева просто счастливы!
Дети танцуют менуэт.
Заходят Король и Королева. Несут ребенка.
Королева:Она чудесна, как лепесток розы!
Король:Она нежна и прекрасна, как все цветы нашего королевства! (влюбленно смотрят друг на друга, радуются, играют в ладоши).
Звучит тревожная музыка из балета П. И. Чайковского, в зале появляется Мышильда, с нею мыши. Они смеются, передразнивают короля с королевой. Некоторые падают на пол, держатся за живот и болтают от смеха «лапками».
Мыши:Она прекрасна, как лепесток розы! Ха-ха-ха! Она нежна и прекрасна, как все цветы нашего королевства! Хи-хи-хи!
Мышильда:Она будет безобразна, как маленькое страшилище! Терпеть не могу человеческих детенышей! Они таскают моих мышат за хвостики и ловят их в мышеловку! (мыши пищат, жмутся к Мышильде, жалуются). Я заколдую эту противную девчонку! (стучит трезубцем).
Танец мышей.
Во время танца свет приглушается.
Когда свет снова загорается, Король и Королева смотрят на младенца.
Королева падает в обморок.
Волшебник:Много мудрецов, лекарей и знахарей съехалось во дворец, но никто не сумел вылечить маленькую принцессу. И тогда король решил позвать во дворец придворного звездочёта. Может быть, он сумеет предсказать судьбу маленькой принцессы и хоть немного успокоит её родителей.
Звучит музыка из балета «Щелкунчик.
Появляется Звездочёт.
Он смотрит на небо в подзорную трубу.
Танец звёздочек.
Звездочёт:Далеко за морями, лесами, горами, в королевстве сластей у Орехового Короля есть волшебный орех Кракатук. Пройдёт много лет, прежде чем один смелый принц добудет его. И как только принцесса попробует его волшебную мякоть, она снова станет здоровой и красивой.
Звездочёт раскланивается, уходит.
Король с королевой тяжело вздыхают и уходят тоже.
Волшебник:Прошло 15 лет, а принц всё не приходил. Отчаявшиеся родители потеряли всякую надежду на выздоровление дочери, но скажу вам по секрету, что слова звездочёта сбылись. Такой принц есть! Он смел и отважен, красив и силён. Да вот он, смотрите сами!
Танец принца «Битва с драконом».
Принц:Я обошёл весь свет в поисках волшебного ореха. Много бед и лишений встретилось на моём пути, но нигде, нигде его нет. Ах, кто-нибудь подскажет мне, где его искать?
Танец Феи Драже и конфет.
Фея Драже:Кто ты чужестранец?
Принц:Я принц из далекого королевства. А вы кто?
Фея:Я Фея, а это мои подданные конфетки. Мы очень рады, когда в нашем королевстве бывают гости. Хочешь, мы угостим тебя сладостями? (конфетки подбегают к принцу, предлагают ему разные угощения).
Принц:Спасибо, милая Фея, вы так добры, но мне нужен только волшебный орех Кракатук, чтобы вылечить принцессу от уродства. Её заколдовала злая Мышильда.
Фея:Ах, какое несчастье! Я совсем не знаю, где этот волшебный орех… Но возможно об этом знает мой сосед – Ореховый король? Но он такой вредный и упрямый! Всё время хвастается своим деревянным лбом… Мне совсем не хочется с ним разговаривать. Но тебя мне так жалко, ты так устал. Сейчас я позову своих подданных, и они немного тебя развеселят.
Фея хлопает в ладоши.
Дети танцуют под музыку из балета «Щелкунчик».
Восточный танец.
Китайский танец.
Фея:Я вижу грусть твою ничем не развеять. Иди к Ореховому королю. Может быть, он тебе и поможет.
В зале появляется Ореховый король со своей свитой.
Танец Орехового короля и орешков.
Ореховый король:Кто ты, чужестранец? И что ты делаешь в моих владениях?
Принц:Приветствую тебя, славный король! Я ищу орех Кракатук. Только его волшебная мякоть может спасти от уродства принцессу. Её родители так несчастны. Нет ли его у тебя?
Ореховый король(обращается к зрителям.): Если я скажу, что есть, мне придётся отдать орех этому несчастному принцу. А если я скажу, что нет, он уберется отсюда и не будет мне докучать (крутит пальцами «сказать – не сказать»). Нет у меня никакого ореха! Я сам – орех. Смотри, какой у меня замечательный деревянный лоб! Можешь щелкнуть по нему. Я уверяю тебя, что мне ни капельки не больно!
Принц:Ваше величество, сдаётся мне, что вы хотите меня обмануть…
Ореховый король:Да как ты смеешь со мной так разговаривать?! Даже если он у меня и есть, я тебе его всё равно не отдам. Ведь он достался мне от дедушки Арахиса, а ему от дядюшки Фундука, а тому, в свою очередь…
Принц:Дорогой волшебник, что же мне делать? Как выпросить у этого упрямца волшебный орех?
Волшебник:Его величество очень любит загадки. Попробуй поиграть с ним…
Принц:Ваше величество, я знаю три загадки! Уверен, что вы ни за что их не отгадаете!
Ореховый король:Я знаю все загадки в мире! Я их щелкаю как орехи!
Принц:Если отгадаете, я уйду с пустыми руками, ну, а если не отгадаете, то отдадите мне волшебный орех…
Принц загадывает загадки Королю.
С первыми двумя Король быстро справляется, а вот последнюю загадку отгадать не может.
Он обращается к детям.
Принц:Так нечестно! Вам помогали! Орех мой!
Ореховый Король:Всё равно не отдам! Не отдам, и не проси!
Принц:Какой же вы вредный, упрямый! Одним словом, деревянный! У вас совсем нет сердца!
Король:А ты что, очень любишь принцессу?
Принц:Я видел ее, когда она была совсем маленькая. Но уже тогда она была прекрасна, как лепесток розы, нежна и чудесна, как все цветы королевства!
Король:Ладно, забирай орех, но обещай, что еще немножко со мной поиграешь.
В игре участвуют и дети. В конце игры Принц прощается с Королем. Под звуки праздничного марша (П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик») принц садится на своего боевого коня и уезжает. Король, всплакнув, машет ему платком на прощание.
Волшебник:Вот и настал день, когда принц прибыл во дворец. Он торжественно преподнёс орех Кракатук Королю и Королеве. И как только принцесса попробовала его волшебную мякоть, она снова превратилась в красавицу, и все цветы королевства преклонили головы перед её красотой!
Девочки с принцессой танцуют «Вальс цветов»
Волшебник:Вы, наверное, догадались, что Принц и Принцесса полюбили друг друга? И вскоре сыграли пышную свадьбу!
Свадебный танец. В нём участвуют дети, Принц и Принцесса, а также и другие герои сказки.
Волшебник:Ну что, ребята, понравилась вам моя сказка? А теперь мне пора. До свиданья! Абра-кадабра-бумбулябра!
Свет гаснет, волшебник исчезает.
Девяшина С. Г.,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детство» детский сад №190
г. Нижний Тагил